Под конкурентным преимуществом понимают первенство в конфликтном соперничестве между субъектами. Соперничество такого рода возникает в результате жажды овладения превосходством одного соперника над другим. В этом играт не малую роль конкурентный потенциал. Чем больше потенциал, тем больше конкурентная способность организации.
Конкурентная способность организации – это способность изготавливать и реализовывать продукцию или услуги, которые по ряду характеристик более привлекательны для покупателей, чем в других организациях – конкурентах. Конкурентоспособность может быть определена путём сравнения организаций, выпускающих идентичный товар или услугу применительно к территории, в пределах которой они работают.
Она определяется следующими показателями: экономический потенциал и эффективность деятельности, основной капитал, собственный и заёмный капитал, объём продаж, доля на рынке, производственный и сбытовой потенциал, производственные и сбытовые мощности, наличие сырьевой базы, научно-исследовательский потенциал, ежегодные расходы на НИОКР, платёжеспособность, кредитоспособность.
На конкурентный потенциал организации действует множество факторов: динамика масштабов долгосрочного спроса, технологические инновации, маркетинговые инновации, динамика лидерства, диффузия достижений, динамика эффективности, покупательские предпочтения, государственное регулирование рынка.
Существует большое количество путей повышения конкурентности предприятия:
- Использование введения нового
- Совершенствования товара
- Повышение качества товара
- Сбыт товаров в сегменты рынка с более высокими требования к качеству и сервисному обслуживанию
- Применение качественного сырья
- Повышение квалификации кадров
- Увеличение материального интереса работников и улучшение условий труда
- Маркетинговые исследования рынка
- Анализ конкурентов
- Научно-исследовательская деятельность для повышения качества продукции
- Рекламные мероприятия.
- Повышение имиджа компании
Руководители предприятий думают о конкуренции, как о некой войне. В ней, если выигрывает кто-то, то другой обязательно проигрывает. В этом противостоянии побеждают только лучшие. Однако, по мнению Майкла Портера это неправильное мышление и ведёт к не правильным действиям. Оно вводит в заблуждение и приводит к ошибочным не действиям, но и стратегиям. Он говорит: «Не стремитесь быть лучшими, надо быть уникальными. Смысл конкуренции в создании уникальности, а не в том, чтобы сокрушить соперника». Прежде чем конкурентное поведение примет вид решительных действий оно конструируется на стратегическом уровне и предстает в качестве стратегии или комплекса стратегий их конкурентного потенциала. Для разработки стратеги во внимание необходимо учитывать множество факторов. Эти факторы могут быть как внутренними, так и внешними. По существу, стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Как замечает М. Портер, успех и лидерство «опираются на способность компании последовательно, день за днём, реализовывать определенную стратегию». Только в результате последовательной реализации своего плана компания может увеличить свой конкурентный потенциал.
Одними из известных и популярных в практике являются классические методы таких авторов как: Стрикленд А. Дж., М. Портер, Томсон А. А., Котлер Ф. и другие. Но существуют немало и современных идей конкурентных стратегий:
- модель 3К Кеничи Омае;
- ценностные дисциплины М. Трейси и Ф. Вирсема;
- теория сотрудничества конкурентов А. Брандербургера и Б. Нейлбаффа;
- стратегия «голубого океана» Ким Чана и Р. Моборн.
Кеничи Омае принадлежит модель 3К. В этой модели он предлагает брать во внимание трёх «игроков»: компанию, её клиентов и её конкурентов. Они образуют стратегический треугольник. И уже в этом треугольнике разрабатывается конкурентная жизнеспособная стратегия.
Майкл Трейси и Фред Вирсема предлагают опираться на один из трех ценностных критериев:
- операционная слаженная деятельность;
- доверительные отношения с клиентами;
- превосходство продукции.
Барри Нейлбафф и Адам Бранденбургер предложили теорию сотрудничества конкурентов. Она позволила по новому оценить разработки конкурентных стратегий, так как связывается конкуренция и сотрудничество. Были найдены полезные точки:
- Сотрудничество – это то, как мы создаем материальные ценности. Как мы печем пирог.
- Конкуренция – это то, как мы получаем материальные ценности. Как мы отрезаем свой кусок пирога.
Нейлбафф и Бранденбургер утверждают, что бизнес – это игра. В этом деле для создания материальных ценностей компании нужны взаимоотношения с дополнительными участниками. Дополнительными участники являются компании-поставщики, у которых конечные потребители приобретают дополнительные к основному продукту товары или услуги. Но не стоит забывать, что эти компании в любой момент могут стать прямыми конкурентами.
Современные ученые Ким Чан и Рене Моборн предлагают выйти за пределы конкуренции с помощью создания стратегии «голубого океана». Смысл состоит в том, что при современном темпе развития и использовании методов «лоб в лоб» неактуальна. Да и в долгосрочном использовании, весьма, губительна для предприятия. Ким и Рене называют конкурентные рынки «алыми океанами», полными крови «вцепившихся» друг в друга конкурентов. В «алом океане» границы рынка и принципы работы отрасли четко очерчены и едины для всех участников. Продукты конкурирующих предприятий имеют схожие характеристики, а различия между ними, со временем стираются. И товары становятся абсолютно одинаковыми без каких-либо отличий.
Практика реальной жизни всегда менее определена, чем теоретические аспекты, концепции и методики, помогающие определить важные закономерности, тенденции. Для повышения конкурентного потенциала необходимы в первую очередь методы его определения, во вторую уже стратегии его развития. У любого предприятия имеется такой потенциал, но не у всех он оправдывает себя. По вышеперечисленному можно сделать вывод о том, что для разработки эффективно действующей конкурентной стратегии следует не просто придерживаться правилам, разработанными классиками стратегического менеджмента или современными учеными, а совмещать и комбинировать различные инструменты и методы, полезные для конкретной компании и конкретно ситуации ее внешнего окружения.
Библиографический список
- Фатхутдинов Р. А. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. 2-е изд. М. 2014. 384 с.
- Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М., 2012.
- Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 2014.
- Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.П. Романов, И.А. Жариков. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012.
- Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг. – М.: Юрайт-Издат, 2013
Количество просмотров публикации: Please wait