УДК 373.2.01

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.ТАГАНРОГА

Ханина Анна Владимировна1, Подрез Александра Игоревна2, Литвинова Инна Евгеньевна3, Коваленко Анна Валерьевна4
1Южный федеральный университет, к.э.н., ассистент кафедры менеджмента и инновационных технологий
2Южный федеральный университет, студентка
3Южный федеральный университет, студентка
4Южный федеральный университет, студентка

Аннотация
В работе рассматриваются исторические аспекты создания дошкольных образовательных учреждений в городе Таганрога, а так же существующая возможность создания и развития негосударственных (частных) детских садов на территории города Таганрога посредством анализа статистических данных.

Ключевые слова: дошкольное образование, негосударственный сектор, социальная сфера, частный детский сад


OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT OF PRIVATE SECTOR IN THE PROVISION OF SERVICES OF PRESCHOOL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF TAGANROG

Khanina Anna Vladimirovna1, Podrez Aleksandra Igorevna2, Litvinova Inna Evgenevna3, Kovalenko Anna Valerevna4
1Southern Federal university, Ph.D., Department of Management Assistant and innovative technologies
2Southern Federal university, student
3Southern Federal university, student
4Southern Federal university, student

Abstract
The paper deals with the historical aspects of the creation of preschool educational institutions in the city of Taganrog, as well as from the possibility of the creation and development of non-state ( private) kindergartens in the city of Taganrog by analyzing statistical data.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ханина А.В., Подрез А.И., Литвинова И.Е., Коваленко А.В. Возможности развития негосударственного сектора в сфере предоставления услуг дошкольного образования на примере г.Таганрога // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63231 (дата обращения: 30.09.2017).

В настоящее время во многих, если не во всех регионах Российской Федерации наблюдается проблема нехватки мест в дошкольные образовательные учреждения. Как правило, родители ставят ребенка в очередь на место в детском саду, едва малыш успел родиться, а получают заветное место тогда, когда их ребенок уже во всю готовиться к школе.

Тем не менее, нельзя недооценивать роль детского сада в воспитании ребенка. По результатам зарубежных исследований, образовательная
стратификация начинается и закрепляется в возрасте от трех до семи лет[1]. Познавательные способности детей раскрываются задолго до начала обучения в младшей и средней школе, что подтверждает важность ступени дошкольного образования в развитии ребенка. Таким образом, решение проблемы с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях не вызывает сомнений, ребенку необходима социализация с самого раннего возраста.

В России формирование системы дошкольного образования началось в 60-х гг. XIX в. Первый бесплатный, «народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Петербурге. В том же году А.С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции[2]. С появлением фабрик и заводов детские сады стали открываться в Москве, Николаеве, Одессе, Смоленске и других крупных промышленных центрах России[3].

Дошкольное образование ведет свою историю с 1913 года. Тогда на территории Войска Донского (куда входил Таганрог с 1887 года) в ведении Приказа общественного призрения были единичные детские учреждения: сирото-воспитательный дом в Новочеркасске, приют-ясли в Таганроге и летние ясли-приют в Таганрогском уезде. Летом 1920 года действовало уже 9 детских садов.

Наличие развитой структуры образования в Таганроге и уезде обусловило то, что в 1920 году в городе был создан отдел народного образования, состоящий из 4-х подотделов: школьного, дошкольного, внешкольного и музыкально-театрального. 15 апреля 1920 года открылся съезд школьных работников, который обсудил состояние народного образования в Таганроге и наметил первоочередные задачи[4].

В настоящее время в Таганроге функционирует 55 детских садов, которые не могут обеспечить местами всех нуждающихся в этом детей. За последние годы, рождаемость в городе неуклонно растет, что подтверждают статистические данные, представленные на рис.1.

 

Рис.1. Население г.Таганрога в возрасте от 0 до 4 лет

Как видно из рисунка 1 население г.Таганрога в возрасте от 0 до 4 лет с 2000 года выросло почти на 30%, а количество детских садов в России за период с 1990 по 2013 гг. сократилось в двое (с 88 000 до почти 43 000). Такой спад в основном характеризовался спадом рождаемости, в связи с чем сады ликвидировались, либо передавались под начальные классы или коммерческие структуры. Конец первого десятилетий 21 века охарактеризовался всплеском рождаемости и увеличением очередей в детские сады. Стали возникать большие очереди, так как имеющееся на тот момент количество детских садов не могло удовлетворить потребности населения, а наполняемость имеющихся детских садиков зачастую превышала допустимые нормы.

Как показывает статистика, численность детей, стоящих в очереди на место в детском саду, а так же переполненность детских садов с каждым годом неуклонно растет, в то время как количество детских садов за последние 5 лет не изменилось.

Таблица 1. Социально-экономическая характеристика г.Таганрога [5]

2010 2011 2012 2013
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 15525,9 17375,7 19793,2 22582,7
Число дошкольных образовательных учреждений 55 56 56 56
Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс.чел. 8,5 8,8 9,4 9,9
Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. 7,1 7,3 7,4 7,6
Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, чел. 1536 1626 1845 1856

Статистические данные демонстрируют, число детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения выросло почти на 300 человек, а переполненность детских садов более чем 30% от существующего количества мест в них. Таким образом, очевидна нехватка в городе дошкольных образовательных учреждений.

Решением проблем с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях могут стать следующие меры: реализация губернаторской программы «100 детских садов к 2015 году» по Ростовской области, построение модульных детских садов на территории существующих садиков или школ, а так же открытие частных детских садов с приемлемыми ценами.

Как показывает статистика, за последние годы среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла почти на 45%, что отражено на рис.2.

Рисунок 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в городе Таганроге, руб.

Такой рост заработной платы свидетельствует о росте доходов населения, а так же может служить информацией о повышении платежеспособности жителей города. Таким образом, можно говорить о возможностях открытия на территории города Таганрога частных платных детских садов, которые смогут обеспечить население города рабочими местами и сократить очереди в дошкольные образовательные учреждения.

В целях развития негосударственного сектора дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Правительством области утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий на предоставление дошкольного образования в частных образовательных организациях (постановление Правительства области от 6 марта 2014 г. № 149).[6] Порядок регламентирует предоставление из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования, субсидии на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В этом отношении интересен опыт развитых стран. Особенностью концепции дошкольного воспитания, например, в Великобритании является разнообразие типов дошкольных заведений и программ: частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей»[7]. Частные детские сады при этом могут создавать разные организации, частные лица, фабрики, компании, банки, корпорации, благотворительные общества, религиозные организации и т. д. Существуют даже ясли психолого-педагогического профиля при научно-исследовательских центрах. Во всех случаях цель одна – предоставление матерям маленьких детей возможность иметь несколько часов свободного времени в день.

Нехватка мест в детских садах сдерживает не только развитие детей, ограничивая их возможность общения со сверстниками, но так же экономика региона теряет трудовой квалифицированный потенциал мамы, находящейся в декрете. Решение проблемы видится в первую очередь в развитии негосударственного сектора в социальной сфере, в том числе в предоставлении услуг дошкольного образования. Таким образом, город Таганрог имеет потенциал для развития системы частных детских садов, в частности благодаря росту заработной платы и постоянным увеличением числа детей, нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях.


Библиографический список
  1. Entwisle D. Entry Into School: The Beginning School Transition and Educational Stratification in the United States / D. Entwisle, K. Alexander // Annual Review of Sociology. – 1993. – Vol. 19. – P. 57–86
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1978. – 429 с.
  3. Ицкова Г. А. Дошкольное образование на рубеже веков: проблемы и перспективы развития / Г. А. Ицкова // Город Иркутск в третьем тысячелетии: тез. докл., представленных на круглый стол, проводимый в рамках секции «Наука и образование» 19 дек. 2000 г. – Иркутск : Иркут. ун-т, 2000. – 120 с
  4. http://tagancity.ru/page/obrazovaniie
  5. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов, 2014.
  6. http://docs.cntd.ru/document/460284752
  7. Борисова, С. П. Современное дошкольное образование за рубежом [Текст] / С. П. Борисова // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 3


Все статьи автора «Негадова Анна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: