УДК 334.02

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Баширова Хава Шамановна1, Абдулазизова Элиза Аптиевна2
1ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», студентка 3 курса факультета экономики и финансов
2ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», научный руководитель – ассистент кафедры «Налоги и налогообложение»

Аннотация
В данной работе авторами рассмотрены основные институты поддержки малого и среднего предпринимательства в Южно-Африканской республике, более детально рассмотрены их особенности, проведен анализ и оценка эффективности данных институтов поддержки малого и среднего предпринимательства, а также показана их структура.

Ключевые слова: институты поддержки, малое и среднее предпринимательства, эффективность развития


KEY INSTITUTIONS SUPPORTING SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE SOUTH AFRICAN REPUBLIC

Bashirova Hava Shamanovna1, Abdulazizova Eliza Aptievna2
1Chechen state university, 3rd year student of the Faculty of Economics and Finance
2Chechen state university, supervisor - assistant of the Department «Tax and taxation»

Abstract
In this paper, the authors considered the basic institutions of support of small and medium enterprises in the Republic of South Africa, considered in more detail their features, analysis and evaluation of the effectiveness of these institutions to support small and medium-sized businesses, as well as their structure.

Keywords: small and medium enterprise development effectiveness, support institutions


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баширова Х.Ш., Абдулазизова Э.А. Основные институты поддержки малого и среднего предпринимательства в Южно-Африканской республике // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62955 (дата обращения: 20.11.2016).

Особенности и основные направления поддержки МСП в ЮАР

Экономика ЮАР – самая развитая на африканском континенте. Основу её составляют горнодобывающая и металлургическая отрасли, которые ведут свою историю со второй половины XIX века, когда в стране были обнаружены месторождения золота, алмазов и других полезных ископаемых. Финансовый сектор развивался параллельно промышленному и на сегодняшний день является одним из наиболее развитых в мире: биржа Йоханнесбурга занимает 19-е место в мире по капитализации торгуемых компаний, на банковском рынке доминируют пять универсальных банков, некоторые из них являются глобальными игроками.

Вследствие этого финансовый рынок предоставляет потенциальным заёмщикам широкий спектр кратко- и долгосрочных инструментов. Однако для МСП доступность этих ресурсов ограничена: только 15% имеют доступ к рынкам заёмного финансирования. Поэтому система государственной поддержки нацелена не столько на снабжение рынка финансовыми ресурсами, сколько на улучшение качества МСП через нефинансовые инструменты: повышение финансовой грамотности, консультации по бизнес-планированию и структурированию проектов, помощь в получении лицензий, патентная работа и др.[3]

После демонтажа системы апартеида политика государства направлена на выравнивание уровня жизни белого и чернокожего населения ЮАР. Согласно переписи населения 2012 года, наблюдался шестикратный разрыв в средних доходах этих двух групп населения. Кроме этого, безработица на уровне 25% в основном наблюдается среди чернокожих граждан. В этой связи государство целенаправленно поддерживает рост предпринимательства среди чёрного населения страны, в том числе через специально созданный для этих целей National Empowerment Fund.

Классификация малых и средних предприятий в ЮАР

По статистике, в ЮАР насчитывается более 5,5 млн малых и средних предприятий (МСП).

Наиболее многочисленная группа МСП (около 60%) — survivalists — самозанятые работники, для которых целью их деятельности является получение дохода на содержание семьи.

Как правило, уровень доходов, получаемых такими предпринимателями, находится ниже черты бедности вследствие их низкой квалификации. Деятельность survivalists осуществляется в неформальном поле, т. е. без налоговой регистрации. 30% МСП — микропредприятия с количеством работников до 5 человек. Большинство из них — предприятия, на которых трудятся члены одной семьи. Если выручка не превышает 300 тыс. рандов в год (~1,3 млн руб.), то налоговой регистрации не требуется. Сверхмалые предприятия — до 10 работников. Также сюда относятся индивидуальные предприниматели сферы бытовых услуг (электрики, сантехники и т.п.) и представители свободных профессий (врачи, консультанты и т. п.). В отличие от survivalists и микробизнеса сверхмалые предприятия имеют налоговую регистрацию и, как правило, постоянное местонахождение (офис, производственное помещение и т. п.) и основные средства.

Малые (до 100 работников) и средние (до 200 работников) предприятия — полноценные участники «формальной» экономики. Помимо критерия количества работников существует градация МСП по объёмам выручки и стоимости активов. Однако эти показатели имеют второстепенное значение при оказании государственной поддержки МСП. По сферам деятельности: основная масса МСП занимается торговлей (около 2/3), остальные — сельским хозяйством, услугами и производством. Small Enterprises Development Agency (SEDA) Агентство развития малых предприятий создано в 2004 году, оно подчиняется министерству торговли и промышленности, финансируется из бюджета.[2]

Основная задача агентства— консультирование МСП по широкому спектру вопросов предпринимательской деятельности: ·

- для начинающих, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий – финансовая грамотность, бизнес-планирование, регистрация предприятия;

- для малых и средних предприятий — внедрение современных технологий, сбытовая политика, стандарты качества, выход на внешние рынки, доступ к финансовым ресурсам и программам поддержки, кадровые проблемы, сертификация продукции и др.

Консультационную деятельность SEDA осуществляет через сеть собственных филиалов и отделений, бизнес-инкубаторов, передвижных консультационных пунктов и инфо-киосков — всего 205 точек.

Система сопровождения предпринимателей предполагает постоянный мониторинг клиента — первичная консультация является не разовым действием, а началом процесса «выращивания» бизнеса. Консультанты SEDA обязаны в определённые сроки возвращаться к клиенту для мониторинга его развития и уточнения текущих потребностей. КПЭ сотрудников агентства построены на показателях развития обслуживаемых предпринимателей. Кроме адресной поддержки МСП, SEDA также проводит общие обучающие мероприятия по предпринимательским навыкам. [6]

Small Enterprises Finance Agency (SEFA)

SEFA — дочерняя структура IDC. Задача агентства — увеличить возможности МСП по привлечению финансирования. Основные целевые группы: предприниматели-женщины, молодёжь, темнокожее население, жители сельских местностей, инвалиды.

Бизнес-модель SEFA построена на сочетании прямого кредитования/гарантирования и двухуровневой системы. Обслуживание клиентов осуществляется через сеть из 36 региональных офисов. Критерии отбора заёмщиков едины для обоих направлений деятельности. Поддержка, например, не оказывается торговле табаком или спиртными напитками, индустрии азартных игр и т.п. Кроме этого, SEFA имеет право отказывать заёмщикам, сотрудничество с которыми может повредить деловой репутации агентства. Прямое кредитование осуществляется на любые цели. Суммы — от 50 тыс. до 5 млн рандов (210 тыс. — 21 млн руб.). Помимо подготовки кредитных проектов и их реализации, в задачи региональных подразделений SEFA входит сопровождение заёмщика путём регулярного консультирования по вопросам управления бизнесом и финансовым вопросам (наставничество). Кредитные гарантии выдаются банковским и небанковским кредитным организациям. Все банки, зарегистрированные в ЮАР автоматически допущены в качестве бенефициаров гарантий, но SEFA оставляет за собой право проводить аудит кредитных процессов и организации работы с МСП. Суммы отдельных гарантий — не более 5 млн рандов (~ 21 млн руб.). [1]

Двухуровневая система предназначена для кредитных кооперативов, микрофинансовых организаций, фондов, розничных кредиторов — всего 35 партнёров. Коммерческие банки не являются участниками системы. Сумма кредитов для конечных заёмщиков — от 500 до 5 млн рандов. Большинство кредитов, выдаваемых SEFA, не обеспечены или имеют слабое обеспечение. Вследствие этого уровень невозвратов высок (в 2014 году списания составили – 25% портфеля), а деятельность убыточна. [7]

National Empowerment Fund (NEF)

Фонд создан в 1998 году специальным законом для поддержки предпринимательства темнокожего населения ЮАР, а также для развития у него «культуры сбережений и инвестиций». Для получения поддержки предприятие должно быть минимум на 50,1% в собственности темнокожего (не белого) владельца, по некоторым продуктам — 25,1%. NEF применяет различные формы поддержки: кредиты, гранты, вхождение в капитал. Основным критерием отбора проектов (помимо расового происхождения предпринимателя) является создание или сохранение рабочих мест. Ставки кредитования могут быть ниже рыночных для приоритетных проектов. [4]

Финансовая поддержка

Финансовая поддержка осуществляется через 4 фонда:

1. iMbewu Fund - средства предоставляются на создание или расширение производства (в т.ч. на стартапы), финансирование поставок по закупкам государственных или частных компаний, на франчайзинг. Сумма финансирования — от 250 тыс. до 10 млн рандов (1—42 млн руб.), сроки до 7 лет.

2. uMnotho Fund - поддержка капитальной базы или сделок по слиянию-поглощению. Суммы финансирования от 2 до 75 млн. рандов, сроки от 4 до 7 лет.

3. Rural and Community Development Fund – поддержка предприятий в сельской местности: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, разведение рыб, туризм, коммерческая недвижимость в сельской местности и др. Средства предоставляются на приобретение существующих предприятий, расширение производства и проектное финансирование. Суммы — от 1 до 50 млн рандов.

4.Strategic Projects Fund – финансирование проектов, определённых государственными программами развития экономики. Суммы — от 1 до 75 млн рандов.

Поддержка МСП не выделена в отдельное направление, но банк оценивает косвенное влияние финансируемых инфраструктурных объектов на развитие МСП. Среди показателей эффективности реализуемых проектов учитывается количество микро, малых и средних предприятий, получивших прямую или косвенную выгоду от инвестиций. В число таких МСП включаются заёмщики, подрядчики, поставщики и операторы объектов, а также предприятия, на деятельность которых положительно повлияло возведение объекта.


Библиографический список
  1. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук М. А. Вахрушиной. — М. : Вузовский учебник, 2010. — 379 с.
  2. Башарина А. В. Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях: учебное пособие / А.В. Башарина, А.Ф. Черненко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 317 с.
  3. Липатова В. А. Практическая организация учета на малых предприятиях: практическое издание // Бухгалтерский учет. — М. 2009. — 148 с.
  4. Подольский В. И. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 278 с.
  5. Соснаускене О. И. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение : практ. пособие / О. И. Соснаускене, Т. Ю. Сергеева. — Москва: Омега-Л, 2007. — 256 с.
  6. Фролова Т. С. УСН. Вопросы по составлению учетной политики и ведению бухгалтерского учета // Горячая линия бухгалтера. 2010. №6.
  7. Морозко Н. И. Системные исследования финансовых проблем малого бизнеса // Финансы и кредит 2010. №11.


Все статьи автора «Абдулазизова Элиза Аптиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация