УДК 65.011.56

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИТ-ПРОЕКТОВ В КОМПАНИЯХ ЖКХ

Пивоваров Илья Валерьевич
ООО «Старт2ком»
директор департамента

Аннотация
Рассматриваются вопросы внедрения на предприятиях сферы ЖКХ комплексных инфраструктурных ИТ-проектов управлению операционной деятельностью, в том числе в части управления взаимоотношениями с потребителями услуг.

Ключевые слова: внедрение, информационные технологии, реинжиниринг, управление


MANAGEMENT OF INTRODUCTION OF INFRASTRUCTURE IT PROJECTS IN THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES COMPANIES

Pivovarov Ilya Valeryevich
Start2kom
department director

Abstract
Questions of introduction at the enterprises of housing sector of complex infrastructure IT projects to management of operating activities, including regarding management of relationship with consumers of services are considered.

Keywords: information technologies, introduction, Management, reengineering


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пивоваров И.В. Управление внедрением инфраструктурных ИТ-проектов в компаниях ЖКХ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64329 (дата обращения: 29.09.2017).

Процесс интеграции сферы жилищно-коммунального комплекса в единое информационно-экономическое пространство страны, инициированный, в том числе, принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также объективная необходимость организации эффективного управления инженерно-коммунальными сетями и взаимоотношениями с потребителями услуг, является ключевым моментом для пересмотра взглядов большинства руководителей на используемые информационные системы, которые уже не в состоянии обеспечить полноценное централизованное формирование достоверной и сопоставимой информации для оперативного и стратегического управления [7, 8, 9].

По состоянию на сегодняшний день, основная проблема инфраструктурных проектов по внедрению масштабируемых информационных систем состоит в том, что зачастую предприятия начинают поиск самого решения, и что самое главное, начинают его внедрение, прежде, чем поймут, что они хотят изменить в сложившихся методах работы, организационной структуре и работающем персонале.

Обычно степень предварительной проработки, осознание проекта и, в соответствии с ними, выбор информационной системы является весьма индивидуальны у каждого руководителя.

В целом, можно выделить и обобщить следующие варианты предварительной проработки проекта внедрения информационной системы в организациях ЖКХ:

  • в первом случае нужно всё («всё» – понятие объёмное и не конкретизируемое оператором), как правило, вчера и желательно практически бесплатно;
  • во втором случае, требуется неизвестно что, но желательно побыстрее, причем может складываться, что ИТ-службы пытаются реализовать некую стихийно возникшую идею, суть и целесообразность которой не понятна большинству вовлеченных в процесс, причём, уровень на котором идет проработка такой идеи, может варьироваться, а круг людей и обстоятельств, влияющих на принятие решений, бывает самым разнообразным – от инженеров–технологов до руководителей;
  • в третьем случае, компания пытается просто автоматизировать существующие бизнес-процессы не пытаясь при этом что либо улучшить в технологических или управленческих процессах. Как правило, в этом случае, руководством не ставиться глобальной цели построения управляемой системы, а преследуется «мягкая» цель – облегчить процесс работы отдельных служб или работников;
  • в четвёртом случае, необходимость применения которого возникает особенно остро в последнее время для построения управляемого процесса внедрения руководство намечает план реорганизации бизнеса, определяет основные цели и принципы реорганизации, разрабатывает стратегию развития информационных технологий и, только потом выбирает информационную систему.

В любом случае, в настоящее время для организаций коммунального комплекса на повестке дня стоит вопрос о выборе новых или доработке старых информационных систем в соответствии с динамично меняющимися условиями ведения профильного бизнеса.

Следовательно, после определения основных целей и принципов создания комплексной информационной системы, возникает необходимость разработки нескольких проектов (документов), определяющих основные требования к ее функциональности, модульности, масштабируемости и т.п. Однако, как показывает практика, даже при осознанном и обоснованном выборе информационной системы, в соответствии с определенными требованиями, нельзя дать гарантии ее эффективного внедрения для достижения основной цели – синхронизации и интеграции с единым информационным пространством ЖКХ [2, 3].

По данным различных источников, внедрение современных информационных систем повышает производительность труда более чем на 50%, однако, мировой (а в большей степени российский) опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев реально наблюдается рост производительности от 5 до 20 % [5, 6].

Чаще всего получение таких показателей определено следующими причинами:

  • отсутствие четко определенной цели внедрения ИТ-проекта и путей ее достижения;
  • отсутствие стратегии развития информационных технологий компании;
  • отсутствие менеджеров высшего состава в руководстве проектом внедрения или системных интеграторов проекта;
  • несогласованное управление проектами реорганизации компании и внедрения информационной системы;
  • отсутствие контроля управления проектом – определение ключевых результатов каждого этапа проекта, контроль их выполнения;
  • отсутствие квалифицированных специалистов для сопровождения информационной системы;
  • отсутствие чёткой организации и формализации производственных процессов, основанных на информационных технологиях и порядка сбора данных из структурных подразделений;
  • не использование всех возможностей информационной системы.

Для создания единого информационного пространства компании ЖКХ, необходимо на первом этапе создать единое информационное пространство её структурных подразделений, обеспечить решение всех задач управления и предоставления услуг с помощью интеграции информационной системы на основе единой базы нормативно-справочной информации.

Основные задачи организации коммунального комплекса, решение которых не возможно без применения современного интегрированного комплекса информационных систем:

  • управленческий, бухгалтерский и налоговый учет;
  • планирование финансово-хозяйственной деятельности;
  • управление инвестициями;
  • управление обслуживанием потребителей услуг;
  • управление качеством обслуживания;
  • электронный документооборот;
  • управление расчетами за предоставленные услуги;
  • сбор и обработка данных о предоставленных услугах;
  • учет технических ресурсов.

Построение эффективной системы управления возможно только на основе внедрения централизованных информационных систем, которое обязательно приводит к изменению бизнес-процессов организации, её организационной структуры, перераспределению, сокращению или добавлению функций, выполняемых службами и подразделениями.

Нельзя пытаться автоматизировать существующую ситуацию более современными информационными системами, изменяя функции структурных подразделений и отдельных работников в соответствии с возможностями внедряемых систем, нужно суметь не пустить «на самотёк» такие изменения, для чего необходимо:

  • разработать оптимальные бизнес процессы, предусматривающие использование минимального количества трудовых ресурсов при условии максимально возможного качества предоставления услуг,
  • определить структурные подразделения и выполняемые ими функции, участвующие в данных бизнес процессах,
  • разработать управленческие инструкции в соответствии с поставленными целями,

и только после этого автоматизировать процессы [2, 3, 5].

Основной эффект от внедрения централизованных программных продуктов – получение возможности проведения детального анализа информации любых уровней в кратчайшие сроки и без дополнительных трудозатрат.

Для получения информации с наибольшей степенью детализации, время ввода первичной информации и ответственность работников за достоверность введенных данных увеличивается, но при этом в несколько раз сокращается время обработки информации и получения необходимых отчетов.

Хотя построение оптимальной структуры управления, создание реально работающей вертикали принятия решений и системы контроля напрямую зависят от состояния информационных технологий, от их эффективности, производительности, безопасности, надежности и других не менее важных показателей, но в свою очередь и эффективность внедрения ИТ-проекта зависит от грамотно разработанной структуры управления.

В организациях коммунального комплекса управление ИТ-проектами целесообразно организовать на двух уровнях:

  1. уровень генеральной дирекции;
  2. уровень структурного подразделения.

Приблизительный, но не исчерпывающий, перечень этапов, необходимых для успешного внедрения ИТ-проектов в сфере ЖКХ:

  1. Определение целей и задач реализации проекта и плана их достижения.
  2. Назначение руководителя проекта реструктуризации компании на основе внедрения информационной системы из высшего менеджмента компании и наделение его правом принятия определённых управленческих решений в рамках данного проекта. При отсутствии в организации квалифицированных кадров такого уровня – выбор системного интегратора.
  3. Определение и формализация оптимальных бизнес-процессов компании, соответствующих целям и задачам данного проекта. Разработка корпоративных стандартов: положений, методик, инструкций, правил и схем взаимодействия структурных подразделений и их работников в бизнес-процессах компании.
  4. Выбор ИТ-продуктов, реализующих все бизнес-процессы компании и удовлетворяющих требованиям их организации. Определение приоритетности внедрения выбранных информационных систем.
  5. Внедрение информационной системы в рамках проекта построения новой структуры управления бизнес-процессами.
  6. Детализация процесса реализации проекта на основные ключевые моменты, с условием достижения максимальной эффективности при завершении всего проекта. Составление календарного плана (сетевого графика) проекта реорганизации компании на основе внедрения ИТ-проекта, в котором предусматривается проведение организационных и управленческих мероприятий с учетом сроков проведения мероприятий по внедрению информационной системы.
  7. Утверждение плана реализации проекта и контроль его выполнения.

Построение системы управления предприятий сферы ЖКХ на основе современных информационных технологий может вывести их бизнес на более высокий уровень, но для этого, в первую очередь, уже на первых этапах внедрения, необходимо научиться управлять этой постоянно разрастающейся сферой корпоративных ценностей [1, 4].


Библиографический список
  1. Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки, 2015. № 3(7). С. 99 – 103.
  2. Чаадаев В.К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 139-146.
  3. Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С. 149-156.
  4. Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.
  5. Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
  6. Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-3. С. 115-121.
  7. Чаадаев В.К., Чаадаева В.В. Информационные ресурсы ЖКХ – создание, использование и эксплуатация // Факторы повышения эффективности российской экономики: сборник материалов Международная научно-практической конференции. Краснодар. 2014. С. 302 – 308.
  8. Чаадаев, В.К., Чаадаева, В.В. Актуальные аспекты создания и развития единого информационного пространства ЖКХ // Прогрессивные технологии развития». 2013. № 11. С. 68-76.
  9. Чаадаева В.В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 831-835.


Все статьи автора «Чаадаев Виталий Константинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: