УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Богатырко Арина Олеговна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
Данная статья посвящена такой актуальной на сегодняшний день проблеме, как формирование грамматического навыка при обучении немецкому языку, данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимость обучения грамматике и этапы формирования грамматического навыка на примере немецкого языка. Основное внимание уделяется таким понятиям как рецептивный и продуктивный грамматический навык. Рассматриваются такие понятия как, грамматика, система упражнений и методика формирования грамматического навыка.

Ключевые слова: грамматика, методика формирования грамматического навыка, продуктивный грамматический навык, рецептивный грамматический навык


FORMATION OF GRAMMATICAL SKILLS AT GERMAN LANGUAGE TEACHING

Bogatyrko Arina Olegovna
Ural State University of Railway Transport
Lecturer, Department of Foreign Languages & Cross-Cultural Communication

Abstract
The article is devoted to one of the most actual problems, the problem of Formation of grammatical skills at German Language Teaching. This problem is insufficiently explored and required further researches. The necessity of using Grammar Teaching and the stages of formation of grammatical skills on the example of the German language has been studied in this article. The main attention is focused on concepts such as the receptive and productive grammatical skills. Such definitions as grammar, exercise system and method of formation of grammatical skills have been studied in this article.

Keywords: grammar, method of formation of grammatical skills, productive grammatical skill, receptive grammatical skill


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богатырко А.О. Формирование грамматического навыка при обучении немецкому языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63767 (дата обращения: 20.11.2016).

Грамматика долгие годы является предметом долгих споров и дискуссий. Грамматика трансформирует язык в речь, следовательно, грамматические навыки являются неотъемлемыми составляющими всех видов речевой деятельности. Главная задача методики в данном случае, заключается в необходимости найти способы овладения грамматическими явлениями и операциями, которые входят  в состав грамматических навыков. Умение правильно сочетать слова, перестраивать словосочетания в зависимости от цели общения, является главным условием для успешного языкового общения [1,с. 19].

Термин «грамматика» включает в себя такие понятия, как грамматический строй языка и науку о грамматическом строе языка. Практическая задача обучения грамматике – это овладение грамматическим строем языка, то есть грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной форме и понимания их при чтении и на слух; а также овладение знаниями о строе языка [2, с. 44].

Необходимость изучения грамматики заключается в том, что законы и правила грамматики имеют обобщающий характер, а это в свою очередь упрощает путь овладения языком. Теория освещает путь практике и помогает ей  [3, с. 16].

Цель обучения грамматике — формирование  навыков, как одного из главных компонентов речевых умений во всех видах речевой деятельности [3, с. 20].

Овладение грамматическими навыками должно происходить поэтапно. Так, Е. И. Пассов отмечает, что поэтапное формирование грамматических навыков влияет на эффективность обучения в целом. Чем целесообразнее  последовательность действий, тем успешнее работа и результат.

В концепции поэтапного формирования грамматических навыков и умений, разработанной С.Ф. Шатиловым выделяется три этапа формирования грамматического навыка: ориентировочно – подготовительный, ситуативно – стереотипизирующий и ситуативно – варьирующий [4, с. 295].

Целью ориентировочно – подготовительного этапа является введение нового грамматического явления и способов выполнения грамматического действия. Ранее не изученное, грамматическое явление предъявляется  в речевом образце  устно или письменно. Предъявление грамматического материала может осуществляться двумя способами: дедуктивным и индуктивным. Индуктивный путь – это путь от частного к общему. Учащиеся сами пытаются сформулировать новое правило и с помощью контекста понять новый грамматический материал, определить его форму и закономерности его употребления. На данном этапе учащиеся знакомятся с грамматическим правилом. Сформулированное правило создает фундамент для выполнения грамматического действия. Целью ознакомительного этапа является тренировка грамматического явления сначала по образцу, затем используя  правило.

Дедуктивный путь – это путь от общего к частному, т.е. от правила  к действию. Прежде всего, необходимо изучить правило, которое обычно сформулировано с использованием грамматических терминов, далее учащиеся должны найти новую грамматическую единицу в предложениях или в тексте, назвать форму, пояснить, почему  она употребляется в данном случае.

На Ситуативно – стереотипизирующем этапе грамматическое явление  отрабатывается в языковых или в условно – речевых, ситуативно – репродуктивных упражнениях. На данном этапе полностью анализируется и запоминается новый материал,  отрабатывается и тренируется в комплексе упражнений, который включает в себя следующие упражнения: на имитацию, на дифференциацию, на трансформацию, подстановочные и репродуктивные упражнения.

В упражнениях на имитацию студент полностью имитирует реплику преподавателя. Например, при установке «Прав ли я?» -  Studenten, ich sage, was das ist und ihr sagt, dass ich Recht habe! Das ist eine Bluse. Ja, Sie haben Recht,  das ist eine Bluse!

В упражнениях на дифференциацию грамматических явлений учащиеся выделяют  частное из общей совокупности по некоторым признакам, например – Studenten,  sagt, was das ist  – Ist ein Rock oder ein Kleid? Das ist ein Kleid.

В подстановочных  упражнениях подставляются лексические единицы в воспринимаемую структуру или в тренируемую конструкцию подставляется  другая лексическая единица (например, можно возразить преподавателю или вставить пропущенные слова – Studenten, setzt in diesen Text passende Wörter  ein)

В трансформационных упражнениях предпологается трансформация, воспринимаемых грамматических форм (например, перевод утвердительного предложения в вопросительное  – Studenten, ich sage, was Anna mitnimmt!Und Ihr fragt nach – Anna nimmt ein Kleid mit. Nimmt Anna wirklich ein Kleid mit?).

Целью репродуктивных упражнений является самостоятельное усвоение новой грамматической формы (например – Расскажите, чем вы хотите заниматься в будущем).

Ситуативно – варьирующий этап считается самым главным в формировании грамматического навыка, так как именно на данном этапе совпадают необходимые грамматические автоматизмы. Основные упражнения, используемые на данном этапе это: тренировочные условно-речевые, подлинно-речевые, ситуативные и игровые упражнения.

Речевые упражнения развивают речевые умения. Они делятся на две группы:  ситуативные и игровые упражнения.

В ситуативных упражнениях учащимся предлагается ситуация, обсуждение которой побуждает учащихся использовать новые грамматические явления. При выборе ситуации, преподаватель должен учесть все возможные её варианты и поставить перед учащимися экстралингвистическую задачу

Игровые упражнения создают атмосферу реального общения, так как они предполагают использование нового грамматического материала, как средства для достижения внеязыковой цели. Результаты оцениваются не по языковым критериям, а по реальным [5].

Все упражнения должны быть ситуативными и коммуникативно-мотивированными. Любая реплика преподавателя и ответ студента должны соотноситься с ситуацией, общением собеседников и  деятельностью каждого студента. Упражнения должны обеспечить прочные речевые грамматические связи. Только при данных условиях, возможно создать достаточно прочный навык, и на его основе сформировать речевое умение. Данное речевое умение нужно уметь употреблять во всех видах и формах речи в совокупности с другими грамматическими явлениями, в целях полного и точного выражения собственной мысли [6, с. 38].

Контроль грамматических навыков  один  из главных этапов обучения иностранному языку. Контроль осуществляется на всех стадиях процесса обучения, цель проверки – выявить уровень освоения знаний учащихся на данном этапе обучения [7].

Таким образом, в соответствии с принципами поэтапной организации усвоения навыков, работа над грамматическим оформлением речи охватывает несколько этапов: ориентировка исполнения, тренировка, контроль (самоконтроль). Это означает, что каждое грамматическое действие осваивается последовательно:  ознакомления и осознания → тренировка в его практическом использовании по опорам в микроконтексте → применение на репродуктивном уровне по опорам, на основе механизма аналогии → применению на продуктивном уровне.

Выделяют несколько этапов становления и формирования продуктивного грамматического навыка: подготовительный, элементарный, совмещающий и систематизирующий.

На подготовительном этапе учащимся предлагаются единицы языка, которые они должны употреблять в речевой ситуации и моделировать образцы с новым грамматическим материалом. На данном этапе формируется первичное умение, когда студент, используя правило, может сознательно выстраивать предложение с новым грамматическим явлением.

Цель элементарного этапа заключается в автоматизации отдельных  операций по использованию грамматических конструкций и форм. На этом этапе выстраивается связь между содержанием речевого образца и средствами выражения.

Совмещающий этап характеризуется дальнейшей автоматизацией навыка и согласование отрабатываемого действия с другими. На этом этапе, отрабатываемое явление сочетается с другими явлениями.

На систематизирующем этапе формируется представление о грамматическом явлении как элементе языковой системы и его речевых реализациях. Данный этап, с одной стороны, дает знания о структуре изучаемого языка, а с другой – помогает восстановлению навыков. Этот этап не связан напрямую  с автоматизацией операций, которые входят в состав грамматического навыка.

Рецептивный грамматический навык составляют такие операции как: восприятие грамматической формы и выделение формальных признаков, идентификация и дифференциация отрабатываемой формы, связь формы со значением.

Что касается продуктивного грамматического  навыка, то  главной операцией будет сознательное моделирование предложений, включающих,  новую конструкцию или  форму. Поэтому целесообразно предложить студентам, следующие упражнение: «Подумайте и перечислите действия, которые ты совершил вчера в университете или собираешься совершить завтра дома».

Первая операция, рецептивного грамматического навыка – это восприятие и выделение формального признака, характеризующего данное явление. Контрольные упражнения данного этапа могут иметь следующий вид: предлагаются  предложения с глаголами  различных временных форм, а учащимся должны выбрать те , в которых речь идет, например,  о будущем и объяснить свои действия. Учащиеся выполняют это упражнение, основываясь на формальных признаках прошедшего времени [7] .

Основное отличие контролирующих упражнений второго этапа состоит в том, насколько осознанны действия и автоматизированы умения.  Для этого необходима неоднократная отработка изучаемой формы или конструкции. В контрольном упражнении, где отрабатывается форма прошедшего времени, от учащихся требуется, неоднократное воспроизведения данной формы. Задание может звучать следующим образом: – «Расскажи, что ты делал прошлым летом».

Умение дифференцировать похожие грамматические явления необходимо для формирования рецептивного грамматического навыка на втором этапе контроля. В качестве контролирующего упражнения можно предложить текст для перевода в котором употребляются сходные явления, например Futurum и Präsens Passiv. Задания для учащихся может быть следующим: – «Прочитайте и переведите текст, придумайте название».

Последний этап контроля грамматических навыков предполагает полную автоматизацию операций. Упражнения данного этапа должны побуждать учащихся использовать правило и речевое действие в конкретной ситуации общения. Без актуализации речевого действия невозможно оценивать успешность формирования навыка.

Для проверки рецептивных грамматических навыков рекомендуется предложить тесты, насыщенные обрабатываемым языковым материалом.

Изложенные выше объекты контроля грамматических навыков и контролирующие упражнения представляют собой первую системную попытку описать текущий контроль в соответствии с принятым в настоящее время в методике коммуникативно – деятельностным подходом.

С уверенностью можно сказать, что процесс обучения невозможен без контроля обучения. Каждый процесс передачи знаний должен проверяться с целью выявления эффективности усвоения знаний. Разнообразные методы и формы контроля дают преподавателю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

Таким образом, контроль – это способ обучения, который применяется для улучшения результатов обучения. Контроль выявляет недоработки и недостатки, помогает выяснить, как идет процесс формирования навыков, какие проблемы имеются у учащихся.


Библиографический список
  1. Пассов Е.И. Контроль как методический феномен: генезис, сущность, функции (при коммуникативном методе обучения)// Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М. , 1985
  3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи// Общая методика обучения иностранным языкам. – М.: Русс.яз.,1991 URL: http://infourok.ru/statya-igrovie-uprazhneniya-kak-odno-iz-sredstv-povisheniya-motivacii-v-izuchenii-nemeckogo-yazika-444517.html (дата обращения 01.02.2016).
  5. Шуман Е.В. Учёт специфики грамматики немецкого языка в учебном процессе //Иностранные языки в школе – 2006. – № 4. URL:http://www.rusnauka.com/8_DN_2011/Philologia/5_82522.doc.htm  (дата обращения: 04. 02.2016).


Все статьи автора «Богатырко Арина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация