ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕГЛАМЕНТАЦИИ И НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Нигматзянова Сабина Рауфовна
Башкирский государственный университет
Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена анализу особенностей труда преподавателей ВУЗов. Рассматривается регламентация и нормирование трудовых процессов преподавателей.

Ключевые слова: нормирование труда, преподаватель вуза, регламентация труда, трудовая деятельность, трудовой процесс


MANAGEMENT ACTIVITIES FOR REGULATION AND NORMALIZATION OF WORK UNIVERSITY TEACHERS

Nigmatzyanova Sabina Rayfovna
Bashkir State University
Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
This article is devoted to analysis of University teachers work peculiarities. The regulation and standardization of labor processes of teachers also discusses.

Keywords: labor activity, labor process, regulation of labor, setting of labor quotas, University lecturer


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нигматзянова С.Р. Обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда преподавателей вузов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63176 (дата обращения: 29.03.2024).

Несмотря на множество вариантов стратегий развития экономики любой страны, ключевой составляющей любого производства, несомненно, является трудовой процесс. Трудовой процесс – это материально и технически обусловленный, организованный процесс приложения человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата. Трудовой процесс и обучение не имеют явного сходства, но связь между этими процессами имеется. Во-первых, продукт возникший в ходе труда используется обществом, во-вторых, количество и качество продукта, а также трудовые затраты на его воспроизводство могут быть разными, что зависит от продуктивности труда, который определяется квалификацией кадров, качеством орудий труда и уровнем организации трудовой деятельности [4;c.391].

Загруженность преподавателей трудно представить и разложить на составляющие, какие-либо этапы и операции. Практически неосуществимо сосчитать время, которое преподаватель ВУЗа тратит на выполнение своих трудовых функций, а также эмоциональное напряжение. Но, несмотря на это, действия преподавателя разделяют на элементы, которые не имеют строгого порядка и не придерживаются временных границ. Официально длительность трудового дня у преподавателя составляет 6 часов. Это время разделяют на подготовительные и исполнительные операции, совершаемые преподавателем в процессе обучения [1;c.6]. Кафедра занимается тем, что следит за работой преподавателя со студентами, а именно: приемом экзаменов и зачетов, проведением практических занятий, лекций, консультаций, а также руководством магистрантами и аспирантами.

Каждый преподаватель является психологом, и такие компетенции, как коммуникативная, конструктивная и организаторская являются неотъемлемыми от деятельности преподавателя. Эти компетенции педагогической деятельности сложны и состоят из элементов одной системы, одна из которых – ведущая, а остальные имеют второстепенную роль.

Отличительная черта работы преподавателя – индивидуальный подход к каждому студенту университета. Образовательный уровень выпускаемого студента отражает педагогическое мастерство преподавателя.

Профессиональные методы и методики опытного преподавателя богаты и разнообразны. Он должен хорошо владеть учебным материалом, компетентно выполнять все работы, связанные с учебным процессом; активно внедрять современные методы обучения; проводить все виды учебных занятий; развивать у студентов навыки самостоятельности, профессиональных качеств.

Так, профессор кафедры должен:

- обладать достижениями в развитии науки современного уровня и выпускать современную литературу;

- контролировать и организовывать учебно-методическую работу;

- активно участвовать в научной и методической работе;

- проводить лекционные занятия;

- следить за выдачей необходимого количества методических пособий;

- контролировать проведение профориентационной работы с учениками выпускных классов по специальностям кафедры.

Доцент должен использовать в своих лекциях современный уровень развития науки и владеть текущей литературой по большинству разделов курса; проводить лабораторные и практические занятия; проводить прием экзаменов по пройденному курсу; вести учёт курсовых и дипломных проектов; вести научно-исследовательскую работу; писать статьи в сборники научных трудов вузов и тематические журналы; быть куратором в одной из групп кафедры.

Старший преподаватель должен:

- знать современный уровень развития науки и текущую литературу по избранным разделам курса;

- способы ведения научной работы в своей компетенции;

- умение преподнести до студентов основной материал по дисциплине;

- уметь грамотно и четко излагать идеи в выпускаемой литературе;

- проводить консультации и семинарские занятия;

- принимать участия в научно-исследовательской работе;

- проходить повышение своей педагогической и научной квалификации [7;c.36].

В структуру профессорско-преподавательского состава входит заведующий кафедрой. Он возглавляет кафедру, и обязательно имеет ученое звание и (или) ученую степень. Кроме того, он несет ответственность за выполнение результатов во всех сферах учебной, научной и другой кафедральной деятельности. В обязанности заведующего кафедрой входит:

- руководство учебной, научно-методической и научной деятельностью на кафедре и координация воспитательной работы со студентами в соответствии с планом воспитательной работы университета и факультета;

- обеспечение соответствия рабочих программ читаемых кафедрой дисциплин ГОСу и учебным планам подготовки специалистов;

- планирование нагрузки преподавателей кафедры;

- организация учебного процесса на кафедре и осуществление контроля над его выполнением;

- контроль организации преподавателями самостоятельной работы студентов;

- работа с выпускниками кафедры;

- заведующий кафедры организовывает и проводит заседания кафедры;

- контроль за выполнением внутренних правил преподавателями;

- контроль за использованием внебюджетных средств, выделяемых кафедре [8;c.23].

Продуктивная деятельность преподавателей, эффективная организация их рабочего времени – результат правильного нормирования труда преподавателей. Нормирование рабочей нагрузки преподавателей постоянно подвергается пересмотру. Нагрузка преподавателей рассчитывается по такому коэффициенту, как «число студентов, приходящихся на одного преподавателя». Такой коэффициент был введен пятьдесят лет назад и по нему изменений не осуществлялось, хотя учебный процесс в вузах претерпел значительное усложнение таким образом, что, по официальным данным, реальная нагрузка преподавателей выросла на 30-40%. И потому, как возрастание нагрузки было во второй половине рабочего дня, то в различных высших учебных заведениях по-разному возникала неравномерность в нагрузке преподавателей. Каждый вуз начал вырабатывать свои, сложные нормативы затрат времени на выполнение трудовых функций преподавателей, поэтому рассчитать объем работы во второй половине рабочего дня каждого преподавателя в разных вузах невозможно. Хотя общим недостатком для всех вузов выступает явная перегрузка преподавателей [6;c.33].

Индивидуальный план работы и правила его составления, по мнению множества ученых, уже давно устарели. К примеру, самый важный вид – это подготовка к занятиям – в индивидуальном плане они совсем не учитываются, даже не имеется такой графы. Однако в различных вузах при подготовке к лекции преподаватели затрачивают около двух часов, а по новым курсам в два-три раза больше. Поэтому тяжело выполнять требования – продуктивно проводить занятия «на современном научном и методическом уровнях», если же достаточно времени на изучение современной литературы не выделяется, а труд не оплачивается. [3;c.30] Представляется необходимым производить регламентацию времени на обучение ко всем занятиям. При этом данный вид работы относится к первой половине рабочего дня.

Безосновательным признается требование для всех преподавателей заниматься научно-исследовательской работой, однако в вузах работают достойные преподаватели, высококвалифицированные методисты, накопившие богатый педагогический опыт, но не совсем компетентные к серьезной научной работе. Такие преподаватели не имеют материальных стимулов, поскольку наиболее эффективным подходом к повышению заработной платы выступает написание диссертационной работы [2;c.70]. Множество псевдонаучных работников активно пользуются этим подходом: так как учёную степень получают на всю жизнь, то стоит лишь один раз сделать даже посредственную научную работу, чтобы иметь в дальнейшем достойное материальное благополучие.

На уровне университета организация труда предполагает собой концепцию рационального взаимодействия вузовских работников с различными средствами обучения, ровно как со студентами как субъектами и объектами обучения, основанную на установленном режиме построения и очередности исполнения трудового процесса, направленного на получение высоких социальных и экономических результатов. [9;c.106] Нормирование, представляющее собой процедуру раскрытия подходящих пропорций состава сотрудников и выполняемых ими функций, позволяет совершить подбор рациональных форм и методов организации труда работников ВУЗов. [5;c.96] Для анализа трудовой деятельности сотрудников ВУЗов предложены способы изучения трудовой деятельности работников высших учебных заведений, характерной чертой является выделение и исследование ключевых блоков в работе руководителей подразделений высшей школы, нацеленные на исключение недостатков и увеличение производительности их труда. Результативность нормирования труда работников ВУЗа проявляется в увеличении экономических показателей работы ВУЗа. [10;c.118]

Таким образом, анализ учреждения и нормирования работы сотрудников ВУЗов выявило, что целостность данных элементов, а кроме того, двигающих сил, внутренних действий и социально-общественных элементов даст возможность увеличить результативность работы высших учебных заведений в России.


Библиографический список
  1. Байметова А.С. Нормирование и тарификация труда преподавателей вузов на основе информационной сложности // Вестник Удмуртского университета. – 2006. – №2. – с. 5-7.
  2. Валишина Э.Ф. Необходимость повышения качества российского образования в школе и вузе / Э.Ф. Валишина, А.А. Рабцевич // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – №2. – с.70-72.
  3. Галина А.Э. Социальный пакет как инструмент мотивации персонала / Л.Ф. Галимова, А.Э. Галина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – №3. – с.30-32.
  4. Мухина Н.М. Нормирование труда в зарубежных странах / Н.М. Мухина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №6. – с.391-392.
  5. Петров М.И. Нормирование труда: Учебник. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 96с.
  6. Рабцевич А.А. Перспективы развития научно-образовательной сферы России // Труд. Наука. Экономика: Вклад М.В. Ломоносова и российских ученых в развитие науки и народного хозяйства России. М.В. Ломоносов – пример для молодых: сборник научных статей. – Уфа: БашГУ, 2012. – с.30-34.
  7. Рабцевич А.А. Профессионально-квалификационные возможности как фактор инновационной ориентации работников // Актуальные вопросы экономики и права: сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции, 10-12 июня 2014г. – Светлый Яр: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2014. – с.36-38.
  8. Федорова М.Ю. Образовательное право. – М.: Владос, 2004. – 49с.
  9. Халиуллина А.Р. Мотивация труда в научно-исследовательских (проектных) организациях / А.Р. Халиуллина, А.А. Рабцевич // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №2-3. – с.106-108.
  10. Чащихина И.А. Практическое пособие по правовому регулированию труда профессорско-преподавательского состава вуза. – Волгоград: ВолГУ, 2003. – 168с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нигматзянова Сабина Рауфовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация