УДК 33

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Маслов Александр Александрович
Волжский Политехнический Институт (филиал) Волгоградского Государственного Технического Университета
студент магистратуры по направлению "Экономика"

Аннотация
Данная статья рассказывает о рассмотрении конкурентных преимуществах с разных сторон. О том как видят конкурентные преимущества классики и современники.

Ключевые слова: конкурентная способность организации, конкурентные преимущества., этические аспекты


ETHICAL ASPECTS OF COMPETITIVE ADVANTAGE

Maslov Aleksandr Aleksandrovich
Volzhsky Polytechnical Institute (branch) Volgograd State Technical University
student of master in Economics

Abstract
This article reports on the consideration of competitive advantages from different sides. About how you see the competitive advantages of the classics and the contemporaries.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маслов А.А. Этические аспекты конкурентных преимуществ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64367 (дата обращения: 20.11.2016).

Под конкурентным преимуществом понимают первенство в конфликтном соперничестве между субъектами. Соперничество такого рода возникает в результате жажды овладения превосходством одного соперника над другим. В этом играт не малую роль конкурентный потенциал. Чем больше потенциал, тем больше конкурентная способность организации.

Конкурентная способность организации – это способность изготавливать и реализовывать продукцию или услуги, которые по ряду характеристик более привлекательны для покупателей, чем в других организациях – конкурентах. Конкурентоспособность может быть определена путём сравнения организаций, выпускающих идентичный товар или услугу применительно к территории, в пределах которой они работают.

Она определяется следующими показателями: экономический потенциал и эффективность деятельности, основной капитал, собственный и заёмный капитал, объём продаж, доля на рынке, производственный и сбытовой потенциал, производственные и сбытовые мощности, наличие сырьевой базы, научно-исследовательский потенциал, ежегодные расходы на НИОКР, платёжеспособность, кредитоспособность.

На конкурентный потенциал организации действует множество  факторов: динамика масштабов долгосрочного спроса, технологические инновации, маркетинговые инновации, динамика лидерства, диффузия достижений, динамика эффективности, покупательские предпочтения, государственное регулирование рынка.

Существует большое количество путей повышения конкурентности предприятия:

  • Использование введения нового
  • Совершенствования товара
  • Повышение качества товара
  • Сбыт товаров в сегменты рынка с более высокими требования к качеству и сервисному обслуживанию
  • Применение качественного сырья
  • Повышение квалификации кадров
  • Увеличение материального интереса работников и улучшение условий труда
  • Маркетинговые исследования рынка
  • Анализ конкурентов
  • Научно-исследовательская деятельность для повышения качества продукции
  • Рекламные мероприятия.
  • Повышение имиджа компании

Руководители предприятий думают о конкуренции, как о некой войне. В ней, если выигрывает кто-то, то другой обязательно проигрывает. В этом противостоянии побеждают только лучшие. Однако, по мнению Майкла Портера это неправильное мышление и ведёт к не правильным действиям. Оно вводит в заблуждение и приводит к ошибочным не действиям, но и стратегиям. Он говорит: «Не стремитесь быть лучшими, надо быть уникальными. Смысл конкуренции в создании уникальности, а не в том, чтобы сокрушить соперника». Прежде чем конкурентное поведение примет вид решительных действий оно конструируется на стратегическом уровне и предстает в качестве стратегии или комплекса стратегий их конкурентного потенциала. Для разработки стратеги во внимание необходимо учитывать множество факторов. Эти факторы могут быть как внутренними, так и внешними. По существу, стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Как замечает М. Портер, успех и лидерство «опираются на способность компании последовательно, день за днём, реализовывать определенную стратегию». Только в результате последовательной  реализации своего плана компания может увеличить свой конкурентный потенциал.

Одними из известных и популярных в практике являются классические методы таких авторов как: Стрикленд А. Дж., М. Портер, Томсон А. А., Котлер Ф. и другие. Но существуют немало и современных идей конкурентных стратегий:

  • модель 3К Кеничи Омае;
  • ценностные дисциплины М. Трейси и Ф. Вирсема;
  • теория сотрудничества конкурентов А. Брандербургера и Б. Нейлбаффа;
  • стратегия «голубого океана» Ким Чана и Р. Моборн.

Кеничи Омае принадлежит модель 3К. В этой модели он предлагает брать во внимание трёх «игроков»: компанию, её клиентов и её конкурентов. Они образуют стратегический треугольник. И уже в этом треугольнике  разрабатывается конкурентная жизнеспособная стратегия.

Майкл Трейси и Фред Вирсема предлагают опираться на один из трех ценностных критериев:

  • операционная слаженная деятельность;
  • доверительные отношения с клиентами;
  • превосходство продукции.

Барри Нейлбафф и Адам Бранденбургер предложили теорию сотрудничества конкурентов. Она позволила по новому оценить разработки конкурентных стратегий, так как связывается конкуренция и сотрудничество. Были найдены полезные точки:

  • Сотрудничество – это то, как мы создаем материальные ценности. Как мы печем пирог.
  • Конкуренция – это то, как мы получаем материальные ценности. Как мы отрезаем свой кусок пирога.

Нейлбафф и Бранденбургер утверждают, что бизнес – это игра. В этом деле для создания материальных ценностей компании нужны взаимоотношения с дополнительными участниками. Дополнительными участники являются компании-поставщики, у которых конечные потребители приобретают дополнительные к основному продукту товары или услуги. Но не стоит забывать, что эти компании в любой момент могут стать прямыми конкурентами.

Современные ученые Ким Чан и Рене Моборн предлагают выйти за пределы конкуренции с помощью создания стратегии «голубого океана». Смысл состоит в том, что при современном темпе развития и использовании методов «лоб в лоб» неактуальна. Да и  в долгосрочном использовании, весьма, губительна для предприятия. Ким и Рене называют конкурентные рынки «алыми океанами», полными крови «вцепившихся» друг в друга конкурентов. В «алом океане» границы рынка и принципы работы отрасли четко очерчены и едины для всех участников. Продукты конкурирующих предприятий имеют схожие характеристики, а различия между ними, со временем стираются. И товары становятся абсолютно одинаковыми без каких-либо отличий.

Практика реальной жизни всегда менее определена, чем теоретические аспекты, концепции и методики, помогающие определить важные закономерности, тенденции. Для повышения конкурентного потенциала необходимы в первую очередь методы его определения, во вторую уже стратегии его развития. У любого предприятия имеется такой потенциал, но не у всех он оправдывает себя. По вышеперечисленному можно сделать вывод о том, что для разработки эффективно действующей конкурентной стратегии следует не просто придерживаться правилам, разработанными классиками стратегического менеджмента или современными учеными, а совмещать и комбинировать различные инструменты и методы, полезные для конкретной компании и конкретно ситуации ее внешнего окружения.


Библиографический список
  1. Фатхутдинов Р. А. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. 2-е изд. М. 2014. 384 с.
  2. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М., 2012.
  3. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 2014.
  4. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.П. Романов, И.А. Жариков. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012.
  5. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг. – М.: Юрайт-Издат, 2013


Все статьи автора «Маслов Александр Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация