УДК 378

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ В ВУЗЕ

Никонова Елена Равильевна1, Никонов Илья Викторович2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, старший преподаватель кафедры "Градостроительство"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, магистрант, 2-ой год обучения, направление подготовки "Архитектура"

Аннотация
Анализ социального заказа, ФГОС ВПО по специальности «Архитектура», диссертационных исследований за последнее десятилетие, анкетирование работодателей позволили выявить, что современный архитектор должен обладать компетентностью социального проектирования. Попытки повышения эффективности профессионального архитектурного образования в высшей школе предпринимались учеными-педагогами через творческий метод архитектора, изобразительную деятельность, создание типологии социальных моделей жилища, формирование профессиональной культуры, развитие творческого потенциала будущих специалистов и т.д. На основании этого нами был сделан вывод о недостаточности исследований, посвященных решению проблемы повышения качества профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе как компетентности будущего специалиста, а также разработке ее научно-методического обеспечения. Наше исследование, в том числе и экспериментальное, проводилось в течение пяти лет. Результаты теоретико-методологического анализа выявленной проблемы и опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о возможности качественной профессиональной подготовке архитекторов в вузе с учетом освоения социального проектирования.

Ключевые слова: компетентность социального проектирования, повышение качества профессиональной подготовки., социальное проектирование


SOCIAL DESIGN AS A TOOL OF THE HIGH-QUALITY VOCATIONAL TRAINING OF ARCHITECTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Nikonova Elena Ravil’evna1, Nikonov Il’a Viktorovich2
1Penza State University of Architecture and Construction, senior lecturer of the Department "Urban development"
2Penza State University of Architecture and Construction, 2nd year graduate student in Architecture

Abstract
Analysis of the social order, of the Federal state educational standard of the higher professional education on specialty "Architecture", the dissertation research during the last decade, a survey of employers revealed that the modern architect must possess the competence of social engineering. Efforts to improve the effectiveness of professional architectural education in higher education were undertaken by scientists-teachers through a creative method of the architect, graphic activity, the creation of a typology of social housing models, the formation of professional culture, development of creative potential of future specialists, etc. On this basis, we concluded that there was insufficient research on the problem of improving the quality of training of architects in the development of social planning in high school as professional competence of the future, as well as the development of its scientific and methodological support. Our research, including experimental, conducted over five years.
The results of the theoretical and methodological analysis of the identified problems and experimental work have confirmed our hypothesis about the possibility of high-quality professional training of architects in higher education with regard to the development of social planning.

Keywords: improving the quality of vocational training, social engineering, social engineering expertise


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р., Никонов И.В. Социальное проектирование как средство качественной профессиональной подготовки архитекторов в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63175 (дата обращения: 19.11.2016).

Важнейшей задачей высшего профессионального образования на сегодня является удовлетворение социально-экономических потребностей общества. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, где говорится, что «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».

В качестве такой государственно-общественной потребности в настоящее время выступает кадровое обеспечение высококвалифицированными компетентными специалистами, способными создавать и реализовывать социальные проекты, цель которых – качественное улучшение жизни россиян. Наиболее значимыми, с этой точки зрения, являются приоритетные национальные проекты Российской Федерации, в которых решаются насущные социальные проблемы − развитие строительства, образования, медицины, АПК.

Поскольку одной из составляющих почти каждого национального российского проекта оказывается возведение различных строительных объектов, то это предполагает участие в них специалистов строительных специальностей, в том числе и архитекторов.

Иными словами актуален социальный заказ на современного специалиста-архитектора, отличительной профессиональной чертой которого должна быть адекватная реакция на запросы социума, состоящая в умении разрабатывать проекты, гармонично решающие социальную задачу через архитектурный объект. Развить эти профессиональные функции можно на основе создания и апробации новых научно-педагогических учебных комплексов в рамках федеральных государственных стандартов для профильных вузов и кафедр, способных сформировать у специалиста-архитектора устойчивую компетентность к социальному проектированию – творческому освоению социальной действительности, направленному на положительные изменения в жизни общества с внесением гармоничных преобразований в окружающую архитектурную среду и осмысление культурной миссии ее возрождения, на эффективное решение социальных проблем страны посредством проектирования соответствующих архитектурных объектов.

Традиционная профессиональная подготовка архитекторов формирует способность к проектированию как компетентности в процессе разработки учебных проектов, которые не всегда имеют четкую социальную ориентацию. Кроме того, несовершенна научно-методическая база, позволяющая эффективно готовить будущих архитекторов к их профессиональной деятельности с учетом наличия ее социально-проектной составляющей. Научно-педагогическим дополнением такой базы должен являться оперативный отклик вузов, готовящих специалистов-архитекторов, на социально-экономический заказ государства и общества в виде создания нового содержания архитектурного образования и его качественного обеспечения.

Анализ диссертаций, посвященных решению педагогических проблем профессиональной подготовки архитекторов, показал, что недостаточно научных работ, в которых ее предлагается сделать более качественной в ходе формирования социального проектирования как компетентности будущего специалиста-архитектора в условиях вуза. Ю.И. Кармазину, В.А. Киселевой, К.В. Кияненко, Н.М. Качуровской, С.Ю. Ражевой, М.В. Никольскому удалось выявить и научно обосновать многие творческие аспекты профессиональной подготовки архитекторов. Ими были предприняты попытки повышения эффективности профессионального архитектурного образования через творческий метод архитектора, изобразительную деятельность, создание типологии социальных моделей жилища, формирование профессиональной культуры, развитие творческого потенциала будущих специалистов и т.д.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, последних диссертационных работ и опыт практической деятельности позволяют сделать вывод о недостаточности исследований, посвященных решению проблемы повышения качества профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе как компетентности будущего специалиста, а также разработке ее научно-методического обеспечения.

Значит, нам необходимо ответить на следующий вопрос: как повысить качество профессиональной подготовки архитекторов в вузе через формирование компетентности социального проектирования?

Предположим, что профессиональная подготовка архитекторов в вузе с учетом внедрения и использования социального проектирования как средства будет качественной, если будут:

  • раскрыты сущность и содержание формирования компетентности социального проектирования студентов-архитекторов как средства для обеспечения качества их профессиональной подготовки; уточнены в рамках нашего исследования понятия «социальное проектирование», «учебное социальное проектирование»;
  • разработана теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студентов-архитекторов в вузе, в рамках которой будут определены и проверены организационно-педагогические условия ее эффективной реализации;
  • разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Реализация национальных проектов Российской Федерации» в качестве ресурсной базы формирования компетентности социального проектирования;
  • разработана критериально-оценочная база определения факторного влияния компетентности социального проектирования как средства на повышение  качества профессиональной подготовки будущих специалистов-архитекторов, на основе которой будет произведена экспериментальная проверка эффективности заявленной модели.

Проблема исследовалась в период с 207 по 2015 гг. на базе образовательного процесса ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» на архитектурном факультете (на примере изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»).

Нами была проделана следующая работа:

  • изучено современное состояние процесса профессиональной подготовки архитекторов на основе анализа педагогической, социологической, психологической и философской литературы;
  • выявлена значимость гармонизирующей творческой составляющей учебного социального проектирования для архитекторов, ориентированных на современный заказ общества;
  • уточнено содержание понятийно-терминологического аппарата;
  • определены: тема исследования, его объект, предмет, цели, выбраны методы исследования, сформулирована гипотеза.

Стало понятным, что освоить социальное проектирование как компетентность можно в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ». С точки зрения научного подхода была разработана, обоснована, апробирована и экспериментально проверена теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования архитекторами в вузе, создано учебно-методическое обеспечение вышеназванной дисциплины и учебное пособие «Реализация национальных проектов Российской Федерации» для специальности «Архитектура», проведен эксперимент по внедрению разработанной авторской модели в целостный учебный процесс. Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора – это совокупность блоков научно-педагогических деятельностей преподавателя вуза (целевого, содержательного, результативно-оценочного), нацеленных на выполнение социального заказа потенциального работодателя по подготовке высококвалифицированных кадров для реализации национальных проектов в части владения компетентностью социального проектирования (Рис. 1).

Рис.1. Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора 

Опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации теоретической модели формирования компетентности социального проектирования проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (ПГУАС) и включала следующие основные этапы.

Первый этап – Констатирующий. Заключался в диагностике состояния и определении возможных путей совершенствования исследуемого процесса формирования компетентности социального проектирования у студентов-архитекторов. Констатирующий этап включал разработку критериев, уровней показателей для оценки эффективности исследования, а также заключался в проверке исходного состояния уровней мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного критериев сформированности данной компетентности, а так же в подборе для этого существующих и конструировании собственных методик и проведении диагностических процедур, отборе контрольной и экспериментальной групп. Данный этап включал в себя отбор содержания курса «Реализация национальных проектов РФ», создание необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих в перспективе целостный учебный процесс.

Второй этап – Формирующий. Базовую основу формирующего этапа эксперимента составил целостный педагогический процесс на основе реализации содержательного блока заявленной модели. Данный этап включал осуществление обучения курсу «Реализация национальных проектов РФ», с использованием выявленных в первой главе методов и приемов эффективного формирования компетентности социального проектирования у студентов-архитекторов.

Третий этап – Контрольный. Заключительная проверка эффективности формирования компетентности социального проектирования будущего архитектора посредством изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» осуществлялась на контрольном этапе эксперимента, в течение которого производилось измерение уровней сформированности критериальных показателей подготовки студентов контрольной и экспериментальной групп, анализ, обобщение результатов эксперимента и определение основных направлений дальнейшей работы по совершенствованию исследуемого процесса.

В тоже время логика опытно-экспериментальной работы диктовала нам применение особого подхода к выделению экспериментальных и контрольных групп студентов архитектурного факультета с учетом требований ФГОС ВПО 3 поколения, а также индивидуальных особенностей обучающихся и уровня их профессиональной подготовки.

В эксперименте были задействованы группы архитектурного факультета ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

В качестве экспериментальных групп (ЭГ) в нашем исследовании были выбраны две группы студентов архитектурного факультета ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, обучающиеся по специальности «Архитектура» (№ специальности 270301.65), – студенты групп АРХ 31 и АРХ 32 в количестве 167 человек (2008-2009 учебный год – 48 чел., 2009-2010 учебный год – 38 чел., 2010-2011 учебный год – 42 чел., 2011 -2012 учебный год – 39 чел.).

Целью формирующего этапа эксперимента была апробация разработанной нами теоретической модели формирования компетентности социального проектирования в вузе в ЭГ. Опытно-экспериментальная работа была построена на базе освоения регионального компонента – дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» и направлена на формирование мотивационно-ценностного отношения архитекторов к освоению социального проектирования, изучению реализуемых приоритетных национальных проектов и основ социального проектирования, сбор информации и анализ существующей ситуации по социальным проблемам в нашей стране, авторское студенческое социальное проектирование.

Развивая в ЭГ мотивационно-ценностные показатели, мы на занятиях в ходе анализа выполненного студентами архитектурного факультета задания «Пятый виртуальный социальный проект», итогами которого являлись авторские проекты-идеи, установили, что обучающиеся также научились выделять приоритетные социальные направления, нуждающиеся в первоочередном решении.

Анализ всех этих направлений показывает, что в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» архитекторы плодотворно анализируют социальные проблемы страны, выявляя наиболее интересные и значимые. Они готовы решать проблемные ситуации своей профессиональной деятельностью (архитектурным проектированием) и навыками, полученными в ходе освоения социального проектирования в вузе.

Развивая деятельностные показатели мы ориентировали студентов КГ на формирование готовности архитекторов к использованию профессиональных знаний при разработке авторских социальных проектов с целью подтверждения эффективности профессиональной подготовки. Например, социальный проект «Защита бездомных животных», созданный студенткой гр. АРХ 32 И.Ивашиной и проиллюстрированный видеороликом, получил свое логическое продолжение. Группа студентов под руководством автора этого социального проекта включились в организованное волонтерское движение и своим участием спасли и пристроили в добрые руки много бездомных животных. Автором было предложено архитектурное решение современного приюта для питомцев, с организацией для них ветеринарной помощи, боксов для их временной передержки, как альтернатива существующему городскому пункту содержания таких животных, который имеет вид сарая в лучшем случае.

Студенты при этом улучшили комплекс когнитивных характеристик через теоретическое освоение студенческого социального проекта. С начала студенты ЭГ научились описывать структуру социального проекта. Для этого в текстовой части социального проекта прописывается социальная проблема, которая будет решаться автором, положение дел в РФ по заявленной проблеме, дается анализ существующей ситуации и, по возможности, проводится сравнительный анализ решения аналогичной проблемы за рубежом. Автором проекта обязательно заявляются (предлагаются) инновационные технологии (новые способы строительства, реконструкции и реставрации зданий, применение нанотехнолгичных материалов, новых способов обработки зданий с целью продления их эксплуатации и т.п.). Описываются выбранные методы возведения социального объекта, выбранные материалы и т.п. Определяется регион, область, город или еще более конкретное место, где планируется реализовывать проект. Грамотно и корректно выделяются цели, задачи и способы их решения. Подробно описываются действия, которые предполагается осуществить в рамках реализуемого проекта и их последовательность, излагаются вопросы финансирования, определяются ресурсы и заявляется предположительный результат, который может быть получен от реализации проекта. Архитекторы обязательно должны учитывать как социальную, так и гармонизирующую (архитектурную) составляющие своего проекта.

Нами при проведении формирующего этапа эксперимента учитывались и организационно-педагогические условия эффективного обучения, в основу которых легли разработанные нами методические рекомендации к написанию социального проекта.

Уже на этапе формирующего эксперимента, мы убедились, что реализованная на практике теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования для будущих архитекторов в процессе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» дает возможность эффективно подготовить специалиста не только обученного профессиональной деятельности, но и способного к нахождению индивидуальных способов в преодолении разнообразных социальных проблем, иными словами, человека со сформированным проектным социальным мышлением.

В рамках контрольного этапа эксперимента была, во-первых, проведена диагностика уровня сформированности ценностно-мотивационного отношения к освоению социального проектирования, ориентированного на гармонизацию жизни общества, уровня знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности с новым набором качеств. Во-вторых, был сделан сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных по всем трем показателям в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольных этапах эксперимента.

С этой целью студентами ЭГ и КГ выполнялся второй блок контрольных, которые осуществлялись студентами архитектурного факультета в течение учебного года и позволили выявить уровень полученных показателей в ходе изучения реализуемых в РФ приоритетных национальных проектов и освоения социального проектирования.

Третий блок заданий представлял собой заключительное творческое задание по социальному проектированию (а именно, разработка авторского социального проекта, т.е. устное или реферативное сообщение о собственном социальном проекте-идее с последующей его презентацией в мультимедийных программах Microsoft PowerPoint или Microsoft Movie Maker).

Анализ результатов выполнения этих блоков заданий показал, что у студентов экспериментальной (специальность «Архитектура») и контрольной (специальности «Искусство интерьера», «Дизайн среды» и «Дизайн костюма») групп (ЭГ и КГ) по разному сформированы мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Таблица 1. Дифференцированные показатели уровней сформированности компетентности социального проектирования (контрольный этап)

Урони показателей

Критерии

Мотивационно-ценностный

Когнитивный

Деятельностный

% (ЭГ)

% (КГ)

% (ЭГ)

% (КГ)

% (ЭГ)

% (КГ)

Низкий уровень

30

67

5

35

16

40

Средний уровень

50

21

60

45

49

49

Высокий уровень

20

12

35

20

35

11

Уровни сформированности мотивации, знаний и готовности к деятельности и их интегративные показатели в составе уровней сформированности компетентности социального проектирования представлены в табл. 1, 2 и Гистограмме 1, а сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных по всем трем показателям в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах наглядно представлен таблице 3.

Таблица 2. Интегрированные показатели уровней сформированности компетентности социального проектирования (контрольный этап)

Урони показателей

Интегрированные показатели уровней

% (ЭГ)

% (КГ)

Низкий уровень

17

47

Средний уровень

53

38

Высокий уровень

30

14

Гистограмма 1. Интегрированные показатели уровней сформированности

компетентности социального проектирования (контрольный этап)

Таблица 3. Сравнительные результаты показателей уровней сформированности компетентности социального проектирования констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Уровни показателей

Критерии

Мотивационно-ценностный

Когнитивный

Деятельностный

% (ЭГ)

% (КГ)

% (ЭГ)

% (КГ)

% (ЭГ)

% (КГ)

Низкий уровень

67/30

72/67

10/5

9,5/35

68/16

73/40

Средний уровень

24/50

20/21

59/60

62/45

22/49

22/49

Высокий уровень

15/20

8/12

31/35

28,5/20

10/35

5/11

(Примечание: числитель – результат контрольного этапа эксперимента (%), знаменатель – констатирующего результат этапа эксперимента (%).

Мотивационно-ценностный показатель в ЭГ нижнего уровня снизился на 37%, – среднего уровня повысился на 26%, – высокого уровня повысился на 5%. В КГ нижний уровень данного показателя увеличился на 5%, – средний уровень понизился на 1%, – высокого уровня понизился на 4%;

Когнитивный показатель в ЭГ на высоком и среднем уровне повысился соответственно на 4 и 1%%, а низкий уровень понизился на 5 %. В КГ высокий и средний уровни понизились на 18,5 и 17%%, низкий уровень подрос на 20,5%

Деятельностный показатель в ЭГ демонстрирует аналогичную двум предыдущим динамику роста высоко и среднего. В КГ, наоборот, увеличился низкий показатель, и снизились высокий и средний.

Данные диагностики по системе показателей уровней сформированности компетентности социального проектирования у будущих архитекторов из ЭГ показали, что разработанная нами модель работает эффективно. Благодаря освоению архитекторами социального проектирования как компетентности качество современной профессиональной подготовки, ориентированной на социальный заказ и требования ФГОС ВПО, несомненно, повысилось.

Следовательно, социальное проектирование является одним из важных средств повышения качества профессиональной подготовки архитекторов в вузе.


Библиографический список
  1. Кармазин Юрий Иванович. Формирование мировоззренческих и научно-методических основ творческого метода архитектора в профессиональной подготовке : дис. … д-ра архитектуры : 18.00.01 [Текст] /Ю.И. Кармазин//- Воронеж, 2005 382 с. РГБ ОД, 71:07-18/1.
  2.  Качуровская, Наталья Михайловна. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.08. [Текст]/ Н.М. Качуровская// – Курск, 2005. – 183 с. : ил.
  3. Киселева Вера Алексеевна. Экономическая активность женщин (Региональный аспект) : Дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 [Текст]/ В.А. Киселева// – Майкоп, 2005 189 c. РГБ ОД, 61:05-8/1951 .
  4.  Кияненко Константин Васильевич Архитектура и социальное моделирование жилища : Дис. … д-ра архитектуры : 18.00.02 [Текст]/ К.В. Кияненко// – Вологда, 2005 370 с. РГБ ОД, 71:06-18/3/
  5. Ражева Светлана Юрьевна. Методика развития творческого потенциала в профессиональной подготовке студентов архитектурно-художественных специальностей : диссертация… кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] /С.Ю. Ражева// – Екатеринбург, 2007 190 с. РГБ ОД, 61:07-13/1980.
  6. Никольский Михаил Викторович. Методика организации профессионально-художественной подготовки архитектора средствами информационных технологий : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08, 13.00.02 [Текст]/ М.В. Никольский// -Тамбов, 2002 252 с. РГБ ОД, 61:03-13/1283-2.


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация