К ВОПРОСУ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Новикова Елена Викторовна1, Шелудкова Антонина Александровна2
1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма
2Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», студентка 2-го курса магистратуры направления подготовки 43.03.02 туризм

Аннотация
В данной статье подняты проблемы создания актуального туристического продукта, проведено исследование и анализ, помогающие в создании пакета туристических услуг с учетом финансовой обеспеченности и предпочтения потребителей.

Ключевые слова: анкетирование, Краснодарский край, развитие туризма, третий возраст, туризм, туристический продукт


MOTIVATIONAL ORIENTATION ON PENSIONERS IN THE AREA OF TOURIST SERVICES

Novikova Elena Viktorovna1, Sheludkova Antonina Aleksandrovna2
1Sevastopol Economics and Humanities Institute (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, PhD
2Sevastopol Economics and Humanities Institute (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Master

Abstract
In this article is raised the problems of creating topical tourist product, conducted research and analysis, that could help to create a package of tourist services with considering financial security and consumers preferences.

Keywords: development of tourism, Krasnodar Territory, questionnaires, tourism, tourist product


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Е.В., Шелудкова А.А. К вопросу мотивационной направленности потребителей третьего возраста в сфере туристических услуг // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64311 (дата обращения: 29.03.2024).

Актуальность исследования:

После воссоединения полуострова Крым и города Севастополя с Российской Федерацией происходят изменения и на туристическом рынке. Появляются новые предложения для путешествий, как в Крым с материковой части РФ, так и наоборот. Однако, анализ деятельности турпредприятий показал, что разработанные туры отличаются достаточно высокой ценой и не учитывают пожелания определенных слоев населения.

Цель исследования:

Анализ современных предпочтений в туризме людей, относящихся к третьему возрасту.

Основная часть:

Туризм – одно из самых ярких и массовых явлений нашего времени. Он занимает достаточно значимое место в экономике страны, является стимулирующим фактором для производства многих видов промышленной продукции, постоянным источником налоговых поступлений, дает значительное количество рабочих мест и является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в мировой экономике.

Туризм – это активно развивающиеся отрасль, направленная на потребителя, включающая в себя такие услуги, как: путешествия, проживание, питание, отдых и досуг. Субъектом туризма является турист, то есть потребитель туристических услуг со всем разнообразием его потребностей [3, с. 3–6]. Поэтому очень важно максимально учитывать желания, предпочтения и возможности туристов. Однако, на данный момент есть проблема в реальной оценке вышеуказанных параметров ввиду того, что туризм постоянно развивается, а также меняются политические, экономические и социальные аспекты, от которых туристическая отрасль зависит.

Туризм в сегодняшнем мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, поэтому существует обоснованная необходимость его классифицировать, т. е. выявить группы по отдельным признакам, зависящим от определенных целей. Как правило, прибегают к классификации по делению на типы, категории, виды и формы туризма [2, с. 10].

Однако, остается спорным вопрос связанный с классификаций туризма, относительно целей туристической поездки. Существует масса мнений касаемо отраслевого состава туризма. Впрочем, исследователи единогласны в главном и различают путешествия, целью которых является деловой туризм и туризм, связанный с отдыхом и развлечениями. Для того, чтоб придать классификации туризма системность, можно воспользоваться схемой, предложенной в работе И. Ю. Александровой: «Международный туризм» [1, с. 16], и тем самым, рассмотреть максимально полную классификацию туризма (рис.1) [3, с. 47].

Рисунок 1. Классификация туризма

Анализируя данную схему можно увидеть, что существует классификация по возрастному составу участников путешествия. С этим сложно не согласиться, т.к. при создании туристического продукта большое значение имеет возраст туриста, как аспект, определяющий его возможности и мотивацию.

Известно, что основным потребителем туристического продукта являются молодые люди и люди среднего возраста. Для них в туристической сфере существует широкий спектр различных предложений, как с точки зрения ценового разнообразия, так и в плане большого выбора видов отдыха. Спрос на туристические услуги с их стороны достаточно велик. В связи с этим стоит более подробно рассмотреть недостаточно охваченную вниманием категорию потенциальных потребителей – людей, относящихся к третьему возрасту.

Исследования, проводившиеся в последнее время, показали следующую тенденцию: среди туристов начинает преобладать контингент, относящийся к третьему возрасту. Так, компания АВАС Reisemonitor, занимающаяся мониторингом в сфере туризма пришла к выводу, что к 2020 г. каждый второй отдыхающий будет старше 55 лет [4, с. 157].

Перспективность данной категории населения определяется тем, что люди третьего возраста имеют больше свободного времени. Трудоспособное население вынуждено работать большую часть года и может путешествовать только в период отпуска. Что касается финансовой стороны вопроса, то конечно, нужно учитывать, что пенсионеры более ограничены в финансах, чем те, кто работает. Но, в то же время, среди путешествующих можно увидеть достаточное количество пожилых людей, в доверительных беседах с которыми выясняется, что помимо пенсии, они имеют собственные сбережения или же финансовую помощь оказывают их родственники. Последнее, как раз, встречается чаще всего. Достаточно состоятельные люди отправляют своих пожилых родителей в туристическую поездку.

Туристов, относящихся к третьему возрасту, можно разделить на три группы и охарактеризовать их следующим образом (таб.1):

Таблица 1. Характеристика возрастных групп [4, с. 157]

Возрастные группы

Характеристика

От 55 до 64 лет

Данная категория отличается наличием достаточного количества свободных финансовых средств, в связи с тем, что у большинства есть небольшие домохозяйства и взрослые дети, не требующие дополнительных трат на их воспитание и образование.

От 65 до 74 лет

Эти туристы составляют группу наиболее активных путешественников.

От 75 лет и старше

Эта категория туристов самая малочисленная, т.к. желание путешествовать с возрастом угасает.

Проанализировав предложения местных туристических агентств, можно определить, что не существует отдельных туристических услуг для людей третьего возраста, а существующие не отвечают предпочтениям и финансовым возможностям данной категории людей. Большинство туров перенасыщено объектами показа, значительное количество времени туристы должны проводить в трансфере, время отдыха не скоординировано должным образом. Именно поэтому существует обоснованная необходимость провести исследование среди потребителей туристического продукта, относящихся к вышеупомянутой группе, для объективного определения финансовых возможностей, интереса к тому или иному туристическому региону, выявления популярных видов туризма и т.д. Для решения данной задачи была разработана анкета (рис.2) и проведено анкетирование. В анкетировании приняло участие 60 респондентов. Субъектом исследования был потребительский сегмент, включающий в себя людей относящихся к третьему возрасту и проживающих на территории полуострова Крым и города федерального значения Севастополь. Объектом – Краснодарский край.

Рисунок 2. Анкета

В процессе подведения итогов анкетирования было выявлено, что 100% респондентов хотели бы посетить Краснодарский край, что говорит о необходимости активней развивать данное направление. При этом следует учесть, что 90% опрошенных ранее не были в Краснодарском крае.

Анализ данных о самом привлекательном виде туризма показал, что наибольшим спросом у людей, прошедших анкетирование, пользуется познавательный туризм – 25% и оздоровительный туризм – 25%, но стоит отметить, что 25% респондентов объединили бы вместе познавательный и оздоровительный туризм. Данный показатель является важным при составлении туристического пакета услуг, т.к. дает возможность создать более многогранный и качественный продукт. Так же стоит заметить, что 15% анкетируемых изъявили желание совместить познавательный туризм и экстремальный, что не должно остаться без внимания. Менее востребованными видами туризма оказались религиозный и ностальгический туризм. Они набрали по 5% (рис.3).

Рисунок 3. Виды туризма

Данные по расходам на дорогу, проживание и питание представлены в таблице 2. Изучение данных о предполагаемых расходах на дорогу позволяет сделать вывод, что половина респондентов готова потратить значительную сумму на дорогу. Поэтому при разработке тура следует обратить внимание на авиа перелет, что позволит упростить транспортные вопросы и создать максимально комфортные условия трансфера, а также минимизировать риски, связанные с погодными условиями и ЧС, которые могут возникнуть на Керченской переправе.

Не менее важной составляющей расходов являются затраты на проживания. Больше половины респондентов готовы потратить сумму, включающую в себя завтраки. Это важно, т.к. статья по расходам на питание показывает достаточно невысокие показатели, поэтому за счет показателей расхода средств на проживание, возможно прийти к балансу и обеспечить туристов завтраками и ужинами (платными) в гостинице или в ином другом средстве размещения, предусматривающем питание. Анализ расходов на сувениры позволяет увидеть, что это достаточно значимая часть расходов для респондентов, поэтому необходимо предусмотреть централизованное посещение туристической группой сувенирных магазинов.

Таблица 2. Предполагаемые финансовые расходы

Статьи расходов

Сумма предполагаемых расходов

%

Дорога

1000 – 2000 р.

3000 – 6000 р.

10000 – 15000 р.

20000 – 40000 р.

40%

25%

20%

15%

Проживание

Менее 1000 р.

1000 – 2000 р.

3000 р. и более

45%

45%

10%

Питание в сутки

Менее 500 р.

500 – 900 р.

1000 – 2000 р.

15%

55%

30%

Сувениры

0 р.

200 – 500 р.

1000 – 2500 р.

4000 – 5000 р.

20%

10%

50%

20%

Немаловажным фактом является распределение показателей в категории оптимальной продолжительности туристической поездки. 65% респондентов выразили желание провести время на отдыхе от 5 до 7 дней, при этом данные показатели у 46% людей, которым интересен оздоровительный туризм. Поэтому, учитывая непродолжительность поездки, нужно подобрать рекреационный комплекс, который сможет в полной мере отвечать потребностям людей третьего возраста и дать возможность восстановить силы за непродолжительный период времени. 35% опрошенных людей предпочитают поездку от 10 до 14 дней.

При создании туристического продукта для людей третьего возраста стоит заострить внимание на количестве туристических объектов для посещения в сутки. Данные по этой категории исследования предоставлены в таблице 3. Результат подтверждает предположение о том, что существующие туристические продукты, на данный момент, перенасыщены объектами показа и следует пересмотреть подход к созданию туристического пакета услуг.

Таблица 3. Количество туристических объектов

Количество туристских объектов для посещения в сутки

%

1 – 2

55%

2 – 3

30%

4 – 6

15%

Данные проведенного анкетирования показали, что 40% респондентов отправятся в туристическую поездку с друзьями, а 35% с мужем или женой, 20% с внуками и 5% в одиночестве. Эти сведенья могут быть полезны при планировании расселения туристической группы (рис. 4).

Рисунок 4. Выбор попутчика

Таким образом, благодаря проведенному анкетированию с последующим анализом результатов, мы выявили самые популярные виды туризма, интерес к Краснодарскому краю, определили финансовые возможности туристов, относящихся к третьему возрасту. Все эти данные помогут в создании многогранного и удовлетворяющего все потребности путешественника туристического продукта, что скажется положительным образом на развитии туристической отрасли в целом.


Библиографический список
  1. Александрова, И.Ю. Международный туризм: учебное пособие. – М.: аспект Пресс, 2002 – 470 с.
  2. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма / А. В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
  3. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2007. – 152 с.
  4. Кляп М.П., Сучасні різновиди туризму: навчальний посібник / М.П. Кляп, Ф.Ф. Шандор. – К.: Знання, 2011. – 334с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шелудкова Антонина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация