УДК 372.875

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА ЭКСКУРСИЯХ ПО БИОЛОГИИ

Корсунова Ирина Александровна1, Мирнова Марина Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», магистрант
2ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье представлены методические рекомендации, по формированию практических навыков на экскурсиях в природу по биологии. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования практических умений школьников в образовательном процессе. Представлен ряд разработок экскурсий в природу.

Ключевые слова: биологическая экскурсия, деятельностный подход, организационные формы и методы, практические навыки


FORMATION OF PRACTICAL SKILLS AT PUPILS AT EXCURSIONS IN BIOLOGY

Korsunova Irina Alexandrovna1, Mirnova Marina Nikolaevna2
1Southern Federal University, undergraduate
2Southern Federal University, candidate pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article presents methodical recommendations on the formation of practical skills on excursions in nature on biology.
Systematic carrying out excursions – a necessary condition of formation of practical abilities of school students in educational process. Presents a series of excursions in the nature.

Keywords: activity approach, biological excursion, organizational forms and methods, practical skills


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корсунова И.А., Мирнова М.Н. Формирование практических навыков у учащихся на экскурсиях по биологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63065 (дата обращения: 20.11.2016).

Важной формой обучения биологии является экскурсия, так как невозможно изучения природных явлений, организованности природы в отрыве от реальной живой природы. Все экскурсии, предусмотрены программой школьного курса биологии и являются обязательными для выполнения. В программе по биологии предусмотрены ботанические, зоологические, общебиологические, экологические и комплексные экскурсии для каждого класса с 6 по 11 класс, указаны примерные темы и рекомендуемые места проведения экскурсий. Содержание экскурсий тесно связаны с изучаемым в классе теоретическим материалом и основная их задача формирование практических навыков. Большое внимание разработке практического и методического обоснования биологических экскурсий уделял А. Я. Герд и его последователи – В. В. Половцов, Б. Е. Райков, Н. М. Верзилин, Н. А. Рыков, В. М. Корсунская, Ю. И. Полянский, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина.

Экскурсия – одна из важнейших форм организации учебного процесса, она знакомит учащихся с объектами, явлениями, закономерностями и законами, основными положениями теорий, касающихся живой природы, со спецификой методов ее изучения. [1].

Автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда[2].

В системе форм обучения биологии экскурсии занимают важное место, являясь эффективной и незаменимой формой организации учебно-воспитательного процесса. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время, полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.

Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования практических умений школьников в образовательном процессе. Формирование практических умений у учащихся – как задача первостепенной важности, выступает не только перед школой, но и непосредственно перед самим учителем. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость школьников, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

Цель нашего исследования теоретически обосновать и апробировать методические рекомендации по формированию практических навыков на экскурсиях в природу по биологии.

В ходе проведенного анализа методической, педагогической и психологической литературы по проблеме формирования практических навыков в процессе организации экскурсий по биологии показал, что на современном этапе необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Всё это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач[3].
Установлено, что технология деятельностного метода включает проблемное обучение, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности учащихся. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач – пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений.

Эксперимент проходил в Ростовской санаторной школе интернате №28. Биология изучается по учебнику Сухоруковой Л.Н. Живой организм. Были разработаны экскурсии по биологии для 6 класса. Разработка экскурсий ставила цель, сформировать практические навыки у учащихся. На наш взгляд, большие возможности для этого предоставляет такая форма учебного занятия как экскурсия. Экскурсия помогает «оживить» учебный процесс, заинтересовать учащихся, активизировать их познавательную деятельность, расширить кругозор и сформировать практические навыки.

Экскурсия №1 «Экологическая тропа на пришкольном участке» проходила осенью. Проведение этой экскурсии рекомендуется программой курса биологии для 6 класса при изучении раздела «Разнообразие живых организмов». Были поставлены цели и задачи экскурсии, разработан маршрут экскурсии. Перед тем как пойти на экскурсию был проведен инструктаж по технике безопасности.

Цель экскурсии – обобщить и углубить знания, полученные на уроках, сформировать практические навыки у учащихся.

Помимо заданий связанных с темой урока, учащимся были предложены задания с инструктивными карточками разных видов деятельности (рис.1).

В процессе исследования были разработаны инструктивные карточки, содержание которых нацелено на развитие практических навыков: умение собирать растения, умение собирать насекомых, наблюдать, вести подсчет.


Рисунок 1.Примеры инструктивных карточек.

Проведение экскурсии:

1.Учащиеся осматривают территорию пришкольного участка. Визуально изучают видовой состав растительного и животного мира. Пользуясь информацией найденной в рамках опережающего задания, называют известные им виды растений. Рассматривают кору деревьев и делают копию (рис.2).

2.Для составления гербария собирают по пути различные листья, сравнивают их размер и окраску.

3.Учащиеся собирают плоды и семена. Потом дома выращивают деревце, согласно правилам инструктивных карточек.

4.Важно обратить внимание учащихся на то, как ведут себя животные и птицы, встречающиеся на участке. Обсудить, как изменилась их жизнь с наступлением осени. Дети собирают беспозвоночных животных, после делают матрасики (рис.3).


Рисунок 2. Копирование учащимися рисунка коры.


Рисунок 3. Сбор насекомых.

Экскурсия № 2 «Мир растений Ростовской области» проходила весной. При изучении раздела «Строение и многообразие растений». Данная экскурсия была проведена во время второй педагогической практики.

Цель экскурсии – начать знакомство учащихся с растительным миром Ростовской области на примере школьного парка.

В задачи этой экскурсии входило: познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка, научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Дону и характерные для данного региона, научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев, воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.

Для повышения практических навыков, учащимся так же были выданы инструктивные карточки, используемые на экскурсии №1.

Соблюдая все пункты карточек, дети составляют план местности, наносят на него основные ориентиры, деревья, дороги, здания. Потом измеряют высоту своего дерева и делают «обхват». Рассматривая, деревья школьного парка и травянистые растения дети определяют их видовую принадлежность и собирают материал для гербария (рис.4).


Рисунок 4 – Собранные травянистые растения, составление гербария из листьев деревьев.

Применение такой модели инструктивных карточек на экскурсиях по биологии повысило заинтересованность учащихся при их выполнении, увеличило степень самостоятельности учеников, способствовало развитию практических навыков: умение собирать растения, умение собирать насекомых, наблюдать, вести подсчет. В результате проведения экскурсии №1 были получены следующие данные. С копированием рисунка поверхности коры справились 90% учащихся,80% хорошо могли описывать деревья, вырастили деревце 70% учеников, 60% с легкостью сделали гербарий и 50% смогли собрать животных, согласно всем правилам.

Экскурсия №2 подтвердила, что разные виды деятельности, проведенные, на экскурсии осенью улучшили практические навыки школьников. Весной все эти задания дети выполняли с легкостью и большим интересом (диаграмма 1)


Диаграмма 1.Результаты деятельности учащихся в процентном соотношении на экскурсии №2.

Так же был проведен опрос учащихся 6 класса. Нужно было выразить свое отношение, к экскурсиям с заданиями такого типа. И 90% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к экскурсиям с данными заданиями и считают их увлекательными. 10% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение, и не было учеников, у которых отсутствует интерес (диаграмма 2).


Диаграмма 2. Отношение к проведенным экскурсиям по биологии.

Мы не ставили своей задачей определение уровня усвоения знаний учащимися, но результаты проверочных работ, проведенных после экскурсий в природу, и качественный анализ ответов школьников на вопросы контрольного среза также могут служить косвенным доказательством необходимости внедрения экскурсий в процесс обучения биологии. Учащиеся точно и более полно отвечали на вопросы контрольной работы, в отличие от учащихся контрольного класса, ответы которых были поверхностными и односложными. Полученные результаты позволяют нам подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать вывод об эффективности предложенной методики проведения экскурсий при обучении биологии в 6 классах.


Библиографический список
  1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело.  URL. http://www.twirpx.com/file/721383/ (дата обращения 20.01.2016)
  2. Сластенин В.А. и др. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений URL. http://pedlib.ru/Books/1/0075 (дата обращения 21.01.2016)
  3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход в обучении. URL. http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2031-systemno-deyatelnostyi-podhod (дата обращения 21.01.2016)


Все статьи автора «Корсунова Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация