ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И БИЗНЕС

Заикин Владислав Алексеевич1, Чусавитина Галина Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент АББ-14-2, Институт энергетики и автоматизированных систем
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедры «Бизнес-информатики и информационных технологий»

Аннотация
Статья дает определение информационной войне. Описывает этапы эволюции и развития методов ведения войны. Дает определение основным стратегическим этапам. Раскрывает суть информационных войн в бизнесе и подводит итог.

Ключевые слова: военная машина, военный бизнес, воздействие на общество, война, интернет технологии, информационная война, информационное оружие, искажение фактов, история, манипуляция сознанием, методы информационных войн, политика, пропаганда, психологическое воздействие, психология, работа СМИ, социум, сферы влияния, фальсификация


INFORMATION WARFARE AND BUSINESS

Zaikin Vladislav Alekseevich1, Chusovitina Galina Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov, student ABB-14-2, Institute for Energy and automated systems
2Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov, candidate of pedagogical Sciences, Professor, head of the Department "Business Informatics and information technologies"

Abstract
The article gives a definition of the information war. Describes the stages of evolution and development of methods of warfare. Defines the main strategic stages. Reveals the essence of information warfare in business and sums it up.

Keywords: advocacy, falsification, history, information warfare, information weapons, internet technology, manipulation of consciousness, media work, methods of information warfare, military business, military machine, misrepresentation, politics, psychological effects, psychology, society, sphere of influence, the impact on society, war


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заикин В.А., Чусавитина Г.Н. Информационная война и бизнес // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64315 (дата обращения: 13.03.2024).

Введение

В современном мире, все тяжелее вести открытые боевые действия. Это связанно с действиями определенных военных союзов, созданных для предотвращения несанкционированных боевых действий (ООН, ОДКБ, ШОС и др.), а также с влиянием расширяющейся информатизации мирового сообщества. Для ведения бескровной (по типу холодной войны) или же подготовки масштабных боевых действий используется информационная война. В настоящее время проблемой информационных войн активно обсуждается в обществе. Информационная война становится темой для ток-шоу, телепередач и документальных фильмов. Так осенью 2015 года на телеканале НТВ был показан документальный фильм «Мировая информационная война» Мигеля Френсиса.

Отечественные ученые представили ряд публикаций на данную тему. Среди них: Почепцов Г.Г. в своей статье «Информационная война: определения и базовые понятия», Цыганов В.В., Бухарин С.Н.,Васин В.В. в статье «Интеллектуальные механизмы информационных войн», . Соломыков В.С. Клоков И.А. статья «О методах современной информационной войны». Зарубежные Авторы тоже не обошли эти тему стороной с представили следующие материалы: Cronin Blaise, Crawford Holly, «Information Warfare: It’s Application in Military and Civilian Contexts»; Taddeo Mariarosaria «Information Warfare: A Philosophical Perspective».

Информационная война – процесс воздействия одной информационной системы на другую при использовании информационных средств и методов, для получения определенный выгоды (материальной, политической, пропагандисткой), параллельно защищая свою систему и интересы[1]. При ведении информационной войны, объектом воздействия служит сознание мирного населения, военных и правящей элиты. Как правило воздействовать на правящую элиту сложнее, и чуть менее эффективно на военных, а вот на мирных жителей чаще всего приходится “основной удар”, при чем из мирного населения чаще всего делают новую силовую структуру для силовой поддержки информационной пропаганды[13][14].

Ведение не спланированной информационной, может привести к таким же экономическим потерям, как и не спланированная война. А вот правильно спланированная может помогать разрушать государства (Хорватия 1991-1995г, отделение Югославии), потеря контроля над ситуацией в стране и гражданская война (Кризис на Украине 2013-2015г., пропаганда национализма и ненависти к России привели к расколу Восточной и Западной части страны, что привело к гражданской войне на Донбассе, и отделением полуострова Крым, в состав Российской Федерации)[9].

Не важно кто участвует в информационной войне, будь то государства, корпорации или же частные лица, методы отличаются лишь масштабом, но их суть остается, в большинстве своем это навязать объекту ту точку зрения, которая выгодна субъекту, и использовать это в своих интересах[2].

Конкуренция на ранке, уже давно сопоставима с политическими противостояниями. В связи с этим растут масштабы и капитала вложения в рекламные компании. По максимуму используются доступные информационные технологии и методы привлечения покупателей. Самым простым способом остается рекламная компания, в которой компания представляется в наиболее выгодном свете, нежели ее конкуренты. Зачастую компании не стесняются на прямую говорить о недостатках своих конкурентов на публику[12].

Мы привыкли что рекламные компании состоят в основном из красочных шоу, больших плакатов на улицах, профессионально отснятых рекламных роликов и т.д. Но за всем этим, скрыт глубокий смысл, и шифр, который должно распознать наше сознание. Но что бы эффективность воздействия была максимальной на помощь рекламщикам приходят методы, которые за частую называют методами информационной войны.

История информационных войн

Методы информационной войны начали складываться еще на заре цивилизованного человечества. И одним из самых первых методов была дезинформация, способная ввести в заблуждение и подтолкнуть на неверные решения. По мере развития человечества, его амбиций и желаний, методы пополнялись и ухищрялись.

Развитие методов можно разделить на этапы. Первым этап духовного воздействия, проходил еще на заре человечества. Функцию информационных проводников играли духовные наставники, лидеры сообществ и ораторы. Методы были не сколько информационными, сколько наглядными. Что бы поддерживать власть, лидеры показывали свою силу, военная мощь, показательная казнь и красивые выступления талантливых ораторов, должны были воздействовать на сознание людей[7].

С все большим распространением бумаги и, следовательно, книгопечатанья, начался второй этап развития. Грамотные люди могли автономно получать информацию из бумажных источников, и доносить ее до неграмотных. Появились газеты, как одни из самых первых СМИ, очень эффективный инструмент как листовка (активно применяющийся в гражданской войне 1917-1922 в России, в первой и во второй мировой войне, и так же активно применяющийся и сегодня). Бумажные источники до сих пор имеют большое влияния на людей, и до сих пор являются мощнейшим средством информационной войны[6].

Третий этап, начался с открытия электричества и радио волн, что помогло изобрести радио, телеграф и телефон, в последствии и телевидение. Скорость передачи данных, возросли в тысячи раз. СМИ заработали в полную силу, газеты, радио, телевидение все это воздействовало на массы практически в любом уголке мира. Активное пользоваться новыми технологиями стали военные и спецслужбы. Все мы знаем, как в военные годы работал радио перехват, как использовалась дезинформация, как распространилась шифровка. С телевидением появилась телевизионная реклама, мощнейший механизм влияния на сознание покупатели. XX век стал самым насыщенным, самым прогрессивным технологически и информационно. Ведь и следующих этап начался именно в конце XX столетия[6].

Четвертый этап, продолжающийся сегодня, начался с изобретения первых персональных компьютеров, и дальнейшим их соединением технологией интернет. Скорость распространения информации стала почти мгновенной, ее распространение сверх быстрым, количество информации стало просто немыслимым, и что более удивительно, она увеличивается быстрее чем мы может ее отследить. Весь цивилизованный мир, и даже менее цивилизованный покрыт сигналами разной частоты, и назначения. От простого радио и телефона до военных радаров, и спутников всю нашу планету окутывают сигналы, передающие данные[6].

Информационные войны в бизнесе

Из чего состоит война? Любая война состоит из нападения, защиты и разведки. А из чего состоит информационная война? Любая информационная война, состоит из того же самого. Бизнес давно превратился в поле боя мелких торговцев, предприятий и крупнейших корпораций. А как известно «На войне все средства хороши», вот и с развитием телекоммуникационных технологий появились и новые просторы для баталий.  Информационная война в бизнесе, применятся для ослабления позиций какого-либо предприятия, или же полного его уничтожения(поглощения)[8].

Разведка

Как и следует войне, для начала требуется провести разведку. Разведка может быть, как открытая- использующая данные общего пользования, так и скрытная – использующая конфиденциальные(секретные) данные. Разведка состоит сбора различной интересующей информации, ее систематизации, на итогах которой применяется решение по поводу дальнейших действий. Не стоит так же забывать про контрразведку, которая призвана предотвратить враждебные действия или же их предупредить.

Выделяют следующие виды разведки:

Конкурентная разведка (competitive intelligence) – это узкое направление деловой разведки, которое отвечает основной цели: построению системы взаимоотношений с конкурентами, т. е. создания комплекса мероприятий по получению и обработке данных о конкуренте: имущественных, финансовых и управленческих ресурсах, возможностях и уязвимости, а также об оперативных и стратегических планах[11].

Маркетинговая разведка -понятие очень широкое: слово «маркетинг» подразумевает не только изучение конкурентов, но и продвижение продукта, рекламу, ценообразование, начиная с начальной стадии разработки продукта до его продажи. Однако отсутствие различий между разведкой и маркетингом можно постулировать, только если считать маркетингом всю работу фирмы с внешней информацией. С практической точки зрения это нецелесообразно[10].

Профессиональное наружное наблюдение (слежка) с использованием самой современной спец. техники является одной из самых востребованных услуг если необходимо проверить информацию о партнерах, а также собрать данные о круге знакомств, передвижение, место и время нахождения объекта, посещение и установление адресов, установление и выявление связей объекта с предоставлением фото и видео материалов для заказчика.

Выделяют следующие методы открытой разведки:

  • Кабинетные легкодоступные методы (СМИ, Интернет, книги, CD-ROM и т.д.)
  • Кабинетные труднодоступные методы (маркетинговые исследования, малотиражные сборники, внутрифирменные отчеты, документы на иностранных языках и т.д.);
  • Полевые методы (опросы, интервью, посещение выставок, презентации, наблюдения ит.д.);
  • Оперативные методы (использование “человеческого фактора”);
  • Методы использования консалтинговых компаний, специализирующихся по сбору информации.

Нападение

Стратегически правильное нападение всегда опирается н результаты тщательной разведки. Нападение представляет собой, использование собранной информации против конкурента. Как правило это информация негативного характера. Возможны любые пути распространения этой информации: СМИ, интернет, печатные издания, устное распространение и др. Естественно на каждую атаку имеется контратака, под ней можно подразумевать встречную атаку имеющимся компроматом или же опровергнуть выдвинутые обвинения и факты. Так же атака может производится и косвенно, например, на основе статистических данных рекламная компания одного производителя может опираться на слабости другого[13].

Ярким примером была атака на концерн Volkswagen в 2015 году, целью которой было существенное ослабление бренда и больше финансовые потери. Атака полностью удалась, бренд сознался в предъявленных объявлениях и потерял треть своего капитала.

Оборона

Оборона, важная составляющая безопасности компании. В нее входит и разведка, и нападение, а также и сама оборона. Разведка помогает разузнать платы противника и подготовится или сорвать атаку, нападение контратаковать, а оборона собственно минимизировать ущерб. За частые компании «играют грязно», и стараются разузнать компромат друг на друга, самый надежный способ быть защищённым, не иметь такого рода информации, но что более правдоподобно держать ее максимально защищённой. Так же необходимо продумать «пути отступления», если атака совершена и компромат «всплыл», нужно его опровергнуть[5].

Оборона фактор круглосуточный, вне зависимости от ситуации, данные компании должны быть хорошо засекречены, компромат спрятан, а помысли чистыми, только так можно быть уверенным с информационной безопасности компании[4].

Суть информационных войн в бизнесе

Информационные войны в бизнесе эволюционируют так же, как и любые другие виды конфликтов. Если во времена, когда люди узнавали новости в основном из газет информационные войны были весьма эффективными, то во времена, когда гигабайты информации могут мгновенно оказаться на другом конце света, скорость и масштабы обретают совсем другой характер.

Крупные компании тратят огромные суммы на обеспечение безопасности своих данных, другие же тратят суммы не меньше что бы эту защиту сломать и похитить нужные данные. Люди всегда зарабатывали на войне, и информационная война не исключение[3].

В погоне за прибылью, компаниям нужно больше рынка сбыта, чтобы освободить его для себя, нужно подвинуть конкурента, для этого и нужна война. Но вот не задача, количество рынка, занимаемого компанией, зачастую не только не повышает качество продукции, но и не способствует снижению цены продукции. Конкуренция за счет качества продукции и снижения издержек к сожалею больше не привлекает производителей.

Война ради войны, вот зачем нужны информационные войны компаниям. Рекламные войны крупнейших автопроизводителей BMW, AUDI, SUBARU, BENTLEY, MERCEDES были нацелены напрямую фанатскому сообществу. На своих плакатах производители посмеивались друг над другой, мерились технологиями, на потеху своим клиентам. Собственно, такой не хитрый и не очень дорогой, но очень креативный подход хорошо подогревал интерес автолюбителей. Но производители пошли дальше, и начали снимать весьма дорогостоящие ролики, где так же не обходилось без юмора. Но под этим юмором, была четкая установка, захватить как можно больше рынка, но выиграет ли от этого потребитель, вопрос сложный [12, с.255].

Заключение

В нашем жестоком мире невозможно без войны, человеческая сущность такова что он все время воюет во имя мира. Или из-за прибыли как например компании. Грамотный подход компаний к обеспечению информационной безопасности не всегда требует колоссальных вложений, а грамотное нападение не всегда должно быть «грязным».

Главным конкурентным преимуществом все же должны стать качество и доступность товаров, именно этот фактор поможет завоевать доверие и любовь потребителей, и поможет в сложной ситуации, а не то сколько «понтов» бренд показывает в телевизионной рекламе.

Но как бы то не было, защита информации организации является так и защитой информацией ее клиентов, где пробелы в защите не допустимы. Способы разведки должны быть открытыми и законными. А атака не должна пагубно сказываться на потребителях. Но такие вида конфликты играю роль естественного отбора, где выживает, как говорится, сильнейший.


Библиографический список
  1. Почепцов Г.Г. Информационная война: определения и базовые понятия // Пси-фактор.  – 2014 [Электронный ресурс]. URL:http:/psyfactor.org/psyops/ infowar25.htm(дата обращения: 16.09.2015).
  2. Расторгуев С.П. Краткая лекция по теории информационной войны // Информационные войны.  – 1999 [Электронный ресурс]. URL:http://www.infwar .ru/article.php?num=1&infwar=blo8f07pr62eq709qfvf1ac5k5 (дата обращения: 16.09.2015).
  3. Цыганов В.В., Бухарин С.Н.,Васин В.В. Интеллектуальные механизмы информационных войн // Информационные войны.  – 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.infwar.ru/article/zigan.pdf?infwar=blo8f07pr62eq709qfvf1ac5k5 (дата обращения: 16.09.2015).
  4. К вопросу об информационных войнах и информационной безопасности на современном этапе/ Галушкин А.А.// Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: сб. статей. – Рязань, 2015. – с. 245-248
  5. Щекотихин В.М. Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика [Текст] / Щекотихин В.М. – Москва: Акад. ФСО России, 2011. – 999 с.
  6. Фролов Д.Б. информационная война: эволюция форм, средств и методов [текст] / Фролов Д.Б // социология власти. – 2005. – № 5. – с.121-146.
  7. Соломыков В.С. Клоков И.А., О методах современной информационной войны [текст] / Соломыков В.С. Клоков И.А// Известия тульского государственного университета. технические науки. – 2014. – № 11-2. – с. 412-418.
  8. Вирен Георгий. Некоторые приемы информационных войн в современном медиапространстве [текст] / Вирен Георгий // Дипломатическая служба. – 2012. – № 7. – с. 5-13.
  9. Бухарин С.Н., Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Концепция планирования информационной операции [текст] / Бухарин С.Н., Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г// Информационные войны. – 2013. – № 1(25). – с. 32-40.
  10. Stevens Tim. / Information Warfare: A Response to Taddeo / Stevens, Tim // Department of War Studies, King’s College London, London UK. – 2013. – №6. – P. 221-226.
  11. Panda Brajendra, Giordano, Joseph, Defensive information warfare. / Panda, Brajendra Giordano, Joseph // 2013. – Vol. 42, №9. – P. 30 – 32.
  12. Cronin Blaise, Crawford Holly, Information Warfare: It’s Application in Military and Civilian Contexts. / Cronin Blaise, Crawford Holly // 2014. – Vol. 15, №4. – P. 257 – 263.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Заикин Владислав Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация