УДК 504.056:656

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ АВТОТРАНСПОРТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАРКИ АВТОМОБИЛЯ

Шанина Елена Владимировна1, Голубева Анастасия Евгеньевна2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой Инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка 3 курса кафедры инженерной экологии и основ производства

Аннотация
В данной статье проанализирован качественный и количественный состав компонентов выхлопных газов от автотранспорта, загрязняющих атмосферный воздух. Так же проведено сравнение технических характеристик автомобилей, произведенных в разных странах. Проведенные исследования позволяют выявить превышение выбросов в атмосферу по сравнению с нормами ПДКсс.

Ключевые слова: автотранспорт, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, концентрации, подземная парковка


COMPARATIVE ANALYSIS OF QUALITATIVE AND QUANTITATIVE COMPONENTS OF AIR EMISSIONS FROM VEHICLES, DEPENDING ON THE BRAND OF CAR

Shanina Elena Vladimirovna1, Golubeva Anastasia Evgenevna2
1Khakassia State University N.F. Katanov, Ph.D., Associate Professor, Head of Department of Environmental Engineering and production bases
2Khakassia State University N.F. Katanov, 3rd year student of the department of engineering education and the basics of production

Abstract
This article analyzed the qualitative and quantitative composition of the components of exhaust gases from motor vehicles, air pollutants. As a comparison of the technical characteristics of vehicles produced in different countries. Studies reveal the excess emissions into the atmosphere, compared with the standards of MPCs.

Keywords: measurements of concentrations, underground parking, vehicle emissions of pollutants into the atmosphere


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шанина Е.В., Голубева А.Е. Сравнительный анализ качественных и количественных составляющих выбросов в атмосферный воздух от автотранспорта в зависимости от марки автомобиля // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62281 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблема выбросов от автотранспорта с каждым годом становится наиболее болезненной.Возможности использования автомобиля во многом зависят не только от технического ухода, но и от условий хранения и эксплуатации. Сегодня парковка служит  неотъемлемым элементом городской  инфраструктуры. Так как массовая городская застройка успешно развивается, всё большим спросом пользуются подземные парковки  у торговых центров, офисов и жилых домов. В подвальных и цокольных этажах жилых домов и центров допускается устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок с соблюдением условий СанПиН 2.1.2.2645-10[4]. Нехватка  парковок не обошла и город Абакан общей площадью 112 км2 и населением 176212 чел., поэтому в новых застраивающихся районах города ведётся разработка именно таких подземныхпарковочных мест.

Преимущества подземных гаражей и стоянок очевидны. Прежде всего, подземные парковки экономят территорию, поскольку размещаются под уже существующими сооружениями. В экологическом отношении, паркинги также имеют преимущества перед наземными стоянками: выброс выхлопных газов автомашин производится лишь через вентиляцию, и в приземном слое концентрация их получается ниже. Тем самым санитарно-гигиенические требования к размещению подземных парковок значительно мягче.

В свою очередь, выбросы в атмосферный воздух поступают не только в момент движения автомобилей, но и в период прогрева двигателя, а так же в период  работы его на холостом ходу.

Расчет выделений загрязняющих веществ выполнен в программном комплексе «Автотранспортное предприятие», разработанном Эко – Центром, в соответствии со следующими методическими документами [1-3].

Расчет выполнен для автостоянки закрытого типа, оборудованной средствами подогрева.  Одновременно планируется нахождение на автостоянке не менее 22 автомобилей, работающих на разных видах топлива, в том числе бензине, газе и дизельном топливе. Кроме того,  при проведении расчетов выбросов учитывали объем двигателя и тип подачи топлива (карбюраторный, инжекторный). Длина пути  автотранспорта при въезде и выезде  составляет примерно 150 м. Площадь одного парковочного места составляет примерно 24 м2.При проведении расчетов также учитывали время работы двигателя на холостом ходу (при выезде с территории стоянки, при возврате на неё), которое составило не более 1 мин. Согласно методике [2], в проведённых расчётах влияние холодного и переходного периодов года на выбросы загрязняющих веществ для теплой стоянки не учитывалось.

Максимально разовый и годовой выброс загрязняющих веществ, образующийся на парковке, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика выделений загрязняющих веществ в атмосферу

Загрязняющее вещество

Максимально разовый выброс, г/с

Годовой выброс, т/год

код

наименование

337

Углерод диоксид

0,0780231

0,2202147

415

Углеводороды предельные С1 – С5

0,002

0,0074971

2704

Бензин (нефтяной, малосернистый)

0,0059681

0,0144394

ИТОГО

0,0859912

0,2550742

В ходе исследования проведены замеры фактических выбросов загрязняющих веществ от автомобилей разных марок,работающих на разных видах топлива, года выпуска, а так же пробега и объёма двигателя. Измерения проводились на холодном и прогретом двигателе. Данные об автомобилях приведены в таблице 2.

Таблица 2 –Технические характеристики исследуемых автомобилей

Автомобиль (модель) Вид топлива Год выпуска Пробег, км Объём двигателя, л
ВАЗ, Lada Kalina

АИ – 92

2010

58 000

1,2

Honda Civic

АИ – 95

1999

297 000

1,5

Замеры концентраций загрязняющих веществ проводили в непосредственной близости от выхлопной трубы (не далее 10 см). Полученные результаты исследования приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты исследования.

 

Выбросы

Холодный двигатель

Прогретый двигатель

ВАЗ

Иномарка

ПДКсс

ВАЗ

Иномарка

ПДКсс

Углерод диоксид, мг/м3

>200

>200

3

>200

>200

3

Углеводороды предельные С1-С5, мг/м3

700

250

300

400

250

300

Бензин (нефтяной),  мг/м3

500

400

100

450

350

100

Как видно из таблицы, наибольший выброс загрязняющих веществ исходит от автомобилей на холодном двигателе, чем на прогретом. Сравнивая значения выбросов в атмосферный воздух от  автомобилей отечественного производителя и иностранного, было выявлено, что от легковой техники марки ВАЗ выбросы из выхлопной трубы  по элементам «Углеводороды предельные С1 – С5», «Бензин (нефтяной)» выше, чем у заграничного автомобиля.

При проведении замеров на более далеком расстоянии от источника выбросов наблюдается рассеивание загрязняющих веществ, в результате чего их содержание не превышают нормативно-установленные значения ПДКсс.

Вывод: в результате исследования было выявлено, что наибольший выброс в атмосферный


Библиографический список
  1. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб.:НИИ Атмосфера, 2005. 207 с.
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М. 1998. 16 с.
  3. Дополнения и изменения к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М. 1999. 20 с.
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10″Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”.


Все статьи автора «Голубева Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация