УДК 614.23:33

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Локтионов Максим Геннадьевич
Курский государственный медицинский университет
студент факультета экономики и менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы управления экономической деятельностью в медицинской организации. По результатам оценки динамики показателей экономической деятельности с использованием статистических методов анализа определены факторы их влияния на качество оказания медицинской помощи и основные тенденции развития системы управления. Предложены пути совершенствования экономической деятельности медицинской организации.

Ключевые слова: здравоохранение, показатели экономической деятельности, управление в здравоохранении, хозяйственная деятельность, экономика и здравоохранение


ASSESMENT OF THE ECONOMIC ACTIVITIES OF MEDICAL ORGANIZATIONS

Loktionov Maxim Gennadyevich
Kursk State Medical University
Student of the Economic and Management Department

Abstract
The article tells about problems of economic activity management in a medical organization. According to the estimation dynamics of economic activity indicators with use of the analysis statistical methods of there were defined factors influencing quality of medical care and basic tendencies of the management system development. The ways of perfection of economic activities of medical.

Keywords: economic activity, economic activity indicators, economics and healthcare, healthcare, healthcare management


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Локтионов М.Г. Оценка показателей экономической деятельности медицинской организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62951 (дата обращения: 20.11.2016).

Современные подходы к управлению организациями в системе  здравоохранения требуют не только оптимального перераспределения объемов медицинской помощи, но и пересмотра подходов управленцев к финансовому состоянию и обеспечению, которые должны учитывать не только потребности производства медицинских услуг, но и удовлетворенность потребителей качеством медицинской помощи. При этом обеспечение потребностей населения услугами и оказание медицинской помощи в заданных объемах по видам и формам не должно быть избыточной, учитывая принципы эффективности социального управления [1].

Неэффективность прежней бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения, оторванная от реалий система планирования, не учитывающая потребность населения в конкретных видах медицинской помощи, и несбалансированность территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи препятствуют эффективности использования ресурсов в отрасли и повышению качества предоставляемой населению медицинской помощи. Таким образом, мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения здравоохранения необходимо осуществлять только во взаимосвязи с модернизацией экономических отношений субъектов системы здравоохранения.

Любые структурные схемы социального управления должны содержать канал обратной связи, по которому в управляющий орган поступает осведомительная информация о фактическом состоянии управляемого объекта. В системах управления обратная связь можно определить как информационную связь, с помощью которой в управляющую часть поступает информация о следствиях управления объектом, то есть информация о новом состоянии объекта, который возник под влиянием управляющих действий [2].

Результаты оценки динамики показателей экономической деятельности медицинской организации показали рост объемов финансирования в 2013 году на 69% по сравнению с 2012 годом. В 2014 году финансовое обеспечение сократилась на 6%.В ходе оценки источников финансирования медицинской организации установлено, что в 2014 году учреждение в основном финансировалось за счет средств обязательного  медицинского страхования (95%). При этом пять процентов финансирования осуществлялось из средств социального страхования (2,1%) и (2,9%) из средств бюджета. При этом в 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 годами доля средств обязательного медицинского страхования увеличилась на 8,6% и 14,9% соответственно(рис.1).

Плановые объемы оказания медицинской помощи в 2014 году выполнены в полном объеме. Выполнение государственного задания в целом по ЛПУ составляет 102,5-108,8%.Анализ расходов по статьям затрат учреждения показал, что в 2014 году увеличились расходы на материальные запасы и прочие услуги.

Наибольшая доля средств, полученных в рамках доходов из средств ОМС, направляется на заработную плату работников. Необходимо учитывать планы Минздрава по увеличению оплаты труда в здравоохранении и показатели Дорожной карты при изучении динамики зарплаты. Это актуально для всех организаций здравоохранения в настоящее время.

 

Рисунок 1 – Структура источников финансирования в 2014 году, %

По данным Росстата размер среднемесячной заработной платы на1 работника в здравоохранении за 6 месяцев 2015 года составил28 729,6 руб. (по всем организациям) – это на 2% выше показателя за 2014год (28 243,4 руб.). При этом в 17 регионах отмечается снижение среднемесячной заработной платы и в отдельных регионах достигает 3% (республика Тыва, Пензенская и Саратовская области). В Курской области она выше [3].

Финансовые средства в организации здравоохранения распределяются на две составляющие: первая — фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая – средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В 2014 году фонд оплаты труда составил 42 231 тыс. рублей и продемонстрировал рост по сравнению с прошлым годом119%.

В период с 2012 по 2014 года уровень заработной платы работников медицинской организации повысился. В 2014 году 20% медицинских сотрудников организации повысили свою квалификацию.

Результаты анализа выполнения показателей средней заработной платы по Дорожной карте свидетельствуют о росте оплаты труда врачей в 2013 году на 20%, тогда как в 2014 году, ее рост замедлился (2,3%). Заработная плата среднего медицинского персонала увеличилась в 2014 году на 3,1%, в 2013 году – на 25%.

При этом средняя заработная плата врачей больше величины заработной платы среднего медицинского персонала на 64%, младшего персонала – в 2,2 раза. В динамике с 2012 по 2014 годы этот разрыв сокращается.

Заработная плата младшего медицинского персонала в 2014 году сократилась на 4%, в 2013 году произошел ее рост на 46%. Значительные перекосы показателей средней заработной платы по двум предыдущим периодам свидетельствуют о неопределенной политике медицинской организации в области оплаты труда и ее слабой экономической обоснованности.

Анализ численности персонала показал, что из 166 человек в организации 69% составляют врачи, 16% – средний медицинский персонал, 15% – младший персонал и прочий. Укомплектованность врачами в медицинской организации составила 93%, средним медицинским персоналом – 100%. При этом в ходе анализа установлено, что укомплектованность врачами по сравнению с 2014 годом выросла на 6%, показатели укомплектованности средним и младшим медицинским персоналом имеют непостоянную динамику за последние три анализируемых периода.

Анализ выполнения плановых объемов медицинской помощи показал, что наиболее проблемным является выполнение плана по неотложной помощи. Выполнение объемов составило лишь 25% в 2013 году и 35% в 2014 году.

Проанализировав данные о расходах по учреждению, можно увидеть, что в 2014 году увеличились расходы  на заработную плату и коммунальные услуги, на приобретение материальных запасов, содержание имущества, выполнение прочих работ и услуг. Основным недостатком, негативно влияющим на состояние экономической деятельности медицинской организации, является рост прочих расходов.

За 2014 год доля фонда оплаты труда увеличилась на 19%, затраты на услуги связи выросли в 1,5 раза, расходы, связанные с транспортными услугами возросли в 3 раза. Затраты на коммунальные услуги в 2014 году возросли на 30%.

Проанализировав данные о расходах по учреждению можно увидеть, что в 2014 году увеличились расходы на заработную плату и коммунальные услуги, на приобретение материальных запасов, содержание имущества, выполнение прочих работ и услуг. В условиях необходимости экономии имеющихся ресурсов наиболее целесообразным, на наш взгляд, является поиск путей оптимизации всех затрат организации.

В связи с этим были определены предложения по оптимизации расходов и улучшении показателей экономической деятельности: планирование снижения расходов на приобретение материальных запасов в 2015 году на 4%, а затрат на транспортные услуги – на 50%. Для реализации поставленной цели был разработан план действий, в котором поставлены следующие основные задачи:  выявление наиболее затратных статей расходов на приобретение материальных запасов; увеличение доли закупок, проводимых с использованием конкурентных способов определения поставщиков на 20%; сокращение затрат на содержание автотранспорта в 2015 году  на 5%.

С целью улучшения экономического состояния данной медицинской организации необходимо разрабатывать финансовую стратегию и антикризисную программу.

Финансовая стратегия организации здравоохранения должна быть тесно увязана с его инвестиционной политикой. Содержанием последней в рамках антикризисного управления является выявление и отсечение взаимоисключающих инвестиционных направлений, определение перспективных объектов финансовых и реальных инвестиций, оценка инвестиционных рисков, формирование внутренне сбалансированного и диверсифицированного инвестиционного портфеля, установление возможных источников финансирования инвестиционного процесса в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

На основе анализа внешней среды и внутреннего состояния экономики и финансов организации здравоохранения, находящегося в кризисной ситуации, разрабатывается антикризисная программа. Такая программа представляет собой систему мер, позволяющих вывести организацию из кризиса (смягчить кризис, предупредить кризис, снять последствия кризиса и пр.). Процесс планирования выхода организации здравоохранения из кризиса охватывает вопросы стратегии и тактики антикризисного управления. В результате стратегического планирования формулируются альтернативные варианты выхода из финансового кризиса, и выбирается наиболее приемлемая стратегия. В рамках выбранной стратегии осуществляется тактическое планирование [4].

С целью совершенствования экономической деятельности медицинской организации следует развивать и внедрять методы оптимизации в использовании других видов ресурсов, таких как информационные.

Современная  организация здравоохранения невозможна без развития информатизации, без внедрения медицинской электронной информационной системы, личного кабинета пациента, рабочего места врача и медицинской сестры, электронных систем помощи в принятии решений, доступа к электронным информационным и обучающим ресурсам, а также телемедицинских технологий [1].

Необходимо улучшение функциональных возможностей медицинской информационной системы с целью введения единых стандартов к ведению медицинской документации в электронном виде и электронной медицинской карты, обеспечения персонифицированного учета оказания медицинских услуг, обеспечения информационного взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса в среде единого информационного пространства. Это позволит вести анализ реальных затрат на оказание медицинских услуг [5].

Такая модернизированная система информационного массива необходима для осуществления постоянного отслеживания и мониторинга.   При разработке проекта мониторинга необходимо ориентироваться на более рациональное использование ограниченных человеческих и материальных ресурсов с целью достижения желаемых результатов. Результативность управления можно определить как набор мероприятий, направленных на определение значения количественного и качественного результата при оказании медицинской помощи. Под результативностью понимается степень достижения поставленных целей. С точки зрения индикаторов оценка результативности предполагает сопоставление фактических значений индикаторов со значениями, определёнными в соответствии с поставленными задачами. Степень достижения поставленных целей может оцениваться при помощи индикаторов результативности, заданных целевых показателей, нормативных точек и целевых показателей. Мероприятия, показавшие свою результативность, могут воспроизводиться в рамках комплексных программ, а действия, которые не привели к положительным результатам, могут быть в будущем пересмотрены. Результаты мониторинга могут быть использованы: для оптимизации административных процедур; непосредственно в процессе разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества жизни пациентов [6].


Библиографический список
  1. Стратегия развития здравоохранения на 2015 – 2030 г.г. – http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf
  2. Социальное управление в регионе: монография / Куркина М.П.  Бабинцев В.П.  Зотов В.В.  Шаповал Ж.А.  / – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2012 – 160 с.
  3. http://www.gks.ru
  4. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. – Курск: КГМУ, 2013. – 232 с. – С. 65.
  5. Чистилина Е.В. Развитие рынка государственных электронных услуг в РФ на современном этапе / Е.В. Чистилина -
    Научный альманах Центрального Черноземья. 2015. № 2. С. 90-92.
  6. Куркина, М.П. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие/ М.П. Куркина. – Курск. КГМУ, 2014. – 176 с. – С. 117.


Все статьи автора «Локтионов Максим Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация