УДК 330.3

ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»

Мухина Евгения Ринатовна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством»

Аннотация
Статья исследует основные сущностные характеристики понятия «конкурентоспособность». Приведен и охарактеризован ряд определений данной категории. Выделены ключевые аспекты в определениях различных исследователей.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, конкурентоспособность, организация, товары.


THE RESEARCH OF THE CATEGORICAL NATURE OF THE CONCEPT OF «COMPETITIVENESS»

Mukhina Evgeniya Rinatovna
Perm National Research Polytechnic University
PhD in Economics, associate Professor of chair “Economy and Management of industrial production”

Abstract
The article aims to study the basic essential characteristics of the concept of "competitiveness". A number of definitions of this category are characterized. The key aspects of the definitions of various researchers are described.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мухина Е.Р. Исследование категориальной сущности понятия «конкурентоспособность» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62655 (дата обращения: 20.11.2016).

Вопросам исследования и развития понятия «конкурентоспособность» посвящены труды множества зарубежных и российских исследователей, в числе которых нельзя не отметить Белоусова В.Л.,  Богданова М.С., Завьялова П.С., Миронова М.Г., Фатхутдинова Р.А. и др.

Рассмотрение данной проблемы позволило сделать вывод о неоднозначности трактовки данного термина. Проанализируем основные определения конкурентоспособности, предложенные российскими авторами. Результаты анализа сведем в таблицу 1.

Таблица 1 – Анализ определений термина «конкурентоспособность» в отражении российских исследователей

Автор Определение Комментарий Ключевые слова
1 Воронов А. [1] Конкурентоспособность – это способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары. Автор трактует категорию «конкурентоспособность» в узком смысле через призму потенциальной возможности организации к производству и реализации востребованных на рынке товаров. Способность, выпуск, продажа, товары
2 Завьялов П.С. [2] Конкурентоспособность – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Данная трактовка предусматривает рассмотрение понятия «конкурентоспособность» в широком смысле через понятие «эффективность деятельности коммерческой структуры» в  условиях рыночной конкурентной среды. Возможность, эффективность, прибыль, рынок, реализация
3 Миронов М.Г. [3] Конкурентоспособность – это экономическая категория, которая представляет собой эффективную хозяйственную деятельность предприятия, характеризующуюся прибыльностью реализации товаров и услуг в условиях конкурентного рынка. Предложенное определение близко по содержанию с предыдущей трактовкой. Однако Миронов М.Г. характеризует конкурентоспособность как экономическую категорию, что немаловажно. Категория, эффективность, прибыль, рынок, товары, реализация
4 Фасхиев Х.А., Попов Е.В. [4] Конкурентоспособность – это возможность производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, без нанесения ущерба финансовому состоянию организации.

 

Данные исследователи рассматривают вопрос конкурентоспособности в перспективе и в то же время говорят о финансово-хозяйственной деятельности организации. Возможность, товары, производство, продажа
5 Фатхутдинов Р.А.[5]

 

Конкурентоспособность – это способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Позиция Фатхутдинова Р.А. представлена аспектами деятельности предприятия в рыночных условиях конкуренции. Способность, продукция, преимущество
6 Царькова С.В. [6] Конкурентоспособность – это процесс осуществления управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Определение Царьковой приведено с позиции функционального подхода. Процесс, функции

Исследование сущностной природы понятия «конкурентоспособность» позволило нам сделать вывод о преобладании в большинстве определений, предложенных российскими авторами, моментов, связанных с понятиями «товары», «выпуск», «продажа», «прибыль», «эффективность», исходя из чего можно говорить о непосредственной взаимосвязи данных категорий. Так или иначе конкурентоспособность организации подразумевает способность или возможность осуществления эффективной хозяйственной деятельности, определяющуюся выпуском и реализацией конкурентоспособных товаров на рынок.

Наиболее близкой позицией нам представляется позиция Фатхутдинова Р.А. Определение данного автора наиболее полно отражает сущностные характеристики данного понятия, указывая на такие аспекты, как «конкурентное преимущество», «способность организации».

В то же время, на наш взгляд, данное определение следует дополнить факторами конкурентоспособности, среди которых должны присутствовать ориентация на потребителя, анализ и исследование рынка, наличие перспективных технологий и пр.


Библиографический список
  1. Воронов А. Конкуренция в ХХI веке / А. Воронов // Маркетинг. – 2001. – № 5. С. 16-24.
  2. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг / П.С. Завьялов // Российский экономический журнал. – 2005. – № 12. C. 50-58.
  3. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М. : Изд. «Альфа-Пресс», 2010. – 160 с.
  4. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? /  Х.А. Фасхиев, Е.В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 4. С. 53-58.
  5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов.-   М.: Эксмо, 2005. – 544с.
  6. Царькова С.В. Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России / С.В. Царькова: Автореф. дис. – М., 1999. – 23 с.


Все статьи автора «Мухина Евгения Ринатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация