УДК 0037

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Карташова Елена Александровна1, Шаповал Галина Николаевна2
1Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры внутренних болезней №2, кандидат медицинских наук
2Ростовский государственный медицинский университет, доцент кафедры истории и философии, кандидат философских наук

Аннотация
В статье автор рассматривает познавательно-развивающий туризм и его роль в процессе социализации студентов-медиков. Отдельное внимание уделяется вопросу поддержки и создания условий для развития волонтерских инициатив, изложенных в Стратегии национальной безопасности и Госпрограмме по патриотическому воспитанию на 2016-2020 гг. как руководства в ходе гражданско-патриотического воспитания студентов.

Ключевые слова: адаптация, волонтерство, духовные скрепы, милосердие, патриотизм, социализация, социо-культурные образцы, экскурсия


ROLE OF COGNITIVE-DEVELOPING TOURISM IN THE PROCESS OF MEDICAL STUDENTS’ SOCIALIZATION

Kartashova Elena Aleksandrovna1, Shapoval Galina Nikolayevna2
1Rostov State Medical University, assistant of Internal diseases Chair № 2, Candidate of Medical Sceinces
2Rostov State Medical University, associate professor of history and philosophy department, Candidate of Philosophical Sciences

Abstract
The author studies cognitive-developing tourism and its role in the process of socialization of medical students. Special attention is given to the issue of supporting and creating of conditions for developing of volunteering stated in the Strategy of National Security and State program on patriotic education in 2016-2020 as a guideline in the process of civil-patriotic education of students.

Keywords: adaptation, excursion, mercy, patriotism, socialization, socio-cultural patterns, spiritual ties, volunteering


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63503 (дата обращения: 19.11.2016).

3 декабря 2015 года Президент РФ В.В. Путин обратился к Федеральному Собранию с Ежегодным посланием, в котором особо подчеркнул, что сила России – в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур, и языков, и традиций наших, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма.

Духовное единство народа в основе своей имеет общую систему нравственных ориентиров, что способствует консолидации общества и ускоряет решение масштабных национальных задач. Духовные скрепы – это исторические маркеры и социокультурные образцы, центрированные на менталитет и духовно-нравственный потенциал народа, задающие в своём сцеплении определенный алгоритм жизнедеятельности людей и общества, объединённых эпохой, культурой, религией, идеологией. В деле возрождения духовности народа необходимо задействовать духовные скрепы: 1) любовь к семье, природе, окружающим людям, малой родине, Родине – основа патриотизма; 2) милосердие, сочувствие, сострадание – основа взаимопомощи; 3) стремление к наукам, творчество, трудолюбие – основа служения народу; 4) искренность, уважение, настойчивость, справедливость – основа правосознания [1, с. 115].

В процессе воспитания важно формировать у молодежи восприятие целостной картины мира и определения своей роли в ней. Это возможно посредством принятия индивидом активных жизненных позиций: 1) ценителя красоты, 2) почитателя традиций предков, 3) творца своей жизни, 4) созидателя благ общества, 5) исследователя биосферы и космоса, 6) избавителя от горя, болезней и смерти, 7) хранителя жизни на Земле [2, с. 106].

Цель всестороннего развития личности студента может быть достигнута благодаря планированию и проведению систематической работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи в аудиторное и внеаудиторное время [3].

В Стратегии национальной безопасности, подписанной Президентом РФ В.В. Путиным 31 декабря 2015 года, сделан акцент на возрождении традиций милосердия [4, с. 28], что представляется возможным посредством популяризации идей профессионального волонтерства, [5; 6; 7] являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания среди студенчества. Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, включает в себя: формирование у молодежи  активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в волонтерскую практику; развитие системы взаимодействия между волонтерскими организациями, другими общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти; внедрение единых регламентов работы волонтерских организаций в деятельность государственных и муниципальных организаций.

Специально организованный в образовательном учреждении познавательно-развивающий туризм должен быть направлен на популяризацию здорового образа жизни [8], выработку ценностных детерминант будущих ученых и специалистов [9; 10; 11], достижение высокого уровня правосознания [12] и гражданской активности [13; 14], преодоление невежества [15; 16; 17] и коррупционных проявлений личности [18].

Наибольший эффект в рамках внеаудиторных мероприятий имеют выездные мероприятия, например, экскурсии по достопримечательностям, местным краеведческим музеям, во время которых студенты более раскрепощены. Такая учебная экскурсия имеет большое значение не только в плане активизации познавательной активности студентов, но и играет важную роль в усвоении социокультурных образцов, тем самым содействуя скорейшей социализации. Отличным решением, соединяющим в себе идеи волонтерства и познавательного туризма, могла бы стать разработка и проведение экскурсии студентами для своих однокурсников, особенно для приехавших из других областей, республик и стран на обучение в наш город. Так, например, в ходе экскурсии по краеведческому музею студенты, приехавшие из других краев и республик, могут узнать, что Дон издревле славился различными многочисленными народами, проживавшими и проживающими по берегам реки Дон, и в настоящее время на территории Ростовской области проживает порядка 150 национальностей. Таким образом, осознание факта личной включенности студента, прибывшего на учебу из Калмыкии или Дагестана, в многонациональную структуру Донского региона способствует его скорейшей социокультурной адаптации. В целом студенты с интересом познают культуру Дона, особенно казачество, нравы, обычаи, быт, отношение к истории, религии; они с удовольствием откликаются на предложения посещения музеев, выставок, концертов, театров, вечеров интернациональной дружбы. В Госпрограмме по патриотическому воспитанию Президент РФ В.В. Путин отметил о необходимости популяризации подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и разработка студентами презентаций с последующим проведением выездных мероприятий, например, по улицам Ростова-на-Дону, названным в честь героев ВОВ, для своих однокурсников или в рамках благотворительных мероприятий, ежегодно проводимых волонтерами РостГМУ, могло бы стать одним из путей реализации Госпрограммы по патриотическому воспитанию молодежи на 2016-2020 гг.

Если речь идет об иностранных студентах, то помимо выездных мероприятий, большую роль в повседневной практике в ходе их обучения в ВУЗе играет использование страноведческих текстов, знакомящих иностранцев с особенностями культурной жизни в России, ценностями российского общества, традициями, социокультурными моделями поведения и особенностями межличностных отношений, позволяющих иностранным студентам выстраивать свое поведение в новом сообществе согласно общепринятым нормам.

В заключении отметим, что система высшего медицинского образования ориентирована на выработку врачебного менталитета у российских и иностранных студентов, а эффективность воспроизведения общекультурных и профессиональных компетенций во многом зависит от поддержания высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности студента медицинского вуза [19]  и роли преподавателя в процессе ретрансляции культурных и социальных норм [20].

Актуальные вопросы соотношения компетентностного подхода и качества образования в педпроцессе медицинского вуза неоднократно поднимались в ряде опубликованных работ [21; 22; 23; 24; 25; 26; 27].


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  2. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  3. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  4.  Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 02.02.2016).
  5. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  6. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  7. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  8. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  9. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  10.  Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  11. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  12. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  13.  Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  14.  Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
  15.  Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  16. Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
  17.  Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12.
  18.  Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  19.  Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  20.  Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – Новосибирск, 2013. – № 32. – С. 49–54.
  21. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  22. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  23. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ XXI ВЕКА. Матросова И.В., Евдокимов В.В., Каскаева Д.С., Петрова М.М., Теппер Е.А., Евсюков А.А., Ольховская Е.И., Косенко П.М., Вавринчук С.А., Милютин С.М., Карташова Е.А., Сарвилина И.В., Трофимович Ю.Г., Черданцев Д.В., Большаков И.Н., Шестакова Л.А., Котиков А.Р., Козлов В.В., Чайкин Д.А. St. Louis, Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. – 2013. – 324 с.
  24. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  25. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 41-42. – С. 101–106.
  26. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 3. – С. 93–97.
  27. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 216–226.


Все статьи автора «Карташова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация