УДК 379.85

СПЕЦИФИКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ФЕСТИВАЛЯ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ГРАД»

Богданов Даниил Юрьевич
Санкт-Петербургский Государственный Университет
студент, Восточный факультет

Аннотация
В данной статье автор рассматривает общие моменты составления событийного тура, а также его специфику на территории РФ.

Ключевые слова: Железный Град, событийный туризм, туризм, фестиваль «Железный Град»


SPECIFICS OF THE EVENT TOURISM IN RUSSIA THROUGH THE EXAMPLE OF THE ZHELEZNY GRAD FESTIVAL

Bogdanov Daniil Yurievich
Saint-Petersburg State University
Student, Faculty of Oriental Studies

Abstract
In this article the author reviews some common aspects of an event tour making and its specifics in Russian Federation.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богданов Д.Ю. Специфика событийного туризма в России на примере фестиваля «Железный Град» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62931 (дата обращения: 28.09.2017).

Введение

Термин «событийный туризм» впервые появился в 80-х годах в Европе. Являясь изначально частью таких видов туризма, как гастрономический, приключенческий и т.д., событийный туризм позже выделился как отдельная самостоятельная отрасль. Само понятие событийного туризма имеет глубокие корни в истории разных цивилизаций, их традициях и обычаях.

В непростых условиях современной политической обстановки выездной туризм на ранее популярные направления, такие как Египет, Турция и т.д. ставится под вопрос. В связи с этим следует ожидать рост интереса потребителей к Российским направлениям и внутреннему туризму в разных его проявлениях, в том числе – и к событийному туризму.

В нашей стране постоянно проходит ряд мероприятий разного плана и масштаба (фестивали исторической реконструкции в разных городах, Алые Паруса в Санкт-Петербурге и т.д.), а также иногда проходят события мирового значения.

Событийный туризм на территории России имеет свою специфику, которая и будет рассмотрена в данной работе.

Итак, целями работы можно выделить следующие пункты:

  • рассмотреть событийный туризм как специфический вид туризма;
  • рассмотреть этапы и особенности проектирования событийного тура;
  • провести исследование событийного туризма в России на примере фестиваля исторической реконструкции «Железный Град»;
  • сделать сравнительный вывод об особенностях событийного туризма в России.

При написании статьи использовались следующие источники: литература о туристской деятельности в целом (Ильина Е. Л. «Туроперейтинг: учебник» и Каурова А. Д. «Организация сферы туризма: учебник»), книга Бабкина А.В. «Специальные виды туризма», где автор рассматривает специфику отдельных видов туризма и организации туров, электронные источники с информацией о фестивале исторической реконструкции «Железный Град» (тематические форумы участников и т.д.), документы Института Регионального Развития о характеристиках турпотока Псковской области, а также проведен опрос респондентов, принимавших участие непосредственно в событии.

Глава 1. Понятие, тематические виды событийного туризма и их специфика.

Событийный туризм – это вид туризма, ориентированный на посещение определенной местности в определенное время, связанный с каким-либо событием. Под событием обычно понимают совокупность явлений, выделяющихся своей неоднозначностью, значимостью для данного общества или человечества в целом, для малых групп или индивидуумов. События бывают неповторимыми, единоразовыми или периодическими, например, ежегодными. Очень часто и активно события используются в туристском бизнесе как инструмент для привлечения клиентов и как ресурс. Для формирования туров подобного рода необходимо заблаговременное планирование.

Существует практика искусственного создания событий, если такого нет в жизни туристского объекта как исторического факта. Таким образом, можно говорить об использовании события в качестве инструмента для привлечения туристских масс для участия и/или наблюдения за событием и для повышения привлекательности территории.

Крупное событие в стане вызывает активизацию всех объектов туристской индустрии (гостиниц, заведений общественного питания, транспортных компаний и т.д.). Для России таким событием, безусловно, стала Олимпиада в Сочи 2014 года, а также, несомненно, станет Чемпионат Мира по хоккею в 2016 и финал Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

В блок событийного туризма включают: мероприятия спортивного, культурного, этнографического, выставочного (делового) видов туризма. Однако к ним стоит причислять только мероприятия, приносящие какой-либо доход территории, на которой они проходят.

Событийный тур – это путешествие, целью или одной из целей которого является посещение интересного клиенту события – концерта, футбольного матча, карнавала, кинофестиваля, модного показа и т.д. Таким образом, мы подходим к вопросу разновидностей событий. Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике события. Бабкин А.В. в своей книге «Специальные виды туризма» приводит следующую тематическую классификацию:

1) национальные фестивали и праздники (например, фестиваль Св. Патрика в Лондоне);

2) театрализованные шоу (праздник на льду, шоу Romanza (Германия));

3) фестивали кино и театра (Каннский фестиваль);

4) гастрономические фестивали (Октоберфест, Мюнхен);

5) фестивали и выставки цветов (выставка цветов во дворце Хэмптон Корт, Лондон);

6) модные показы (Milano Moda Bouna, Милан);

7) аукционы (аукционы Сотби);

8) фестивали музыки и музыкальные конкурсы (Евровидение);

9) спортивные события (олимпиады, чемпионаты мира);

10) международные технические салоны (авиакосмический салон в Жуковском).

Традиционно, целевая аудитория событийного туризма – это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар. Исторически одним из важнейших сегментов событийного туризма являются гонки «Формула 1», поскольку по количеству посетителей их обгоняют, разве что, олимпиады и чемпионаты мира, но последние проходят раз в два и раз в четыре года соответственно, а «Формула 1» – 18-19 раз в год в разных странах мира. Таким образом, обеспеченные фанаты могут ездить со спортсменами по всему земному шару, наблюдая каждый новый розыгрыш гран-при.

Одним из крупных, наиболее прибыльных и стабильных сегментов событийного туризма являются так называемые «карнавальные» туры. Репутацией одной из самых “праздничных” стран по праву пользуется Италия. Карнавал в Венеции, проходящий в феврале, считается наиболее популярным. Ежегодно его посещает более полумиллиона туристов из разных стран мира. Открывает карнавал праздник Festa delle Marie, посвященный освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. Праздничное шествие начинается от дворца Св. Петра и заканчивается на площади Св. Марка, где сжигается символическое чучело. Праздник продолжается танцами и салютом из конфетти.

Следует отметить, что преимущество событийного туризма перед другими видами оного заключается в его неисчерпаемости. Можно предположить, что в будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.

Основными задачами регионов для развития этого вида туризма являются:

  1. Предоставление знаковых, масштабных мероприятий со сложившейся историей;
  2. Доработка существующих событий, имеющих высокий потенциал, до нужного уровня;
  3. Формирование и разработка новых уникальных событий, пока что существующих на уровне идей.

Событийный туризм является одновременно и перспективным видом развития туристской деятельности, и достаточно капиталозатратным, поскольку создание новых событий, что является необходимой мерой для оживления туристской жизни дестинации, требует больших усилий от правительственных органов и частных предпринимателей, действующих на территории.

Глава 2. Организация событийного туризма.

При составлении и организации событийного тура оператор может столкнуться с некоторыми дополнительными затруднениями, обусловленными как спецификой данного вида туризма, так и спецификой отдельного события, в том числе:

  • некоторые сложности с размещением группы ввиду большого наплыва туристских масс в период проведения мероприятия, что ставит перед фирмой жесткие временные рамки в аспекте бронирования мест проживания;
  • ограничение по сроку прохождения мероприятия;
  • серьезные финансовые вложения.

Этапы разработки событийного тура

Процесс создания событийного тура проходит те же этапы, что и большинство остальных видов туров:

Этап 1 – Определение цели

Оператор должен задаться вопросом: какой цели должен достичь новый продукт? Этой целью может быть:

  • увеличение прибыли фирмы;
  • укрепление отношений с потребителями;
  • при разработке тура с новым видом события – новые целевые группы потребителей;
  • продление сезона;
  • укрепление имиджа фирмы и/или территории;
  • продление пребывания – ведь туристы могут продолжить свой отдых в дестинации и после окончания события – надо лишь придумать им интересную программу, а стимулом для приезда послужит ивент;
  • предотвращение незаполненности гостиниц;
  • увеличение количества прибывающих туристов.

Этап 2 – Определение рамочных условий

На этом этапе фирме следует определить финансовые и другие рамки своей деятельности по созданию и продвижению тура:

  • провести анализ уже существующей продукции и деятельности конкурентных фирм;
  • сопоставить между собой полученные данные;
  • провести SWOT-анализ;
  • провести анализ электронных источников, позволяющих сделать выводы о тенденциях в современном туристском обществе.

Этап 3 – Определение услуг

На этом этапе начинается уже, собственно, создание продукта:

  • необходимо создать общую картину тура, создав тематические сводки и группы возможных элементов поездки;
  • детальная проработка элементов продукции – названия, периода совершения тура и т.д.;
  • расчет чистой цены на тур (без наценки);
  • варианты способов приобретения тура клиентом (через агента, онлайн и т.д.).

Этап 4 – Установление цены для потребителя

Здесь уже следует определить, под какой ценой продукт выйдет на рынок.

Ресурсы событийного тура

Несомненно, основным ресурсом для данного вида туризма является событие или ивент. Само слово «event» (событие, мероприятие) в английском языке имеет несколько значений, однако в контексте данной работы следует рассмотреть самое частоупотребительное – социокультурное значение. В русском языке используется как транслитерированный вариант – ивент, так и аналоговый перевод – событие.

Итак, ивент – это запланированное социально-общественное событие/мероприятие, проходящее в определенное время и с определенной целью, и имеющее определенный резонанс для общества.

Одновременно с этим стоит учитывать тот факт, что событие может иметь природный характер (например, тень «огромного медведя», появляющаяся дважды в год в горах Американского штата Северная Каролина и привлекающая толпы туристов, желающих посмотреть на это явление), таким образом, можно говорить о неоднозначности термина «событие» или «ивент» в случае событийного туризма и о частичном совпадении событийных ресурсов с природными и др.

Особенности проектирования тура

Оператору необходимо решить некоторые определяющие вопросы:

  • определить временные рамки присутствия на празднике;
  • разработать оперативный план – как и в любом другом туре;
  • разработать все элементы события;
  • заранее обсудить с клиентом все ожидаемые и желаемые дополнительные услуги;
  • как и при организации любого другого тура, определить возможные риски, неприятности, пути их решения и отхода.

При организации городского событийного тура следует уделить особое внимание таким аспектам, как:

  • обзорные экскурсии по городу с посещением различных выставок, краеведческих музеев и т.д.;
  • посещение временных выставок в городских музеях;
  • ознакомление с национальной кухней через посещение кулинарных выставок (если такие имеются) или местных заведений общественного питания;
  • посещение культурных мероприятий в области кино, театра, оперы, музыки и танца и т. п.;
  • организация шопинга в крупных местах торговли, таких как торговые центры, базары в восточных странах и т.д.;
  • организация шопинга по сниженным ценам благодаря договоренности с держателями магазинов.

При организации “карнавальных” туров туроператору необходимо учитывать целый ряд требований туристов:

  • местоположение отеля (рядом с местом, где проходят карнавальные мероприятия);
  • архитектура отеля (желательно – аутентичный стиль);
  • интерьер номеров и цветовая гамма;
  • количество обслуживающего персонала;
  • наличие ресторанов и качественного питания;
  • наличие магазинов или пунктов проката карнавальных костюмов.

Следует учитывать то, что для событийного туризма характерна относительно жесткая сегментация потребителей по возрастным, национальным, гендерным, религиозным и иным стратам, поскольку каждому из них интересны свои, совершенно специфические события. Например, к группе заядлых любителей автоспорта не следует присоединять пожилую семейную пару, желающую осмотреть городские храмы, только потому, что их дестинация совпадает, поскольку различия в программе могут вызвать неприятные наложения графика и снижение качества тура в целом.

Глава 3. Событийный туризм в России на примере фестиваля исторической реконструкции “Железный Град”.

С 2007 года в деревне Старый Изборск в Печорском районе Псковской области, на территории государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного  музея-заповедника «Изборск» проходит ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Железный Град».

В программе праздника обычно присутствуют следующие элементы: реконструкция эпизодов войны и быта русской крепости XIV-XVI веков, конные и пешие состязания, средневековая ярмарка, конкурсы и развлечения, реконструкция массового сражения, историческое дефиле, турнир лучников, концерты фолк-групп. Для гостей фестиваля предусмотрено проведение мастер-классов по кузнечному и гончарному делу, есть возможность самостоятельно изготовить точную копию древнерусской деньги, ознакомиться с блюдами древнерусской кухни.

Для примера можно привести программу события 2010 года, собравшего большое количество как участников, так и гостей:

7 августа, суббота.

Площадка «Крепость».

  • 10.00-18.30 Средневековая ярмарка. Историческая харчевня. Ремесленные площадки.
  • 10.00 Средневековые аттракционы и игры для участников и зрителей. Детская площадка.
  • 12.00 Торжественный проход и построение участников. Представление клубов.
  • 12.30 Массовое постановочное сражение.
  • 13.00-14.00 Пеший рыцарский турнир.
  • 14.00-15.00. Дефиле исторического костюма.
  • 15.00-16.00. Универсальный рыцарский турнир с использованием 3-х видов оружия.
  • 13.00-15.00 Показательные выступления лучников. Турнир лучников.
  • 14.00-15.00; 16.00-17.00 Выступления фолк-групп.

Площадка «Лагерь».

  • 10.00-11.00 Конная тренировка.
  • 15.00-17.00 Конные состязания (работа со снарядами).
  • 17.30-19.30 Штурм полевого укрепления «Обоз», полевое сражение.

Площадка «Вал».

20.00-21.30. Фолк-концерт, фейерверк.

Выступают группы:

  • Spiritual Seasons (Харьков)
  • ReelroadЪ (Санкт-Петербург)
  • Musica Radicum (Выборг)

8 августа, воскресенье.

Площадка «Крепость».

  • 11.00-16.00 Средневековая ярмарка. Историческая харчевня. Ремесленные и интерактивные площадки.
  • 14.30-15.30 Средневековый музыкальный праздник, танцы.
  • 14.00-15.30 Дефиле исторического доспеха. Показательный пеший турнир.
  • 16.00 Закрытие фестиваля.

Площадка «Вал».

  • 12.00-14.00 Конный турнир. Массовый контактный конный бой. Награждение победителей.

Фактические данные

Цена на протяжении всего периода проведения события (2007-2015 гг.) держится на уровне 150-300 рублей за взрослый билет и 50-100 рублей – за детский.

Количество участников (примерное):

2007 г. – 350

2008 г. – 400

2009 г. – 500

2010 г. – 500

2011 г. – 200

2012 г. – 120

2013 г. – 200

2014 г. – 75

2015 г. – менее 50

Участники – это любители исторической реконструкции, прибывающие в составе своих клубов из разных городов России (Тула, Псков, Новгород и т.д.), и такие же любители из стран ближнего зарубежья (Украина, Беларусь и т.д.). Как видно из данной статистики, самый пик посещаемости фестиваля участниками пришелся на 2009-2010 годы, а последующее снижение можно объяснить накалением политических отношений между Россией и странами-участниками.

Что касается посещения фестиваля туристами – самый пик посещаемости можно было наблюдать в 2011 г. и 2015 г. (≈6000 и ≈8000 соответственно), что, в свою очередь, имеет две разных причины. В 2011 году большое количество туристов прибыло посмотреть на фестиваль благодаря отзывам о зрелищности и масштабности, поступавшим после успешных мероприятий 2009 и 2010 годов соответственно. А в 2015 году свою роль сыграла мощная рекламная кампания, проводившаяся в течение месяца по всем каналам.

Следует поговорить и о рекламе. Согласно словам респондента: «в 2007 – это были только интернет и пара баннеров во Пскове на площади Ленина», однако в течение нескольких лет реклама набирала обороты, «и теперь за месяц перед фестивалем все автобусные остановки в городе пестрят афишами, и в прессе тоже рекламы стало прилично».

Таким образом, мы можем наблюдать противоречивую ситуацию: при очень мощной рекламной кампании 2015 года туристы получили гораздо меньше зрелищности, чем ожидали. Так, в коллективных боях участвовало всего 18 реконструкторов, в сравнении с двумястами в 2011 году. Это не может не сказаться негативно на общем имидже события благодаря «сарафанному радио», а последствия в виде уменьшившегося турпотока можно будет наблюдать в дальнейшие годы.

Анализ туристских ресурсов территории

Следует рассмотреть 4 основных аспекта:

1)    размещение;

2)    питание;

3)    перемещение;

4)    развлечения.

Размещение: следует учитывать тот факт, что Старый Изборск находится на относительно небольшом расстоянии от Пскова – 30 км., следовательно, туристы, прибывшие на личном транспорте, могут остановиться в гостиницах города. Размещение же именно на территории Изборска представлено крайне ограниченно – это всего 3 гостиницы: «Гостиничный комплекс Изборск», «Изборск Парк» и «Holiday Home Berezovyi Hutor». Минимальные цены – порядка 1,5-3,5 тыс. руб. за ночь.

Питание: также представлено более, чем скудно. В наличии всего 4 заведения.

Перемещение: в дни фестиваля между Изборском и Псковом курсируют дополнительные автобусы. Какие-либо станции железной дороги отсутствуют. Упор делается на туристов, прибывающих своим транспортом, однако и тут допущены недочеты, в частности, сильная нехватка парковочного места.

Развлечения: помимо самой Изборской крепости имеется несколько небольших музеев, например, краеведческая экспозиция в доме купца Белянина. Помимо этого туристов привлекают знаменитые Изборские ключи – родники, вытекающие из массивного известнякового пласта и считающиеся целебными.

В целом, такая степень неразвитости туристской инфраструктуры вполне объяснима сугубой сезонностью посещаемости территории. Так, в обычное время за день Изборск посещает всего ≈70 человек.

Специфика событийного туризма в России

Делать выводы о специфике стоит, основываясь именно на событиях регионального, а не мирового масштаба, поскольку последние требуют соблюдения мировых стандартов во многих аспектах приема гостей, а события местечковые, тем временем, в полной мере показывают специфику страны.

Безусловно, основное различие кроется в целевой аудитории: если традиционно это – обеспеченные люди с доходом выше среднего, то в нашей стране – это обычная семья со средним доходом. Также такие туристы менее требовательны к условиям проживания.

Далее: учитывая то, что при проведении данных мероприятий упор делается на самостоятельных туристов со своим транспортом, деятельность туроператора заведомо ограничена. Имеет смысл создавать туры экскурсионно-познавательного характера для туристов, уже находящихся на территории.

Однако это же обстоятельство снижает степень ответственности фирмы за жизнь и здоровье туристов, убирая из факторов риска дорогу, где весьма часто происходит большинство происшествий.

Заключение.

В ходе работы были рассмотрены следующие аспекты:

  • понятие событийного туризма и его разновидности;
  • процесс создания событийного тура;
  • реально существующее событие;
  • проведено сравнение теории с практикой.

Итак, после рассмотрения событийного туризм как понятия и выявления его характерных черт, было проведено сравнение полученной информации с данными о реально существующем событии в России. На основе выполненной работы можно сделать вывод о не слишком значительных, однако, имеющихся различиях между событийным туризмом в России и остальном мире, которые необходимо учитывать при составлении туров.


Библиографический список
  1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 363 с.
  2. Ильина Е. Л. Туроперейтинг: учебник – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.
  3. Каурова А. Д. Организация сферы туризма: учебник – СПб.: Издательский дом Герда, 2008. – 368 с.
  4. Regdevelopment: [электронный документ]. – URL: (http://www.regdevelopment.ru/uploaded_files/files/20130417125919Ev1Tt.pdf). Проверено 12.12.2015
  5. Regdevelopment: [электронный документ]. – URL: (http://www.regdevelopment.ru/uploaded_files/files/20120704125144onKC1.pdf). Проверено 12.12.2015


Все статьи автора «Богданов Даниил Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: