УДК 159.99

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Архарова Елена Александровна1, Щелина Светлана Олеговна2
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ассистент кафедры общей и педагогической психологии

Аннотация
В данной статье изучены творческие способности у подростков, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: критерии, подростки, творческие способности


STUDYING OF CREATIVE CAPACITIES AT TEENAGERS

Arharova Elena Aleksandrovna1, Shchelina Svetlana Olegovna2
1Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4 year student of direction "Psycho-pedagogical education"
2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, assistant to faculty of the general and pedagogical psychology

Abstract
In given article creative capacities at teenagers are studied, as well as results of an experimental research on the given problem are presented.

Keywords: creative capacities, criteria, high school students


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Архарова Е.А., Щелина С.О. Изучение творческих способностей у подростков // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63131 (дата обращения: 20.11.2016).

На сегодняшний день, изучением творческих способностей у подростков, занимаются множество психологов. Изучая литературу по данной проблеме мы решили определить, критерии развития творческих способностей, которые выделяют психологи. Е.Н. Степанов в школьном обучении и воспитании творческих способностей предлагает данные критерии:

  • Чувство новизны;
  • Способность преобразовать структуру объекта;
  • Направленность на творчество;
  • Критичность.

Следовательно, в качестве показателей он предложил следующее:

  • Умение и стремление к познанию;
  • Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;
  • Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;
  • Обладание способностями к рефлексии, оценке и самооценке[3, с.5].

Изучение изменения уровня творческого потенциала у подростков проводилось на базе МБОУ Выездновская СШ р.п. Выездное. В состав испытуемых вошли учащиеся 8 «Б» класса – 16 человек. Среди них 7 девочек и 9 мальчиков.

Для диагностического исследования нами были использованы 5 методик:

1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж. Брунера.

2. Тест креативности Торренса.

Рассмотрим результаты исследования. Данные по тесту на мышление и креативности Дж. Брунера, используемой для определения креативности и типов мышления, представлены графически на рис. 1.


Рис. 1 – Результаты диагностики креативности

Среди респондентов с высоким уровнем креативности оказалось 56% учеников, со средним уровнем 44% учащихся.
В ходе исследования не были выявлены респонденты с низким уровнем креативности. Это говорит о том, что дети, которые являются учащимися этой школы творческие и креативные личности. Дети с творческим складом ума отличаются нестандартным мышлением, не боятся смелых идей и что самое важное они не боятся говорить о них. Учителя, помогая детям развивать творческое мышление, моделируют с ними различные ситуации, в которые ученики вносят свои изменения, фантазируя и предполагая различные варианты развязки. Поощряется и то, что дети проявляют интерес и задают много дополнительных вопросов.

Результаты диагностики на предметное мышление предоставлены графически на рис. 2.


Рис. 2 – Результаты диагностики предметного мышления

Высокий уровень предметного мышления выявился у 46% респондентов участвующих в исследовании, средний уровень набрали 33% детей, низкий уровень предметного мышления показали 13% респондентов. В нашей группе респондентов преобладают люди с практическим складом ума, так как большой процент набрал высокий уровень предметного мышления, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, превращение информации с помощью предметных действий, выполнение операций в определённой последовательности.

Результатом такого типа мышления становится идея, воплощённая в реальность в виде проективной модели или какого – либо изобретения.

Результаты символического мышления предоставлены графически на рис.3.


Рис. 3 – Результаты диагностики символического мышления

По результатам диагностики символического мышления было выявлено, что высокий уровень символического мышления получили 17% респондентов, средний уровень 50%, а низкий уровень продиагностировался у 33% учащихся. Символическое мышление, по-другому можно сказать, что это математический склад ума. Ребёнок хорошо понимает алгебраические правила, арифметические знаки , формулы. С их помощью и происходит преобразование информации.

Результатом является мысль, выраженная в виде знаков и формул, связанных между собой определенным смыслом.

Результаты знакового мышления предоставлены графически на рис. 4.


Рис. 4 – Результаты исследования знакового мышления

По результатам исследования знакового мышления представленного в диаграмме видно, что высокий уровень получили 44% учеников, средний уровень набрали 50% исследуемых, низкий уровень знакового мышления всего 6% респондентов. Из этого следует, что учащихся данной школы можно отнести к личностям с гуманитарным складом ума, которые предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется изменением информации с помощью умозаключений.  Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики.

Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, описывающих сходства неких предметов.

Результаты образного мышления предоставлены графически на рис. 5.


Рис. 5 – Результаты исследования образного мышления

Опираясь на данные диаграммы в которой представлены результаты исследования образного мышления можно сказать следующее, что самые высокие показатели получились у респондентов с высоким уровнем образного мышления-57%, средний уровень выявился у 25% учащихся, а низкий уровень набрали 18% участвующих в исследовании. Анализируя эти данные можно сделать вывод, что образным мышлением обладают люди с художественным складом ума. Это умение человека воплотить свои фантазии в реальность. Результатом служит мысль, автор которой, даёт посмотреть на неё под другим углом.

Тест креативности Торренса определяет уровень креативности у детей. Результаты диагностики креативности предоставлены на рис. 6.


Рис. 6 – Результат исследования уровня креативности

Результаты, представленные на рисунке 6, показывают нам, что плохой уровень креативности имеют 6,25% детей, норма у 37,5% учеников, несколько выше нормы имеют 37,5% учащихся, выше нормы выявилось у 18,75% респондентов, участвующих в нашем исследовании. Эти результаты говорят о том, что дети, обучающиеся в этой школе талантливые, креативные, всесторонне развитые, умные. Родители дают своим детям развиваться в том направлении, в котором у него больше возможностей, а учителя помогают ученикам найти правильное направление в личностном развитии.

Таким образом, можно сказать, что подростковый возраст это то время когда ребёнок ищет себя, ошибается, падает, поднимается и идёт дальше. Способности, которые он находит в себе, могут помочь ему выбрать свой дальнейшие путь, определиться с профессией. Но определение своих способностей это ещё не гарантия успеха, их нужно не только во время определить, но и развивать. Родители, учителя, психологи это люди которые должны помогать и поддерживать ребёнка в этот трудный период.


Библиографический список
  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. ЯГПУ., 1997.
  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  3. Степанов C. Продуктивный ум : загадки и причуды// Школьный психолог январь. 2004. №4. С. 5-6.


Все статьи автора «Архарова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация