УДК 159.92

ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Левкова Татьяна Валериевна
ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема»
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается стремление к осмыслению жизни как задача подросткового возраста. Представлен теоретический анализ смысложизненных ориентаций современных подростков, анализ ценностей, интересов и потребностей современных подростков, в практическом аспекте статьи приводятся результаты исследования смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций, образа будущего современного подростка.

Ключевые слова: значимые потребности, инструментальные ценностные ориентации, образ будущего, смысл, смысложизненные ориентации, терминальные ценностные ориентации, целостность «Я», ценности


SEARCH FOR MEANING OF LIFE AS A CHALLENGE FOR DEVELOPMENT OF MODERN TEENAGER

Levkova Tatyana Valerievna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article deals with the desire for understanding life as a problem of adolescence. The theoretical analysis of the life orientations of modern teenagers, analysis of values, interests and needs of today's teenagers, the practical aspect of the article presents the results of the research orientation of meaning of life, values, vision of the future of the modern teenager.

Keywords: image of the future, instrumental values, integrity of the "I", meaning, meaning of life orientation, significant needs, terminal values, values


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Левкова Т.В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения: 19.11.2016).

Психология современных подростков во многом имеет свою специфику по сравнению с психологией предыдущих поколений. В связи с ускорением жизни изменения в психологии возрастов происходят раз в три года: динамичность современного мира отражается в умах и сердцах новых поколений.

Усложнение реальных перспектив социального продвижения, стремление к гедонистическому образу существования, к тому, чтобы больше «иметь», а не «быть» оказывают влияние на становление  современных детей и подростков. Сложившаяся ситуация вызывает у них пассивность, агрессию, депрессию, нравственное равнодушие и создает им трудности идентификации собственных ценностей и осознание смысла своего существования.

В подростковом возрасте значимым для развития является ситуация двойного кризиса становления, где актуализируется две тенденции – личностно-социальная и возрастная.

«Овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком» вызывает перестройку потребностей, изменение оценки ценностей выступает как важный момент переходного возраста (Л.С.Выготский). Подростничество – это этап открытия своего «Я», оформления личности и возраст оформления мировоззрения,  первичного осмысления жизни и своего места в мире. В этом возрасте, согласно И.С. Кону, встает вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской формой раздумий личности».

Будущее представляется подростку в виде «страстного стремления к своим целям и идеалам, как тяга к обогащению ценностно-смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей». Становление смысла жизни напрямую связано с тем как относится подросток к прошлому и будущему, как происходит восприятие мира вообще,  других людей  через отношение к себе [1]. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды – один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

Подросток пытается познать и понять себя, систематизируя все новые осознанные черты в себе. Его отдельные стороны «Я» пока еще пластичны, изменчивы и еще не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Активизация многогранности образа «Я» в подростковом возрасте позволит приобрести более полное представление о себе и о своих возможностях [3].

Обращенные к себе вопросы: “Кто я?” или “Какой Я?” ставит, не всегда сознавая их, подросток – это задача юношеского возраста. Подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, а юноши ставят на первый план общие проблемы.

Исследования показывают, что каждый пятый ребенок 11-16 лет не знает смысла слова «идеал» и не может ответить на вопрос, кто является его идеалом. Хот как-то представлен идеал в понимании 58% подростков. Для 21% идеалом являются известные люди – артисты, писатели, политики, у каждого пятого – это родители, братья, сестры, близкие (тети, дяди) родителей.

Для 18% детей идеал не отождествляется с конкретным человеком, а является носителем профессии (изобретатель, футболист и др.) или каких-либо человеческих качеств «добрый человек», «тот, кто помогает людям», «человек с чувством юмора» и др.

42% опрошенных подростков либо имеют размытое представление об идеале – в качестве идеала выступала «кошка», «моя душа», «я сам», «камешек», – либо отвечают, что у них нет идеала, или ни не знают, есть ли у них идеал.

Отсутствие идеала, стремление к развитию собственной личности требует заполнения этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями. Прослеживается тенденция увеличения числа молодых людей, которые не хотят ни учиться, ни работать, полагаясь на родителей, других близких.

В молодежной среде наблюдается снижение значения и роли чтения. По нашим данным среди учащихся 8-11 классов число читающих составляет примерно 56%, а тех, кто вообще не берет книгу в руки – 16%.

Самые популярные книги при поиске информации – энциклопедии. Ими успешно пользуются 80% подростков, 65% читателей отмечают свое обращение к словарям и справочникам. И все же можно сказать, что читать дети стали меньше. Для большинства (74%) – самообразование, для достаточно многих (60%) – удовольствие и развлечение, для 18% – занятие «от нечего делать», для 13% – неприятность.

Большее предпочтение молодые люди отдают музыке и песне, но анализ текстов показал, что в них практически отсутствуют такие основные общечеловеческие ценности, как семья, труд, добро, любовь, дружба, дом, Родина. Все эти ценности в той или иной степени девальвируются.

Даже при определении своей будущей профессии, можно сказать, при определении  своей судьбы, школьники, прежде всего, руководствуются не собственными склонностями и способностями, а в первую очередь соображениями престижности и высокооплачиваемости профессии (71% учащихся). Значение высокой оплаты труда отмечают 81% восьмиклассников, 60% – девятиклассников. Лишь незначительная часть учащихся при выборе профессии ориентируется на любимые школьные предметы (менее 28%).

Выбор профессии становится все более сложной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не сумеет понять, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная нереализованность отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни.

Большую роль в формировании личности, становлении системы ее ценностей в молодые годы играют СМИ и особенно телевидение. В силу возрастных особенностей подростки живо впитывают то, что им дается извне, особо чувствительно, если из достаточно авторитетного источника и из уст известных или узнаваемых фигур, поскольку носителями подобной информации часто выступают известные герои фильмов.

Проведенный опрос, показал, что зачастую в семье и школе (опрошены педагоги в 102 школах) вообще не изучают внутренний мир ребенка. Все равно, какие кумиры у молодежи, – 66% педагогов и 44.5% родителей; 52% педагогов считают, что школа вообще  не должна касаться этих вопросов, это дело самих молодых людей, нельзя вмешиваться в личные проблемы [5].

Проведенное Г.П. Ивановой массовое исследование обнаружило приоритетную значимость для учащихся подростков социально-профессиональных (материальный достаток, престижная профессия и т.д.) и нравственно-психологических ценностей (наличие семьи, друзей, устойчивость и упорство в достижении целей) [5].

Приоритетное влияние семьи на процесс освоения нравственных ценностей сохраняется и для подростков. Наиболее высокий коэффициент корреляции присущ таким ее характеристикам, как состав семьи, профессиональная деятельность родителей. В значительной степени сказывается влияние, связанное с принадлежностью к определенной возрастной подгруппе (младший подросток, старший подросток). В меньшей степени на данный процесс влияют такие факторы, как качество успеваемости, место проживания, образовательный уровень родителей.

Зависимость освоения школьниками ценностей от субъективных факторов обусловлена, прежде всего, возрастными особенностями. Для подростка данная зависимость связана с характером социального самочувствия, ценностными установками, самочувствием в классном коллективе, с определением наиболее значимых качеств личности. Результаты исследования Г.П. Ивановой показывают, что у 70% подростков отношение к социальной реальности вполне положительное. Были выделены несколько групп проблем, волнующих учащихся данного возраста: 1)личного плана (учеба – 45.8%, здоровье – 36.8%, будущая карьера – 27.1%, взаимоотношения с одноклассниками – 9.7%, родителями – 9%); 2)материального плана (покупка одежды и других вещей – 10.7%, где достать деньги – 6.7%, возможность нормального питания – 6.6%). По мнению подростков, чтобы сделать свою жизнь успешной, необходимо иметь: хорошее образование (35.3%), нужную профессию (23%), деньги (13.9%), сильную волю (10.3%), знакомства и связи (8.5%). Главной целью подростков в будущем является: хорошая семья (35.2%), успешная карьера (24.1%), стать высококвалифицированным специалистом (22.5%), богатство, материальная независимость (21%). Наиболее актуализированными ценностями для подростков являются общечеловеческие добродетели (честность, доброта, отзывчивость). Характеризуя их самочувствие в классе, необходимо отметить, что 65.1% чувствуют себя в классном коллективе очень хорошо и хорошо, 21% – не очень хорошо, 13.9% – плохо, 37.4% – авторитеты в своем классном коллективе. Чаще всего к ним обращаются: за светом и помощью – 43%, с просьбой защитить от кого-то – 39%, помочь в учебе – 32.5% [5].

Мы решили исследовать, какие ценности, смысложизненные ориентации являются значимыми у подростков, которым в 2015-2016 году исполнилось 14-15 лет.

База исследования нашего исследования – МКОУ СОШ №1 г. Биробиджана. Для проведения исследования была определена группа в количестве 28 человек. Нами были определены основные методики диагностического исследования: тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (Дж.Крамбо, Л.Махолик), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), рисуночный тест «Я сейчас, через 5 лет и через 10лет».

Изучив смысложизненные ориентации, мы получили у экспериментальной группы следующие показатели:  по субшкале №1(цели в жизни):  высокий уровень – 30%, средний уровень – 60%,  низкий уровень – 10%. По Субшкала №2 (процесс жизни): высокий уровень – 40%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 15%; по субшкала №3 (результат жизни): высокий уровень – 50%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 10% , по субшкала №4 (локус контроля – Я): высокий уровень – 30%, средний уровень – 55%, низкий уровень – 15%; по субшкале №5(локус контроля – жизнь): высокий уровень – 25%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 10%. Итак, общий показатель: высокий уровень – 25%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 10%.

У всех испытуемых имеются цели в будущем придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Процесс жизни воспринимается как интересный эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, оценка пройденного отрезка жизни так же адекватна и продуктивна. Испытуемые имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле, а так же они считают, что способны контролировать свою жизнь.

По исследованию иерархии ценностных ориентаций, мы получили следующую картину.

Таблица 1. – Значимые и незначимые  терминальные ценностные ориентации для подростков

Наиболее важные Наименее важные
Здоровье Общественное признание (уважение окружающих, коллектива)
Наличие хороших и верных друзей Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование)
Свобода (независимость, самостоятельность) Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
Счастливая семейная жизнь Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение)
Развитие (работ над собой, духовное и физическое совершенствование) Красота природы и искусства

 

Таблица 2. – Значимые и незначимые  инструментальные ценностные ориентации для подростков

Наиболее важные Наименее важные
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) Исполнительность

(дисциплинированность)

Воспитанность (хорошие манеры) Эффектность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Жизнерадостность (чувство юмора) Чуткость (заботливость)
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи) Непримиримость к недостаткам в себе и других
Рационализм (умение здраво и логично мыслить) Высокие запросы (высокие требования к жизни)

 

В нашем исследовании у испытуемых группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и “абстрактные” ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Наблюдается некая противоречивость в выбранных подростками ценностях, что свойственно данному возрасту, так как ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) ставились в противовес ценностям  личной жизни (здоровье, любовь, свобода, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь) То есть для испытуемых важны наличием перспективной работы, активной жизненной позиции и не важны здоровье, наличие друзей; они ставят образованность на первый план при том, что дисциплинированность и исполнительность на последнем. Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). По близким основаниям группировались инструментальные ценности. Здесь этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) сходятся вместе. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) противопоставляются как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Желание обеспеченной жизни сочетается с  высокими запросам и отсутствие ответственности исполнительности.

С помощью  рисуночного теста «Я сейчас, через 5 лет и через 10лет», мы увидели, что  85% испытуемых продемонстрировало адекватную оценку. Испытуемыми отображены на рисунках жизненные планы и перспективы: наличие друзей, создание семьи, получение достойного образования и наличие перспективной работы.

15% из класса с трудностями оценки своей жизни и перспектив. Т.е. испытуемые представляют свою жизнь бесперспективно. Одни изображают тюрьмы, наличие машины и кучи денег, другие «летают в облаках», рисуя себя волшебником, демонстрируя нежелание прикладывать усилия в продвижении себя по жизни. У них нет желания получать образование, заводить семью и детей, для них перспектива в легкодоступных и уголовно-наказуемых методах заработка на жизнь.

Наличие сужения восприятия своих возможностей в будущем, выбор однотипных целей, ограничение выбора материальными ценностями снижает уже в подростковом возрасте личностный ресурс подростка [4].

В ходе различных мировоззренческих поисков подросток ищет формулу, которая одним махом открыла бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Задаваясь вопросом о смысле жизни, человек думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет найти личностный смысл, понять, что может дать определённая деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности. На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно найти самому, к ним можно прийти только через собственную внутреннюю личностную работу.


Библиографический список
  1. Асмолов А.Г. Психология личности.  М.: МГУ, 2004.
  2. Леонтьев Д.А. Методика изучения смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2002.
  3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла/ Д. А. Леонтьев.  М.: изд-во Смысл, 2005.
  4. Левкова, Т.В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45521 (дата обращения: 16.01.2015).
  5. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2003. 191 с.


Все статьи автора «Левкова Татьяна Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация