РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В КРЫМУ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Никифорова Мария Павловна1, Мирненко Марина Сергеевна2
1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры туризма
2Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, магистр 2 года обучения кафедры туризма

Аннотация
В работе проанализировано современное состояние и тенденции внутреннего религиозного туризма на территории полуострова Крым. Определены основные характеристики предлагаемых паломнических туров, сделаны выводы о наиболее освоенных направлениях и предложены методы развития религиозного туризма в Крыму.

Ключевые слова: паломнические туры, религиозный туризм, Республика Крым, современное состояние, тенденции


RELIGIOUS TOURISM IN CRIMEA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

Nikiforova Maria Pavlovna1, Mirnenko Marina Sergeevna2
1Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) FSAEI HE “Crimean Federal University Vernadsky”, PhD, senior lecturer of the Department of Tourism
2Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) FSAEI HE “Crimean Federal University Vernadsky”, 2nd year study master of the Department Tourism

Abstract
In work the modern state and trends of the religious tourism on the territory of the Crimean Peninsula are discussed. The main characteristics of offered pilgrimage tours are determined. The conclusions about the most popular destinations are made and also development methods of religious tourism in Crimea are proposed.

Keywords: modern state, pilgrimage tours, religious tourism, Republic of Crimea, trends


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никифорова М.П., Мирненко М.С. Религиозный туризм в Крыму: современное состояние и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63072 (дата обращения: 13.03.2024).

Введение.

Республика Крым населена множеством различных народов, каждый из которых имеет своё вероисповедание и религию. Из века в век каждый народ, живший на территории полуострова, оставлял после себя различные памятники духовной жизни для того, чтобы передать потомкам свою культуру и верование. Имея множество таких памятников, имеющих отношение к религии, в Крыму получил распространение религиозный туризм. Множество паломников разных религий, из материковой части России, заинтересованы в посещении святынь, находящихся на полуострове.

По данным Бабкина А.В. [1, с. 14] религиозный туризм – это вид туристической деятельности, направленный на предоставление услуг и удовлетворение потребностей туристов, путешествующих к святым местам и религиозным центрам, которые находятся за пределами обычной их среды. Поясняя обычными словами это путешествие к местам поклонения какой бы то ни было религии. Человек, путешествующий с религиозной целью, является туристом, который выезжает с места постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религии.

Религиозный туризм, как и многие другие виды туризма, имеет несколько подразделения. Так выделяют паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности [3, с. 111].

Паломническим туризмом называют поездки представителей различных конфессий с паломническими целями. Целями этими, в основном, является поклонение святым местам. Кроме того можно выделить следующие причины для совершения паломничества [4, с. 251]:

  • вылечить болезни, как духовные, так и физические;
  • помолится за близких и родных людей;
  • отмолить грехи;
  • получить благодать (т.е. дар посланный свыше);
  • выполнить бескорыстную богоугодную работу;
  • поблагодарить за блага посланные свыше;
  • проявить свою верность религии;
  • стремление к подвижничеству во имя веры;
  • обретение смысла жизни.

Само название «паломничество», с точки зрения филологов, произошло от латинского слова «palma», что в переводе означает пальма. С вязано это с обычаем, по которому после посещения Святой земли (Палестины) во время праздника «Вход Господень в Иерусалим» принято было привозить именно ветвь этого дерева. У славянских народов, исповедующих христианство, данный праздник именуется «Вербное воскресение».

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности немного отличается от паломнического туризма. Такой туризм направлен не на поклонение определённой религии, а скорее на изучение ее (или их) культуры и традиций, не смотря на то, существует она (религия) или давно забыта нынешним поколением. Туристы, путешествующие с такими целями, посещают различные религиозные объекты, принимают участие в различных религиозных обрядах, шествиях и так далее [2, с. 142]. Для таких туристов важно место размещение, питание и ряд других дополнительных услуг, в то время как туристы-паломники не требуют высокого сервиса.

Основное содержание.

Как говорилось выше, туристический потенциал Крыма в плане религиозного туризма, достаточно высок. На территории полуострова находится множество христианских церквей, храмов и монастырей, привлекающие паломников. Для исповедующих ислам – мечети. Есть здесь и караимские кенассы, и армянские церкви, и святыни других не столь распространенных религий.

В общей сложности в Крыму находится около 814 религиозных объектов различных культур [5]. Основная их часть относится к православному вероисповеданию, так же немало объектов относящихся к исламской религии. Все они распространены по всему полуострову. Однако большая часть их располагается в центральной и северо-западной части Крыма, а также на Южном Берегу. Основными центрами развития религиозного и паломнического туризма на крымском полуострове принято считать Бахчисарайский район, Евпаторийский, а также районы Ялты и Севастополя.

К наиболее посещаемым культовым сооружениям православия относятся: Собор во имя Св. князя Александра Невского (Симферополь), Свято-Успенский пещерный мужской монастырь (Бахчисарай), пещерный монастырь Качи-Кальон (Бахчисарайский район), Свято-Георгиевский монастырь (Балаклава), церковь Двенадцати апостолов (Балаклава), Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь (с. Тополёвка, Белогорский район), Покровский Собор покрова Пресвятой Богородицы (Севастополь), Свято-Никополькая церковь (Севастополь), Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь (Инкерман), храм Светлого Христова Воскресения (Форос), Храм Святого Архистратига Михаила (Ореанда), Храм-Маяк святителя Николая (с. Малореченское, Большая Алушта) и многие другие.

Из объектов, посещаемых паломниками исламского вероисповедания выделяют: Текие дервишей (Евпатория), Мечеть Джума-Джами (Евпатория), Кебир Джами (Симферополь), Биюк Хан Джами или Большая Ханская мечеть (Бахчисарай), Исми Хан Джами (Бахчисарай), Орта Джами (Бахчисарай), Мечеть Байбарса (Старый Крым), Мечеть хана Узбека (Старый Крым), Аджи-бей (Судак), Муфти-Джами (Феодосия).

Из религиозных объектов других вероисповедений в Крыму выделяют:
Еврейскую ремесленную синагогу Егия-Копай (Евпатория), Армянская церковь Сурб-Никогайос (Евпатория), Караимские кенасы (Евпатория), Армянская церковь Св. Акоба (Симферополь), молитвенные дома караимов – кенассы (пещерный город Чуфут-Кале, Бахчисарай), караимское кладбище (Бахчисарай), Армянский монастырь Сурб-Хач (Старый Крым),Лютеранская кирха Святой Марии (Ялта). Кроме культовых сооружений религиозными объектами, привлекающими паломников, являются также святые источники, рощи, озёра, пруды, капища и т.д.

Стечение людей к святым местам часто связывают с определенными событиями. Так, например, многие православные паломники стекаются в крымские храмы для встречи Рождества, для караимов это являются праздники Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница) и Суккот. Представители других религиозных культур посещают свои святыни дабы доказать уважение своей вере и культуре. К примеру, крымские татары считают обязательным посещение Бахчисарая, так как ранее он являлся священной столицей Крымского ханства.

Такое большое количество мест для паломничества дает возможность туристическим фирмам полуострова предложить большое количество религиозных туров. В таблице 1 приведены характеристики наиболее популярных в 2013 – 2015 гг. паломнических туров по Крымскому полуострову.

Таблица 1. Основные характеристики наиболее популярных паломнических туров в Крыму 

Название тура

Прод.

Транс.

Контингент

Религия

Стоимость за 1 чел./руб.

Паломническая программа с проживанием в Алуште

10 дн.

Автобус

Взрослые, семьи с детьми

Православие

18000

Палонический тур “Мини-отель в Алупке”

10 дн.

Автобус

Взрослые, семьи с детьми

Православие

14500 – 17000

Паломнический тур в Андреевке

10 дн.

Автобус

Взрослые, семьи с детьми

Православие

12500 – 14500

Паломнический тур в Новофедоровке в пансионате “Поломник”

10 дн.

Автобус

Взрослые, семьи с детьми

Православие

12500 – 16500

Паломнический тур с размещением в Алупке

10 дн.

Автобус

Взрослые, семьи с детьми

Православие

13500 – 16000

Рождество 2016 в Алуште на базе санатория

8 дн.

Автобус

Взрослые, семьи с детьми

Православие

14900 + дополнительные услуги

Рождество в Форосе 2016

8 дн.

Авиаперелёт, автобус

Взрослые

Православие

14900 + дополнительные услуги

Рождество Христово в Феодосии

10 дн.

Авиаперелёт, автобус

Взрослые

Православие

17500

Православный лагерь для детей с родителями «Юный паломник» в пгт. Новофедоровка

12 дн.

Автобус

Взрослые, семьи с детьми

Православие

13500 – 18000

Тур “Малый Иерусалим”

1 день

Автобус

Взрослые, дети

Православие, ислам, караимизм

1200 + дополнительные услуги

Тур «Путями крымских ханов».

5 дней

Автобус

Взрослые

Ислам

6000

 «Челтер-Мармара. Храм Саввы Освященного»

1 день

Автобус

Взрослые, дети

Православие

100 руб/чел,
но не менее
1200 с гр.

«Святые источники и обители в окрестностях Севастополя»

1 день

Автобус

Взрослые, дети

Православие

100 руб/чел,
но не менее
1200 руб
с группы

«К святителю Луке»

1 день

Автобус

Взрослые, дети

Православие

120 руб/чел,
но не менее
1500 руб
с группы

«Свято-Успенский пещерный монастырь»

1 день

Автобус

Взрослые, дети

Православие

100 руб/чел,
но не менее
1200 руб
с группы

«Святое место Качи-Кальон»

1 день

Автобус

Взрослые, дети

Православие

100 руб/чел,
но не менее
1200 руб
с группы

Как видно из табл. 1, среди популярных паломнических туров по Крымскому полуострову присутствуют как достаточно продолжительные (8 – 12 дней), так и однодневные туры. Наибольшей популярностью, как это следует из рис. 1, пользуются программы, длительность которых составляет 10 дней (9 ночей).

Рис. 1 Продолжительность (количество дней) наиболее популярных паломнических туров по Крымскому полуострову

Основным средством передвижения, как видно из табл. 1, во всех случаях выступает автобус, что несколько снижает вариативность паломнического туризма в Крыму и объясняется, прежде всего, расположением объектов паломничества. Также, подавляющее большинство предлагаемых религиозных туров не предполагают трансфер до полуострова, а включают в себя только передвижение непосредственно по Крыму. Этот фактор  существенно снижает популярность въездного паломнического туризма на территории Республики.

Из табл. 1 также следует, что популярные религиозные туры Крыма в 2013 – 2015 гг. полностью ориентированы на объекты православия, и лишь один из них посвящен осмотру мест ислама, и еще один является комбинированным: тур «Малый Иерусалим», в рамках которого предполагается посещение святых мест православия, ислама и караимизма. В то же время, как упоминалось выше, на территории Крыма существует большое количество мест паломничества и других религий. Их низкая популярность у клиентов туристических фирм объясняется неполнотой предлагаемых программ, отсутствием рекламы, а также малым количеством информации по подобным объектам.

Выводы.

С точки зрения туристического потенциала и туристических ресурсов Крымский полуостров является весьма привлекательной территорией для развития религиозного туризма. Большое количество мест паломничества различных религий позволяет разработать разнообразные программы, которые могут быть ориентированы на разный контингент. Анализ наиболее популярных паломнических туров в Крыму за 2013 – 2015 гг. показал, что основным направлением религиозного туризма  на территории полуострова является осмотр святых православных мест. Причем популярны как продолжительные туры (8 – 12 дней), так и однодневные. В то же время, остаются практически неиспользованными богатые туристические ресурсы Крыма в области святых мест других религий.


Библиографический список
  1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма, Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
  2. Бурняшева Л. А., Газгиреева Л. Х. Духовный кризис ценностных оснований: социально-философский дискурс проблемы Перспективы науки. - 2011. – с. 156.
  3. Максимов Д. В. Сегментация и перспективы рынка религиозного туризма. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития. - Краснодар: Просвещение-Юг. 2005. -  с.113.
  4. Гончарова Е. Н. Социально-конструктивистский подход в исследованиях туризма в условиях глобализации. Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. - Выпуск 4 (69). — 254 с.
  5. Паломническая служба «Святой источник» // Москва: Официальный сайт паломнической службы «Святой источник». — 2000. — (Рус.). -URL: http:// http://www.palomnik-sl.narod.ru

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Никифорова Мария Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация