УДК 004

АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТЧЁТНОСТИ ДЛЯ ОТДЕЛА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Новикова Татьяна Борисовна1, Скарлыгина Надежда Владимировна2, Игнатова Татьяна Андреевна3, Иванченко Александр Евгеньевич4
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики
2ООО «Корпоративные системы Плюс», начальник бюро сопровождения и развития ИТ-проектов
3ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент группы ССп-14 института Строительства, Архитектуры и Искусства
4ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент группы ФТПОб-13 института Строительства, Архитектуры и Искусства

Аннотация
Отдел Мультимедийных обучающих систем (МОС) является одним из перспективных и быстро развивающихся, который занимается разработкой мультимедийных обучающих систем, внедрение которых позволяет автоматизировать процесс обучения и контроля знаний технологического персонала любой организации. В данной статье рассматриваются аналитические аспекты разработки автоматизированной информационной системы по формированию отчётности для отдела мультимедийных обучающих систем.

Ключевые слова: мультимедийные обучающие системы


ANALYTICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF AN AUTOMATED INFORMATION SYSTEM FOR REPORTING ON THE FORMATION OF THE DEPARTMENT OF MULTIMEDIA TRAINING SYSTEMS

Novikova Tatyana Borisovna1, Skarlygina Nadezhda Vladimirovna2, Ignatova Tatyana Andreyevna3, Ivanchenko Aleksandr Yevgenyevich4
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of applied informatics
2"Corporate Systems Plus" LLC, Head Office maintenance and development of IT - projects
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of FTPOb-13 Institute of Construction, Architecture and Art
4Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of SSp-14 Institute of Construction, Architecture and Art

Abstract
Department of multimedia training systems ( MOS ) is one of the most promising and rapidly developing , which is engaged in the development of multimedia training systems , the introduction of which allows you to automate the process of learning and knowledge control technological personnel of any organization. This article discusses the analytical aspects of the development of an automated information system for reporting on the formation of the Department of multimedia training systems.

Keywords: multimedia training systems


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Т.Б., Скарлыгина Н.В., Игнатова Т.А., Иванченко А.Е. Аналитические аспекты разработки автоматизированной информационной системы по формированию отчётности для отдела мультимедийных обучающих систем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/61699 (дата обращения: 19.11.2016).

Рынок, на сегодняшний день, предлагает большое количество мультимедийных обучающих систем (МОС) для персонала, но каждая система имеет заданный спектр предлагаемых услуг и не может удовлетворить все потребности заказчика, которые с каждым днём только увеличиваются [1, 2, 3]. Именно поэтому разработка, внедрение и сопровождение МОС, которая будет отвечать всем предъявляемым требованиям заказчика, актуальна как для рынка современных как информационных технологий, так и для рынка, на котором представлено предприятие, так как только правильно и своевременно обученный персонал может служить залогом повышения эффективности производства предприятия.

Компания СК предлагают мультимедийные обучающие программы. Процессы функционирования программных комплексов, разработанных СК, схожи, поэтому процесс работы программного обеспечения, рассмотрим на примере работы программного комплекса «Сталевар АПК», который был внедрён и адаптирован на металлургический комбинат [4, 5, 6].

Отдел МОС осуществляет обслуживание внедрённых МОС, что заключается в ряде процессов:

  • регистрация новых пользователей МОС (обучающиеся, преподаватели и администраторы);
  • отслеживание протекания процесса обучения, в случае выявления неточностей в работе МОС, МОС модифицируется в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • формирование отчётности, которая необходима начальниках цехов, персонал которых проходит обучение при помощи МОС, для формирования разрешений обученному персоналу работать в цехе, либо направления на прохождение повторного обучения по дисциплине.

Обслуживанием системы занимается менеджер отдела, который совмещает функции администратора МОС. Сотрудники направляются на обучение на основе «Приказа на обучение», в котором указываются ФИО, табельный номер, роль (учение, преподаватель). После чего менеджер заносит список пользователей и распределяет роли, то есть выделяет права доступа к МОС.

Обучаемый персонал взаимодействует с программным комплексом через клиентское приложение (рисунок 1), которое устанавливается в технических классах металлургического комбината.

Рисунок 1 – Клиентское приложение МОС «Сталевар АПК»

Вся информация, как используемая, так и получаемая в ходе обучения, хранится в базе данных (SQL Server 2005). БД реализована и располагается на сервере в учебном классе цеха, расположенном на территории металлургического комбината, представляющий из себя несколько взаимодействующих программ, такие как Диспетчер и БД программы, через которые происходит обработка и передача данных [7, 8, 9]. Количество БД программ, а соответственно и серверов, ограничивается количеством предлагаемых программ для обучения, которые с каждым годом работы СК увеличиваются. Серверы располагаются на территории цехов, в которых они установлены, то есть территориально удалёны друг от друга и не имеют связи между собой.

Непосредственное взаимодействие клиентской части с базой происходит при помощи специальной программы «Диспетчер» (рисунок 2), который получая запрос от пользователя, обрабатывает его и отправляет уже конкретно в БД относящейся к МОС [10, 11, 12]. Данные из БД возвращаются в Диспетчер и затем пользователь получает ответ сервера на своё действие.

Рисунок 2 – Диспетчер приложений

Автоматизированное взаимодействие между БД программ отсутствует, что негативно сказывается на процессе обслуживания МОС, особенно на этапе формирования отчётности. Формирование отчётности – важный этап в обслуживание внедрённых МОС, так как на основании итоговой отчётности о процессе обучения выносится решение о дальнейшем статусе обучающегося: получает разрешение на работу в цехе, в случае неудачи – направляется на повторное изучение [13]. При формировании отчётности менеджеру необходимо получить данные для отчётности, которые можно сформировать в виде ответов на запрос при непосредственном нахождение на территории комбината в цехе, где установлен рабочий класс с обучающей МОС. На территории завода металлургического в настоящее время 6 компьютерных классов, которые необходимо обойти менеджеру, чтобы сформировать отчётность по обучающимся в них сотрудниках. Затем, полученные данные обрабатываются и формализуются на территории отдела МОС, после чего готовая отчётность рассылается начальникам цехов.

Информационная инфраструктура наиболее полно показывает «узкие места», которые имеют место при сегодняшнем взаимодействии отдела МОС с разработанными и внедрёнными обучающими системами.

В каждом цехе есть свой сервер, на котором:

  1. Установлены мультимедийные обучающие системы.
  2. Установлен «Диспетчер приложений» (через которое происходит общение клиентского приложения и БД МОС).
  3. Сохраняются результаты тестирования.

Сотрудник СК собирает результаты с серверов, обрабатывает информацию и формирует отчётность.

Рисунок 3 – Информационная инфраструктура

Отсутствует автоматическая взаимосвязь между отделом МОС и серверами, располагающимися на территории металлургического комбината, хотя сервера соединены локальной сетью и имеют доступ в глобальную сеть Интернет. Вся информация собирается, обрабатывается и формализуется вручную менеджером отдела МОС.

Определение рабочей области моделирования

Установка четких границ области проекта может быть определена с помощью методики «будет/не будет». Используя данную методику, определим, какие объекты и процессы будут принадлежать рассматриваемой предметной области.

Проект будет:

  • проект будет внешним, поскольку формируемая отчетность о прохождении обучения в МОС предназначена  для внешних пользователей;
  • проект предназначен для следующих действий: формирование отчётности любой сложности и конфигурации; рассылка сформированной отчётности начальникам цехов; просмотр/редактирование/удаление отчётности и справочников;
  • проект будет отслеживать сроки формирования отчётности и предупреждать пользователя (менеджера) о приближение даты формирования отчёта.

Проект не будет:

  • проект не будет предусматривать возможности внесения изменений в БД МОС;
  • проект не предусматривает возможные проблемы с БД МОС;
  • проект не предусматривает проблемы возникающие в информационной структуре цехов, где располагаются сервера МОС.

Перечисленные характеристики позволяют четко определить не только границы рабочей области моделирования, но и выделить основные функции и основные данные предметной области.

Исходя из условия задачи, можно выделить следующие основные функции моделируемого бизнес-процесса:

  • формирование отчётности любой сложности;
  • представление отчётности в любом удобном виде (из предлагаемых: таблицы, графики, диаграммы);
  • сохранение отчётности;
  • просмотр отчётности;
  • редактирование/удаление/распечатка отчётности;
  • отправка отчётности по электронной почте;
  • редактирование справочников.

Основными данными моделируемого бизнес-процесса будут выступать: приказ на обучение; справочники (цеха, МОС, сроки формирования отчётности, данные начальников цехов); инструкции; отчётность.

Разработка модели AS-IS бизнес-процессов

Модель AS-IS или модель «как есть» представляет собой модель бизнес-процессов на момент обследования предприятия и строится с целью понять, как функционирует данное предприятие с позиций системного анализа. Эта модель строится с целью выявления ошибок и «узких мест», а также формулировки предложений по улучшению ситуации.

Точка зрения: Начальник отдела МОС.

Цель: Описать процесс обслуживания МОС

Исходя из цели и точки зрения, можно определить название общей функции: Обслуживание мультимедийной обучающей системы (МОС).

 

Рисунок 4 – Контекстная диаграмма «Обслуживание МОС»

 

Можно выделить следующие основные функции моделируемого бизнес-процесса:

  1. Регистрация пользователей.
  2. Обучение в МОС.
  3. Формирование отчётности.

Рисунок 5 –  Декомпозиция контекстной диаграммы

 

Рассмотрим подробнее бизнес-процесс «Формирование отчетности» (рисунок 10) При формирование отчётности  менеджеру, ответственному за формирование отчётности, необходимо находиться на территории функционирования МОС.

Рисунок 6 – Декомпозиция функции «Формирование отчетности в МОС»

Процесс формирования отчётности повторяется для каждой внедрённой МОС и проходит через диспетчер приложений. Архитектура инфраструктуры не позволяет работать с системой в удалённом режиме (в том числе и формировать отчётность). Администратору, на момент формирования отчётности, необходимо находиться на территории, где установлена мультимедийная обучающая система.

Группа диаграмм потока работ (Workflow Diagramming) является стандартом документирования информационных, технологических  и других видов процессов, происходящих на предприятии, и создания сценария работ. К данному классу диаграмм относятся IDEF3 и ARIS eEPC. Диаграмма потока работ ARIS eEPC (AS-IS) представлена в рис. 7

Рисунок 7 – Диаграмма потока работ ARIS eEPC (AS-IS)

Определение «узких» мест и выработка предложений по их устранению

«Узким местом» называют момент падения производительности системы. «Узкие места» будем определять на основе анализа построенных моделей бизнес-процессов и документооборота. Можно выделить главные источники образования «узких мест»:

  1. Временные затраты на оформление документации для финансирования поездки до места расположения БД МОС.
  2. Отсутствие возможности с одного сервера получать доступ к другим серверам.
  3. Формирование запроса, который не предусмотрен МОС, в Microsoft SQL Server 2005 вручную.
  4. Перемещение информации для обработки и последующего формирования отчётности на информационных носителях, что негативно сказывается не безопасности информации.
  5. Обработка информации, формализация  данных и представление их в необходимом виде (таблица, диаграмма или график) по каждой БД вручную в отделе МОС. При выявлении неточностей или некорректности информации необходимо устранить их, для этого процесс начинается с оформления документации для выделения финансирования поездки до места расположения БД МОС. Отсутствие возможности автоматизированного формирования отчётности по работе всех предлагаемых программ. Существующие методы формирования отчётности отнимают у сотрудника отдела МОС в среднем от 2 до 3 часов рабочего времени. К тому же для формирования отчёта необходимо находиться на территории комбината, так как отсутствует удалённый режим работы с сервером, поэтому трудно учесть точное время, затрачиваемое на дорогу сотрудника СК из главного офиса до места расположения сервера. Регулярность формирования отчёта – раз в неделю. В среднем в месяц сотрудник тратит от 8 до 12 часов на формирование отчётности и около 4 часов на дорогу до места нахождения сервера.
  6. Отсутствие удалённого доступа к серверам с установленными БД МОС, на которых хранится информация, необходимая для формирования отчётности.

Выше описанные факторы являются «узкими местами» рассматриваемого программного комплекса, так как они сказываются на процессе обслуживания МОС негативным образом, а именно усложняют процесс получения необходимой отчётности, приводят к дублированию информации [14, 15, 16, 17].

Формирование требований пользователей

В ходе предпроектного обследования предметной области было принято управленческое решение о разработке автоматизированной информационной системы по формированию отчетности для отдела мультимедийных обучающих систем компании СК. Отделом МОС были выдвинуты основные требования к разрабатываемой системе:

  1. Возможность удалённого доступа к БД МОС для формирования отчётности.
  2. Формирование отчётности:
  • стандартная отчётность;
  • изменение конфигурации формирования отчётности;
  • сохранение отчётности.
  1. Отправка отчётности.
  2. Работа со сформированной отчётностью:
  • просмотр отчётности;
  • редактирование отчётности;
  • печать отчётности;
  • удаление отчётности.
  1. Справочный материал по работе с АИС.

Решение будет выглядеть следующим образом:

  1. Так как все сервера с МОС на предприятии соединены между собой локальной сетью, для осуществления доступа к ним необходимо обеспечить доступ к глобальной сети Интернет для осуществления по средствам него доступ к БД.
  2. Разработка и внедрение удобного приложения, позволяющего формировать и просматривать отчёты любой сложности и конфигурации в удобном виде (таблица, графики, сравнение и т.д.), не затрачивая на это большого количества времени в удалённом режиме.
  3. Возможность отправить сформированную отчётность в электронном виде начальникам цехов по электронной почте.
  4. Данные о сформированной отчётности будут храниться на сервере. Менеджер в любое время сможет просмотреть / распечатать / редактировать / удалить отчётность.
  5. Пользователю предлагается возможность ознакомления со справочным материалом по работе с разрабатываемой АИС в любой момент его взаимодействия с АИС.

Библиографический список
  1. Назарова О.Б. Сопровождение корпоративных информационных систем [Текст]: учебник / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. МасленниковаН.О. Пролозова. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -220 с.
  2. Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З., Масленникова О.Е. Формирование компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» с привлечением вендеров//Прикладная информатика. -2013. -№2(44) -146 с. -С.49-57.
  3. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров /О.Б. НазароваО.Е. МасленниковаЛ.З. Давлеткиреева//Прикладная информатика. -2013. -№ 2(44). -С. 49-56. -Библиогр.: с.56, ISSN 1993-8314
  4. Назарова, О.Б. Сопровождение корпоративных информационных систем [Текст]: учебник/О.Б. НазароваЛ.З. ДавлеткирееваО.Е. МасленниковаН.О. Пролозова. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -220 с.
  5. НазароваО.Б., МасленниковаО.Е., ДавлеткирееваЛ.З., НовиковаТ.Б. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters’ training connected with applied informatics / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. – ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences: Asian Research Publishing Network (ARPN), Пакистан.
  6. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова. – Вестник компьютерных и информационных технологий. № 9. С. 49-51.
  7. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  8. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 318-322
  9. Новикова Т.Б., Новые информационные технологии в формировании имиджа образовательного учреждения, Москва, 2015
  10. Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. -  Современные тенденции развития науки и производства, Сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-ArenaMultimedia. Кемерово, 2014. С. 105.
  11. Петеляк В.Е. Некоторые вопросы интеграции ИС предприятия в глобальную сеть // Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий: межвузовский сборник научных статей. – Магнитогорск: МАГУ, 2008. –  С. 27-33.
  12. Петеляк В.Е. О некоторых системных недостатках программы подготовки инженерно-технических кадров в рамках объявленной политики модернизации страны // Современные проблемы науки и образования: материалы XLIX внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – С. 259-260.
  13. помощью автоматно-алгоритмических схем // Современные проблемы науки и образования: материалы XLV внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 257-258.
  14. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 252-256
  15. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 54-61.
  16. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
  17. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения// Информатика и образование. 2009. № 2. С. 111-113.


Все статьи автора «Вахрушев Владислав Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация