УДК 37.002

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ» СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 07.03.01 «АРХИТЕКТУРА»

Никонова Елена Равильевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
старший преподаватель кафедры "Градостроительство"

Аннотация
Острая нехватка учебно-методической литературы побудила автора статьи к написанию учебного пособия и ряда методических указаний к дисциплине «Архитектурная экология». Автор предлагает свою методику изучения дисциплины.

Ключевые слова: архитектурная экология


SOME ASPECTS OF A TECHNIQUE OF TEACHING DISCIPLINE «ARCHITECTURAL ECOLOGY» TO THE STUDENTS WHO ARE TRAINED IN THE DIRECTION OF PREPARATION 07.03.01 «ARCHITECTURE»

Nikonova Elena Ravil’evna
Penza State University of Architecture and Construction
senior lecturer of the Department "Urban development"

Abstract
The acute shortage of educational and methodical literature induced the author of article to writing of the manual and a number of methodical instructions to discipline "Architectural ecology". The author offers the technique of studying of discipline.

Keywords: architectural ecology


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р. Некоторые аспекты методики преподавания дисциплины «Архитектурная экология» студентам, обучающимся по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63206 (дата обращения: 19.11.2016).

В высшем архитектурном образовании наличествует много дисциплин, задача которых сформировать знания, умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности архитектора. Хотелось бы заострить внимание на дисциплине, которая входит в состав вариативной части ООП (сейчас уже ОПОП – основной профессиональной образовательной программы).  Это дисциплина «Архитектурная экология» (направление подготовки 07.03.01. «Архитектура»).

Если мы, преподаватели, должны рекомендовать литературу к дисциплине (основную, дополнительную и нормативную), то рекомендовать-то, собственно, почти нечего.

Проанализируем источники (учебники), предлагаемые высшей школой для изучения архитектурной экологии.

Прежде всего, это учебник «Архитектурная экология» Е.М. Микулиной и Н.Г. Благовидовой (2013), подготовленный для направления подготовки «Архитектура» (квалификации «бакалавр»). Это, пожалуй, самый новый из всех учебников по озвученной дисциплине. Можно отметить, что он имеет свои «плюсы» и свои «минусы». Нельзя не заметить, что в основном внимание уделяется трактовке градостроительной деятельности на фоне концептуальных основ современной экологии. Хотя в аннотации к изданию заявлено, что трактуется «архитектурно-градостроительная деятельность». Однако только 12 страниц текста уделено экологическим принципам формирования архитектурных сооружений и комплексов (90-102 стр.).

Два учебных пособия «Городская экология» и «Архитектурно-строительная экология». Автор Тетиор А.Н. посвятил свои издания вопросам экологического совершенствования городской среды, экологичности архитектуры (в частности, экологичности зданий), строительной экологии. Но эти издания относятся к 2008 году.

Учебное пособие Н.В. Маслова «Градостроительная экология» (2003) раскрывает проблемы взаимодействия городов и компонентов геосферы, методы охраны окружающей среды, освещает вопросы моделирования устойчивого развития городов, управления и мониторинга природоохранной деятельности.

Разрабатывая рабочую программу дисциплины «Архитектурная экология», мы пришли к следующему:

Цели дисциплины:

  • развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных (коммуникативных) компетенций, развитие навыков для их реализации в практической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 07.03.01. «Архитектура»;
  • ознакомление студентов-архитекторов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере и ее связи с архитектурой.

Освоение дисциплины направлено на формирование экологического мировоззрения у студентов-архитекторов и их введение в теорию и практику  архитектурно-градостроительного проектирования.

Задачами освоения дисциплины являются формирование знаний:

  • о наиболее актуальных экологических проблемах расселения и урбанизации, а также о компетенциях и задачах специалистов в области архитектурной деятельности;
  • о методах и подходах, используемых при решении задач охраны окружающей среды при проектировании архитектурных объектов, составлении законодательных и нормативных документов в этой области.

Для успешного освоения дисциплины (модуля) должны быть сформированы компетенции ОПК-1, ОК-16, ПК-1 на пороговом уровне.

Мы проследили междисциплинарные связи и пришли к выводу, что дисциплина «Архитектурная экология» необходима для освоения и более полного изучения следующих дисциплин учебного плана:

  • Б1.В.ОД.5.3  «Ландшафтная архитектура»;
  • Б1.В.ДВ.10 «Инженерная подготовка и благоустройство территории»;
  • Б1.Б.3.2 «Архитектурное проектирование»;
  • Б1.В.ДВ.9 «Основы реконструкции зданий».

Согласно ФГОС процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-16– готовность принять на себя нравственные обязательства по  отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе;

ОПК-1– умение использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

ПК-1– способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству на всех стадиях: от эскизного проекта – до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы.

При этом, сформированная компетенция ОК-16 позволит студентам-архитекторам:

Знать: О позитивном и негативном влиянии деятельности человека на состояние окружающей среды.

Уметь: Вносить своей профессией гармонизирующие положительные изменения в архитектурно-градостроительную среду городов.

Владеть: Профессиональными знаниями для выполнения экологических задач в области архитектуры.

Компетенция ОПК-1 даст студентам возможность:

Знать: Основные законы экологии. Взаимосвязь задач экологического совершенствования окружающей среды и выбора рациональных архитектурно-планировочных решений застройки городов, проектируемых архитектурных объектов разного уровня, комплексного благоустройства и озеленения территорий.

Уметь: Оценивать природные процессы в искусственно созданной среде, вызывающие нередко непредвиденные последствия архитектурно-градостроительной деятельности.

Владеть: Навыками аналитической работы по оценке экологического состояния городской среды.

Показателями достижения заданного уровня освоения компетенции ПК-1 являются следующие:

Знать: О том, как проводится пофакторная оценка окружающей среды.

Уметь: Разрабатывать архитектурные проекты (от эскиза до детальной проработки).

Владеть: Навыками выполнения проектов вручную (наброски, эскизы). Навыками работы над проектом на компьютере.

Темы для изучения

Тема (Раздел 1.) Введение в курс. Общие положения современной экологии.(10 часов)

Тема (Раздел 2.) Основные проблемы современной экологии. (16 часов)

Тема (Раздел 3.) Экология города, основные понятия. (32 часа)

Тема (Раздел 4.) Взаимодействие архитектурно-планировочных структур и природных процессов. (28 часов)

Тема (Раздел 5.) Социальная экология и задачи архитектурного проектирования. (10 часов)

Тема (Раздел 6.) Экология архитектуры и градостроительства в регионах России. (12 часов)

Практические занятия выстраиваем следующим образом:

Тема 1«Экологический анализ городских территорий» (на примере г. Пензы) (4 часа).

Цель: Выбор участка городской территории для экологического анализа (в г. Пензе).

Выбор участка городской территории для исследования и анализа. Студенты выбирают участок на практическом занятии, пользуясь Интернет-ресурсами. Для архитекторов ставится задача выбора небольшого участка городской территории (квартал, микрорайон), включающего  4 –10 жилых домов.

Вычерчивание  выбранного участка в эскизном варианте, т.к. на него нужно будет нанести жилые дома, объекты КБО, школу (если имеется), ДДУ (если имеется), улицы с названиями, на домах проставить номера, обозначив их адресную принадлежность. Эскизный вариант опорного плана нужен для практической внеаудиторной работы.

Внеаудиторная практическая работа – выезд на место исследования. Фотографирование площадок складирования ТБО, контейнеров, урн. Фотографии сохраняют, т.к. они понадобятся для оформления одного из разделов пояснительной записки к РГР. На эскизном варианте наносят существующие площадки сбора ТБО, отмечая количество и вместимость мусорных контейнеров. Урны, обычно расположенные у подъездов жилых домов, также отмечают на эскизе.

Тема 2 Анализ промышленных предприятий г. Пензы и изучение понятия «Санитарно-защитная зона» (4 часа).

Цель: Анализ промышленных предприятий г.Пензы как важных составляющих элементов городской территории и как фактора, влияющего на экологическую ситуацию в городе. Изучение СЗЗ.

Распечатать генплан г. Пензы в формате А-3 или А-4. Нанести на схему генерального плана все существующие промышленные предприятия г. Пензы. Для этого необходимо воспользоваться информацией, которую нужно найти на официальном сайте г. Пензы (раздел – «Промышленность») http://www.penza-gorod.ru/.

Пользуясь нормативным документом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12158477, необходимо определить ширину санитарно-защитной зоны промышленного предприятия, учитывая его класс вредности.

Необходимо составить и заполнить таблицу следующего вида:

Наименование предприятия Адрес Выпускаемая продукция СЗЗ Класс вредности
1 Арматурный завод Ул.Транспортная, 1 Запорная арматура 300 III
2 Биосинтез Ул.Дружбы, 4 Лекарственные средства 500 II
3
Определить, расположено ли рядом с исследуемым жилым районом промышленное предприятие, его класс вредности, какова его СЗЗ и требуется ли ее корректировка.

Тема 3 Комплексная оценка озелененных структур города (4 часа).

Цель: определить озеленение исследуемой жилой территории (в % отношении к общей площади выбранного участка) с целью установления достаточности (недостаточности) озеленения для комфортного проживания людей.

Оценка существующего положения по озеленению исследуемого участка жилой среды. Практическая внеаудиторная работа. Измерение озелененных участков территории, нанесение на эскизный вариант проекта существующего озеленения (газоны, клумбы, кустарники, деревья и т.п.). Замеры площади асфальтового покрытия и площади, занятой жилыми домами и др. зданиями и сооружениями. Нанесение полученных данных на эскиз.

Аудиторная практическая работа. Расчеты. Используя данные, полученные на натурном обследовании участка городской застройки, производим расчет % озелененности территории.

Тема 4 Оценка уровня благоустройства выбранной территории (4 часа).

Цель: Расчет % озелененности территории.

Для того чтобы определить уровень благоустройства, необходимо выехать на место обследования и нанести имеющиеся в дворовых пространствах площадки сбора ТБО, хозяйственные площадки и стоянки временного хранения личного автотранспорта (санкционированные и несанкционированные).

Ориентируясь на количество имеющихся площадок для сбора мусора, сделать вывод о достаточности (недостаточности) их количества на исследуемый жилой район. Кроме того в этом помогут расчеты, сделанные в РГР «Экологический анализ городской территории на примере г. Пензы».

Используя нормативную литературу, а именно СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, сделать выводы о правильности (неправильности) размещения площадок для размещения мусорных контейнеров, выдвигаем проектное предложение размещения недостающих площадок складирования ТБО, а также других хозяйственно-бытовых площадок.

Вычертить схему размещения площадок (проектное предложение).

Тема 5 Изучение отечественного и зарубежного опыта по складированию и вывозу ТБО. Предложение вариантов реконструкции с целью улучшения экологической составляющей жилого сектора, как части городской территории (3 часа).

Цель: Изучить отечественный и зарубежный опят складирования ТБО.

Изучение складирования ТБО в г. Пензе, с выездом в различные районы города. Внеаудиторная практическая работа.

Изучение зарубежного опыта складирования ТБО, вывоз, переработка.

Изучение устройства защитных ограждений площадок сбора мусора, на материал, из которого они сделаны, размеры и т.п.

Информация о дифференцированном сборе мусора, ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

Итого: 19 часов аудиторной и внеаудиторной работы + 1 час на консультацию.

 

Программа самостоятельной работы студентов

 

Код формируемой компетенции

Тема

Форма самостоятельной работы

Объем учебной работы (часов)

Форма контроля

ПК-1

Введение в курс. Общие положения современной экологии.

Проработка конспектов лекций, подготовка к контрольной работе и зачету; выполнение 1 раздела РГР

8

Контрольная работа №1

ПК-1

Основные проблемы современной экологии.

Проработка конспектов лекций, подготовка к контрольной работе и зачету, выполнение 2 раздела РГР

8

Контрольная работа №2

ПК-1

Экология города, основные понятия.

Проработка конспектов лекций, подготовка к контрольной работе и зачету, выполнение 3 раздела РГР

8

Контрольная работа №3

ПК-1

Взаимодействие архитектурно-планировочных структур и природных процессов.

Проработка конспектов лекций, подготовка к контрольной работе и зачету, выполнение 4 раздела РГР

8

Контрольная работа №4

ОК16,

ОПК-1, ПК-1

Социальная экология и задачи градостроительства.

Проработка конспектов лекций, подготовка к контрольной работе и зачету, выполнение 4 раздела РГР

8

Контрольная работа №5

ПК-1

Экология архитектуры и градостроительства в регионах России.

Проработка конспектов лекций, подготовка к контрольной работе и зачету, оформление пояснительной записки и чертежей РГР, подготовка к сдаче РГР

8

Контрольная работа №6

 

Темы для углубленного изучения материала к дисциплине «Архитектурная экология»

ОК-16

Понятие градостроительной и архитектурной экологии.

ПК-1

Значение проблемы в мировом масштабе.

ПК-1

Устойчивое развитие.

ОК-1

Экологическая ситуация в городах и регионах России.

ПК-1

Экологические проблемы формирования крупных городов.

ПК-1

Экологические принципы организации структуры города.

ПК-1

Общие экологические требования к застройке. Региональные экологические требования.

ПК-1

Аркология. Организация проектирования.

ОПК-1

Основы экологического законодательства РФ. Экологические и санитарно-гигиенические нормы.

ПК-1

Озеленение территории города как средство экологической компенсации

ОК-16,

ПК-1

Основные направления экоархитектуры. Отечественный и зарубежный опыт.
 

Темы контрольных работ

ПК-1

Введение в курс. Общие положения современной экологии.

ПК-1

Основные проблемы современной экологии.

ПК-1

Экология города, основные понятия.

ПК-5

Взаимодействие архитектурно-планировочных структур и природных процессов.

ОК16,

ОПК-1, ПК-1

Социальная экология и задачи градостроительства.

ПК-1

Экология архитектуры и градостроительства в регионах России.

Контрольную работу проводим после изучения каждой темы.

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются:

Традиционные технологии обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, расчетно-графическая работа.

Использование традиционных технологий обеспечивает сообщение обучающимся новых знаний, ознакомления с новыми фактами. Традиционный метод обучения базируется на информационно-иллюстративной деятельности (рассказ, показ тематической презентации, беседа, обсуждение) преподавателя и репродуктивной деятельности обучающегося.

Обучающийся знакомится с неизвестными ему фактами, путями рассуждений, действий, решая задачу, осмысливает их и применяет. При этом у обучающегося работает в основном ассоциативная память, так как знания даются в готовом виде.

Преподаватель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Это, прежде всего, дает хорошие возможности оперативно изменить последовательность, полноту раскрытия отдельных тем или отдельных вопросов и темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей и возможность охвата большой аудитории.

Использование  презентаций в программах мультимедиа – это эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающихся.

Интерактивные технологии обучения, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем, согласно рабочему учебному плану, не применяются в изучении дисциплины «Архитектурная экология».

Кроме того в рамках изучаемой дисциплины «Архитектурная экология мы проводим расчетно-графическую работу. Расчетно-графическая работа выполняется студентами самостоятельно дома. На практических занятиях проводятся индивидуальные консультации.

Расчетно-графическая работа направлена на выполнение комплексной оценки студентами-архитекторами экологического состояния окружающей среды (1 раздел), озелененных структур города, уровня благоустройства исследуемой территории (2,3 разделы), оценку территории квартала (микрорайона) на предмет организации складирования и удаления ТБО с внесением реконструктивного предложения с целью улучшения экологической составляющей (4 раздел).

Все вышеизложенное нашло отражение в рабочей программе к дисциплине «Архитектурная экология» для студентов, обучающихся по направлению 07.03.01 «Архитектура», и в учебно-методических изданиях автора статьи:

  • «Архитектурная экология» Учебное пособие для студентов направления подготовки 07.03.01 «Архитектура» (2016);
  • «Архитектурная экология» Методические указания по выполнению расчетно-графической работы «Экологический анализ городских территорий (на примере г. Пензы)» студентами направления 07.03.01 «Архитектура» (2016);
  • «Архитектурная экология» Методические указания по подготовке к зачету студентов направления 07.03.01 «Архитектура» (2016);
  • «Архитектурная экология» Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов направления 07.03.01 «Архитектура» (2016);
  • «Архитектурная экология» Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами направления подготовки 07.03.01 «Архитектура» (2016).

Библиографический список
  1. Лицкевич В.К., Конова Л.И. Учет природно-климатических условий местности в архитектурном проектировании: учебно- методические указания к курсовой расчетно-графической работе /В.К. Лицкевич, Л.И.Конова. — М.: МАРХИ, 2011. — 44 с.  (в пособии стр.20)
  2. Электронный ресурс http://topmira.com/goroda-strany/item/113-samye-ekologicheski-chistye-goroda-rossii Обращение 05.12.2015.
  3. Электронный ресурс http://topmira.com/goroda-strany/item/47-samye-grjaznye-goroda-russia-2013  Обращение 05.12.2015.
  4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12158477
  5. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
  6. Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/2983775/page:7/  Обращение 05.12.2015.
  7. Электронный ресурс  https://ru.wikipedia.org/wiki Обращение 4.11.2015
  8. Электронный ресурс https://docviewer.yandex.ru  Обращение 4.11.2015
  9. Прохоров, Б.Б. Социальная экология. Учебник / Прохоров Б.Б. Издательство: Издательский центр «Академия», 2012  ISBN: 978-5-7695-8768-9 , с.432.
  10. Электронный ресурс  http://www.ard-center.ru/home/publ/ts_1_2013/archi_eco/    Обращение 4.11.2015
  11. Электронный ресурс  http://biofile.ru/geo/23727.html   Обращение 4.11.2015
  12. Микулина, Е.М. Архитектурная экология: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ Е.М. Микулина, Н.Г. Благовидова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с., [16] с.цв.ил. – (Сер. Бакалавриат).
  13. Таршис, Л.Г. Общая экология: Текст лекций для студентов педагогических ВУЗов /  Л.Г. Таршис  Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2012. – 104 с. Электронный ресурс  http://gbf.uspu.ru/attach/article/172 Обращение 28.11.2015
  14. Смоляр, И.М. Экологические основы архитектурного проектирования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М.Смоляр, Е. М.Микулина, Н. Г. Благовидова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. —160 с., [16] с. цв. ил. Электронный ресурс http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_12973.pdf Обращение 28.11.2015


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация