УДК 004.051

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ МЕДИЦИНЕ

Екимова Анастасия Вячеславовна1, Мельников Виталий Андреевич2
1ФГБОУ ВПО Челябинский Государственный Университет, студент-магистр, Институт Информационных Технологий
2ФГБОУ ВПО Челябинский Государственный Университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и экономической информатики

Аннотация
Статья посвящена значимости информационных технологий в медицине, выявлены проблематика внедрения и использования медицинских информационных на примере Челябинской области. Рассмотрены достоинства и недостатки используемых медицинских информационных систем в городе Челябинске. Предложено решение некоторых видов проблем с помощью внедрения дополнительных сервисов.

Ключевые слова: информационные технологии, качество жизни, медицина, медицинская информационная система


INFORMATION TECHNOLOGIES IN MEDICAL CARE

Ekimova Anastasia Vyacheslavovna1, Melnikov Vitaly Andreevich2
1Chelyabinsk State University, student, Institute of Information Technology
2Chelyabinsk State University, Candidate of Economic Sciences,assistant professor of information technology and economic science

Abstract
The article is devoted to the importance of information technology in medicine, identified the problems of implementation and use of health information on the example of the Chelyabinsk region. Advantages and disadvantages of medical information systems used in the city of Chelyabinsk. The solution of some types of problems through the introduction of additional services.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Екимова А.В., Мельников В.А. Информационные технологии в помощь медицине // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62526 (дата обращения: 04.06.2017).

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Одной из важнейших задач государства является обеспечение прав граждан на оказание медицинской помощи. Начиная с первых дней жизни, мы регулярно посещаем медицинские учреждения, именно поэтому тема здравоохранения всегда актуальна. Медицина в современном понимании включает в себя большой спектр услуг. В отличие от медицины 19 века – «медицина – лечение», сегодня медицина включает в себя такие сферы как: профилактика, косметология, репродуктивная медицина, реабилитация. Информационные технологии в медицине:

  • помогают выявить и предотвратить развитие серьезных заболеваний нетрадиционными компьютеризированными методами (такими как биорезонансная терапия, аппаратная технология «Созвездие»,Diers)
  • используя большое количество автоматизированных алгоритмов, позволят сделать качественный интеллектуальный анализ данных, визуализировать и предоставить доступную для прочтения информацию специалистам медицинской сферы. (Для интеллектуального анализа можно использовать технологию Data Mining).
  • позволяют качественно составить план лечения заболеваний, устранить проблемы безоперационным методом.
  • вести электронный учет обращения граждан в медицинские учреждения
  • дают возможность мониторинга, контроля и анализа физических параметров пациентов даже на расстоянии (видеоконференции, передача датчиков движения и состояния пациента и их анализ, Microsoft Kinect 2.0).

Информационные технологии в медицине являются неотъемлемой частью, именно поэтому повышение уровня информационных технологий является важнейшим фактором роста и развития медицины как сферы повышения уровня жизни населения[1].
Если рассматривать ситуацию на рынке информационных ресурсов, используемых в медицине, то можно отметить большой выбор программных продуктов направленных на автоматизацию лечебного процесса (примером могут служить информационные системы для обслуживания медицинского оборудования, такого как рабочая станция для маммографии, системы компьютерной и цифровой рентгенографии, системы управления магнитно-резонансной томографии), что касается продуктов для автоматизации организационного процесса медицинского учреждения – возникает проблема выбора таких систем[2]. Существует резкий контраст между программными продуктами для технических медицинских средств и программными продуктами по автоматизации деятельности учреждений. Исходя из статистических данных, большая часть производителей медицинских информационных систем -80%, находится в городах с населением свыше 1 млн. человек, 45% находится в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге. Деятельность 20% производителей сочетают создание ПО для медицины с поставками медицинской техники, а 15% — с выполнением комплексных работ, например, установкой медицинского ПО, проектированием сетей, монтажом компьютерного оборудования. Практически все поставщики ПО осуществляют обучение заказчиков и техническую поддержку. Что касается внедрения и использования медицинских информационных систем – наблюдается ситуация схожая по статистическим данным с производством информационных систем. Самое большое распространение и использование медицинских информационных систем осуществляется в крупных и более развитых городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань.
Например, в городе Челябинске на сегодняшний день введено частичное дистанционное бронирование талонов к врачам широкого профиля, однако, для обращения к специалистам узкого профиля (окулист, стоматолог, рентгенолог) в большинстве случаев, необходимо занять место в «живой» очереди до открытия медицинского учреждения. Положение в более малых городах, например, Кыштым, значительно хуже, так как внедрение медицинских информационных систем практически отсутствует. Также стоит отметить, что о готовности результатов анализов и исследований в обоих рассматриваемых городах приходится узнавать непосредственно посещая медицинское учреждение, зачастую напрасно.

Данные об успешно внедренных и используемых на 2015 год медицинских информационных системах:

  • Медицинская система «Барс. Здравоохранение» внедрена и используется в Челябинской областной клинической больнице. В учреждении автоматизирована работа врачей в 32 отделениях стационара, активно ведется работа по созданию электронных карт пациентов[3].

Преимуществами данной системы является:

• организованная регистрация и учет обслуживаемых граждан, учет
• выполнения назначений;
• электронная карточка пациента
• Учет медикаментов
• Разделенный доступ к базе данных
• Система отчетов
Недостатки системы:
• Нет поддержки просмотра и сохранения изображений
• Нет поддержки принятия врачебных решений
• Проблемы с изменением информации одновременно несколькими пользователями (запись на прием)

  • Медицинская система “Медик+” используется в таких медицинских учреждениях как[4]:

- НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Челябинск ОАО «РЖД»
- Министерство здравоохранения Челябинской области
- КРОК
- Департамент Здравоохранения ХМАО-Югра
- Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №72 Федерального медико-биологического агентства»
- Клиника ЧелГМАМуниципальное учреждение «Городская больница №1 имени Г.К. Маврицкого»
- Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница №2»
- Детская городская поликлиника №1, г. Челябинск
- ПЖРЭО Курчатовского р-на

Используемая информационная система позволяет:
• составлять расписание для сотрудников,
• вести электронный учет граждан,
• посещаемых медицинское учреждение,
• дает возможность записаться на прием к специалистам дистанционно,
• вести электронную карту пациента.
Недостатками системы являются:
• некачественная работа сервиса дистанционного заказа талонов
• нет поддержки просмотра и сохранения изображений.

  • В частных медицинских центрах преимущественно используется автоматизированная информационная система “1С: Управление медицинским центром”[5].

Достоинствами медицинской системы является:

  •  организованная регистрация и учет обслуживаемых граждан,
  •  учет оказываемых услуг,
  •  ведение расчета с пациентами,
  •  учет рабочего времени  сотрудников,
  •  расчет заработной платы.

Недостатками являются:

  •  отсутствие шаблонов документов для медицинского персонала,
  •  невозможность ведения полной электронной карты пациента (отсутствие полей для записи и прикрепления документов),
  •  отсутствие возможности составления графика работы для персонала с распределением нагрузки.

В настоящее время активно внедряется Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В качестве преимуществ регионального фрагмента ЕГИСЗ выступают[6]:

  •  попытка объединить медицинские учреждения в единую
  • корпоративную сеть;
  •  организованная регистрация и учет обслуживаемых граждан, учет
  • выполнения назначений;
  •  формирование медико-статистических отчетов;
  •  предоставление информации об оказанных услугах для
  • осуществления финансово-экономического учета и планирования;

Недостатками являются:

  • отсутствие единого стандарта для электронной регистрации и учета в различных клиниках.
  • не доработанная версия программы, поспешное внедрение.
  • Осуществление внедрения не во всех городах, а только в крупных.

В целом можно сделать вывод, что существующие медицинские информационные системы помогут создать идеальные программные решения в области медицины, поскольку на основе их, заказчикам значительно легче определить четкие критерии для программного продукта. Но на существующем этапе имеющиеся медицинские системы являются дополнением для ведения бумажного документооборота, а не инновационным решением проблем и задач медицины[7,8,9]. Исходя из анализа имеющейся информации о состоянии рынка информационных систем и этапах их реализации,  можно выделить основные проблемы внедрения и распространения медицинских систем:

1) Слабая государственная политика в области информатизации, отсутствие стратегии информатизации здравоохранения и комплексного подхода

2) Недостаточное количество финансовых средств государственных и не государственных учреждений [10].

3) Нежелание компаний идти на риск

4) Наличие угрозы безопасности данных. На данный момент ни одна медицинская информационная система не обеспечивает должную защиту от неправомерных действий.

5) Отсутствие универсальной медицинской информационной системы, как и отсутствие систем узкого профиля(отдельно для стоматологических клиник, неврологических, и клиник анализа клинических исследований)

6) Нехватка квалифицированного персонала для обслуживания IT-систем

7) Отсутствие организованного процесса обучения персонала для использования медицинских информационных систем.

8) Отсутствие адекватной базы информации о том, что хотят заказчики от информационной системы.

Для улучшения качества обслуживания граждан к уже имеющимся медицинским информационным  системам можно добавить в качестве дополнительных сервисов:

  • Sms-оповещение граждан( в случае бронирования времени по талону, готовность анализов и исследований, изменение лечебного процесса)
  • Система идентификации пациентов с помощью штрих-кода (для отметки процедур в кабинетах)
  • Система электронных пластиковых карт для хранения истории болезни пациентов
  • Усовершенствование талонов по времени
  • Обновляемая база данных о препаратах, их аналогах и наличии в аптеках города
  • Электронный рецепт и  терминал для получения информации о стоимости препаратов и их наличии в аптеках города
  • Единый интернет – портал для специалистов разных специальностей с видеоматериалами и возможностью телеконференции
  • Автоматическая система сбора данных после окончания лечения пациентов (с целью отслеживания динамики лечения и сбора информации по эффективности лечения, совместимости препаратов)
  • Система электронных документов- шаблонов по выявлению заболеваний и отслеживанию состояния пациентов для специалистов всех специальностей.

Библиографический список
  1. Гореткина Е., PCWeek. Российское здравоохранение на очередном этапе информатизации // http://d-russia.ru/rossijskoe-zdravooxranenie-na-ocherednom-etape-informatizacii.html
  2. Информатизация здравоохранения и некоторые проблемы построения интегрированных медицинских информационных систем // http://jre.cplire.ru/win/sep11/2/text.html
  3. Описание информационной системы «БАРС.Здравоохранение»// http://bars-open.ru/solution/zdravookhranenie/meditsinskaya-informatsionnaya-sistema/
  4. Описание информационной системы «Медик+» // http://www.infinnity.ru/product/medikplus/
  5. Описание информационной системы «1C» // http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=14419
  6. Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ), описание // http://www.tadviser.ru/index.php
  7. Электронные медицинские карты в Челябинской области // http://chelindustry.ru/left_prom2.php?tt=2&rr=12&ids=11521
  8. Электронные медицинские карты // http://mediazavod.ru/articles/157477
  9. Больницы Челябинской области переходят на электронные медкарты // http://www.polit74.ru/lenta/detail.php?ID=46891
  10. Дмитрий Беляев, Мемуары о будущем // http://bda-expert.com/page/70/


Все статьи автора «Екимова Анастасия Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: