УДК 657

НАЛОГОВЫЕ РАСЧЕТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Мешкова Галина Владимировна
ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный заочный университет

Аннотация
В статье раскрыты понятия налоговых расчетов и учетной политики в целях налогообложения, проблемы и противоречия составления налоговых расчетов.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговые расчеты, налоговый учет, учетная политика в целях налогообложения


TAX CALCULATIONS AS THE ELEMENT OF ACCOUNTING POLICIES FOR THE TAXATION

Meshkova Galina Vladimirovna
Russian State Agrarian Correspondence University

Abstract
In the article the concept of tax calculations and accounting policy for taxation purposes, problems and contradictions of preparation of tax calculation.

Keywords: Accounting, accounting policy for taxation purposes, tax accounting, tax calculations


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мешкова Г.В. Налоговые расчеты как элемент учетной политики в целях налогообложения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63170 (дата обращения: 19.11.2016).

Современная учетная система представляет собой переплетение различных видов учета. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Система налогового учета организации должна обеспечивать возможность осуществления контроля правильности формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы внутренними пользователями предприятия и при осуществлении контроля со стороны проверяющих органов. Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно, закрепляя ее положения в учетной политике. Учетная политика ведется для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения – это выбор предприятием наиболее приемлемых сроков, способов расчета и уплаты налогов, учета иных показателей, имеющих значение для определения суммы налоговых обязательств предприятия.

Для налоговых расчетов большую роль играют следующие элементы учетной политики:

1.      Переоценка объектов основных средств.

2.      Способы начисления амортизации.

3.      Способы учета доходов и расходов.

Экономические субъекты формируют свою учетную политику в целях налогообложения, руководствуясь законодательством Российской Федерации о налоговом учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Законодательство допускает вариативность некоторых положений учетной политики, поэтому появляется несколько допустимых разновидностей ведения учетной политики.

Например, при исчислении налога на прибыль существует два варианта учета доходов и расходов:

1.      Метод начисления – доходы и расходы признаются в учете по мере их возникновения, то есть в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

2.      Кассовый метод – доходы и расходы признаются в учете в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке.

Кассовый метод в России сейчас применяется редко из-за возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Также существует два способа учета расходов по транспортировке и заготовке товаров:

1)      в составе издержек обращения;

2)      включение в покупную стоимость товаров.

С точки зрения налогоплательщика более выгодным является включение расходов в покупную стоимость товаров, т.к. в этом случае благодаря увеличению входной цены товара снижается торговая наценка, и происходит уменьшение налогооблагаемой базы.

Определять порядок начисления амортизации по основным средствам в налоговом учете тоже можно двумя способами:

1.      Линейным методом (амортизация начисляется равномерно в те¬чение всего срока полезного использования)

2.      Нелинейным методом (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь)

Нелинейный метод начисления амортизации помогает снизить необлагаемую базу, в результате того, что начисленная амортизация уменьшает остаточную стоимость основных средств, которые участвуют в расчете налога на имущество.

Необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского и налогового учета, прописанные в учетной политике, могут различаться. Так, в бухгалтерском и налоговом учете могут использоваться разные способы начисления амортизации. Кроме того, в ряде случаев доходы и расходы в бухгалтерском учете отражаются по одному алгоритму, а в налоговом – по другому. Сумма прибыли (убытка) в бухгалтерском учете может совпадать, но также может оказаться как большей, так и меньшей, чем в налоговом [3, с. 38]. На основе способов ведения налогового учета организации, прописанных в учетной политике, составляются налоговые расчеты. Все налоговые агенты по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном Налоговым Кодексом.

Подача налоговых расчетов установлена не для всех видов налогов. Для исчисления отдельных налогов период так мал (в частности, квартал), что нет необходимости в предоставлении расчета. Примером таких налогов является НДС. В то же время есть ряд налогов с годовым исчислением (например, налог на прибыль). Для них предусмотрена сдача расчетов по авансовым платежам по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Если суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в четвертом квартале предыдущего года отрицательны или равны нулю, то ежемесячные авансовые платежи в первом квартале организация не уплачивает.

По итогам отчетного периода (полугодия, девяти месяцев) производится расчет авансового платежа по налогу, исходя из фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода.

Расчет различных видов налогов производится по разному, но суть примерно одна. Чтобы посчитать размер обязательного государственного платежа, нужно знать налогооблагаемую базу и ставку, которые для каждого вида налога определяются по своему.

В связи с тем, что все суммы начисленных налогов высчитываются исходя из размера налогооблагаемой базы, проблема ее выбора и оценки является исходной в оценке всех нюансов налогового производства. Из-за того, что для каждого вида налога существуют свои особенности определения налоговой базы, составления отчетов и предоставления их в налоговые инспекции, процесс составления налоговых расчетов значительно усложняется.

Следует отметить также и крайне суровую систему финансовых санкций, не делающих различий между налоговыми нарушениями различного характера. Например, не делается различия между случайной бухгалтерской ошибкой и целенаправленным сокрытием доходов. Ответственность за эти нарушения установлена законодатель ством одинаковая. При этом процедура расчета налогов требует большого объема калькуляции и представляет реальные проблемы без автоматизации этого процесса.

Также, несмотря на то, что возможность зачета налога на имущества предусмотрена во многих соглашениях, заключенных Правительством РФ с большинством иностранных государств, при устранении двойного налогообложения суммы налога, фактически уплаченные российской организацией за пределами территории нашей страны в соответствии с законодательством другого государства в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, не всегда в полном объеме засчитываются при уплате налога в Российской Федерации. Смысл зачета состоит в том, что организация уменьшает налог на имущество, рассчитанный в России, на сумму налога, уплаченного за рубежом. При этом уменьшается не весь налог, а только та его сумма, которая рассчитана в отношении конкретного имущества. По российскому законодательству зачесть налог в большем размере, чем рассчитанная сумма, нельзя, даже если уплаченный за рубежом налог превышает сумму налога, рассчитанную по нормам российского законодательства.

Важной проблемой формирования налоговых расчетов остается постоянно меняющееся законодательство: изменяются формы отчетностей, одни льготы отменяются, а другие вступают в силу и т.д. Налоговым агентам необходимо следить за всеми изменениями, и корректировать составление отчетности исходя из них. Это тоже в определенной мере усложняет процесс составления налоговых расчетов.

Например, в 2013-2014 гг. если у организации на балансе было только новое движимое имущество, у нее не возникало обязанности подавать по итогам каждого отчетного периода налоговые расчеты по авансовым платежам, а по итогам года – декларацию. Налоговые расчеты и декларации не подавались в связи с отсутствием объекта налогообложения. С 2015 г. они должны подаваться вне зависимости от того, существует ли по данному имуществу налоговая льгота или нет, то есть должны подаваться даже «нулевые» налоговые расчеты и декларации [2, c. 15-16].

Кроме этого, нормы законодательства, связанные с налоговыми расчетами, а также критерии, по которым налогоплательщик мог бы себя отнести к определенной группе, не всегда являются исчерпывающими и однозначными. А применение многочисленных налоговых льгот ведет к еще большему усложнению составления налоговых расчетов. Из-за этого у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под формальные признаки и условия, позволяющие им претендовать на получение незаслуженных или избыточных налоговых льгот.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что налоговые расчеты являются важным атрибутом современной учетной системы. Но экономические субъекты в процессе их осуществления сталкиваются со многими проблемами, к ним относятся: сложные процедуры расчета налогов, несовершенное законодательство, несправедливая система финансовых санкций за ошибки в расчетах и многое другое. Все это требует своего решения, и в первую очередь для устранения проблем и противоречий, возникающих при формировании налоговых расчетов, необходимо совершенствование законодательства в этой сфере, приведение в соответствие правил бухгалтерского и налогового учета, исключение их противоречий.

Необходимо, чтобы учетная политика в целях налогообложения не оставалась обязательным, но бесполезным документом, как происходит во многих организациях, а была нужным и важным элементом учетной деятельности любого предприятия.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2. (ред. 13.07.2015). // Консультант Плюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан.– [М., 2015.] (Дата обращения: 15.12.2015).
  2. Верещагин С.А. Налог на имущество организаций: исчисление и уплата / С.А.Верещагин // Бухгалтерский учет. – 2015. – № 6. – С.15-16.
  3. Знаменщиков С.А. Убытки в бухгалтерской и налоговой отчетности / С.А.Знаменщиков // Бухгалтерский учет. – 2015. – № 5. – С.38-40.
  4. Мешкова Г.В., Мешков С.А. Особенности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению земельных участков / Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы ΧΧΙ века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета РУК.- Ярославль-Москва: Канцлер, 2015.- С. 278-283.
  5. Мешкова Г.В., Особенности учета и оценки биологических активов в соответствии с МСФО / Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы ΧΧΙ века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета РУК.- Ярославль-Москва: Канцлер, 2015.- С. 271-278.


Все статьи автора «Мешкова Галина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация