УДК 902.6

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕМОРДОВСКИХ ПАМЯТНИКОВ ПРИМОКШАНЬЯ

Любишина Анастасия Игоревна
Пензенский государственый университет
историко-филологический факультет

Аннотация
В статье рассматривается история изучения древнемордовских памятников Примокшанья на основе Ражкинского, Тезиковского и Беднодемьяновского могильников.

Ключевые слова: Беднодемьяновский могильник, М.Р. Полесских, мордва, Примокшанье, Ражкинский могильник, Тезиковский могильник


THE HISTORY OF THE STUDY OF DREVNEMORDOVSKIH MONUMENTS PRIMOKSHANYA

Lubishina Anastasia Igorevna
Penza state university
historical and philological faculty

Abstract
In article the history of studying of drevnemordovskih monuments Primokshanya on the basis of Racinskas, Testovskaja and Bednodemyanovsk burial grounds.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Любишина А.И. История изучения древнемордовских памятников Примокшанья // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62200 (дата обращения: 19.11.2016).

На территории Пензенской области древнюю историю изучают более 100 лет, из-за практически отсутствующего письменного материала, все факты добывают археологи, в основном это памятники материальной культуры.  Процесс изучения древнемордовских памятников Примокшанья до сих пор не закончен. Причина заключается в том, что археологические материалы только недавно начали становиться достоянием исторической науки и нет достаточного количества находок для всестороннего вывода по этому периоду. Поэтому любые исторические сведения об этой эпохе важны для науки [1, с.1].

Нельзя не отметить, вклад, который внес в изучение памятников древней мордвы известный археолог М.Р. Полесских. Свою археологическую деятельность Михаил Романович начинал с изучения курганов бронзового века, раскопки которых не давали достаточного результата. После этого М. Р. Полесских начал исследовать древнемордовские могильники, о которых он постоянно слышал от жителей области. Результатом его работы стали выделенные типология и хронология древнемордовских памятников. Он также разделил развитие древнемордовской культуры на несколько этапов[1, с.2].

М.Р.Полесских начал изучение древнемордовских памятников Верхнего Примокшанья в 1952 г., и первым достижением было открытие Кармалейского могильника мордвы-мокши IX-XI вв. В1956 г. Михаил Романович в книге «В недрах времен», изложил процесс развития истории древней мордвы на территории Пензенской земли, эволюционные процессы, сопровождавшие могильники мордвы, преемственность инвентаря, погребального обряда различных  культур, изменения, происходившие хозяйственной жизни.

В 1956г. при проведении впервые хозяйственных работ был обнаружен  Ражкинский могильник, который был исследован археологической экспедицией Пензенского областного краеведческого музея и Пензенского государственного педагогического института им. В. Г. Белинского под руководством М. Р. Полесских. На могильнике было исследовано 19 захоронений. В 1957 г. М.Р. Полесских был исследован Тезиковский могильник, где в общей сложности было вскрыто 55 погребений ранней мордвы.

В 1958 экспедицией Пензенским краеведческого музея под руководством М.Р. Полесских был открыт Беднодемьяновский могильник, расположенный на северной окраине села Абашева Беднодемьяновского района. При помощи погребений этого могильника была значительно расширена источниковая база и хронологические рамки древнемордовской истории.

На основе материалов этих могильников М.Р. Полесских продолжил более подробное изучение истории древнемордовских памятников Примокшанья и древнего периода жизни мордвы [2, с.1-4]. Происхождение Примокшанских памятников М.Р.Полесских связывает с миграциями прикамского населения, которое вступало во взаимоотношения с местными племенами, что привело к формированию древнемордовских памятников нового селикенско-кошибеевского типа [3].

При датировке Тезиковского могильника М.Р. Полесских был использован типологический метод, который позволил отнести памятник к IV–V вв. В головных уборах древнемордовского населения Примокшанья продолжает использоваться венчик из трех рядов ремешков с бронзовыми пронизками, разделенных на сектора бронзовыми пластинчатыми обоймами, к которым подвешены бронзовые плоские колечки и трехлопастные привески с насечкой по краю. Похожие элементы применяли в головных уборах население рязанского течения Оки в IV-V вв. Кроме того, была найдена пластинчатая подвеска из белого сплава с фигурным орнаментом и припаянной петлей на обратной стороне, аналогичная ей встречалась в одном из комплексов Тарасовского могильника I-V вв. на Средней Каме. Все материальные находки Тезиковского могильника схожи с древностями предыдущей группы и их верхняя граница определяется второй половиной IV – начала V в. Верхняя дата основывается на отсутствие в находках древностей, которые были бы характерны для ранней эпохи великого переселения народов [4, с.30-35].

По мнению М.Р. Полесских, вещи Тезиковского могильника носят двойственный характер: некоторые находки можно отнести к селиксенскому типу, а другие, в свою очередь, к кошибеевскому. Основой древнего населения, к которому относят тезиковские захоронения, были племена окско-рязанского региона и народы низовий Мокши [5, с.24]. Их влияние на примокшанских землях принесло свои ритуалы погребального обряда, предметы быта, производственного инвентаря, украшения. Пришедший народ поддерживал мирные контакты с коренным мокшанским населением. Этому способствовали общность культурных традиций и брачные отношения, что подтверждается преобладанием в женских погребениях височных подвесок с грузиком. В результате этого, отмечает М.Р. Полесских, материальная культура поселенцев получила местную окраску [6, с. 278].

Ориентация покойников в Тезиковском могильнике – восточная и северо-восточная, она не похожа на ориентацию других пензенским могильникам IV в, это доказывает вывод о пришедших народах. [5, с.24]Господствовал обряд трупоположения, в открытых грунтовых погребениях много украшений и орудий труда. К вещам способствующим датировке причисляют красные пастовые бусы, плоскую бусину мощинского типа, стеклянный голубой бисер, ажурную брошь и иные женские украшения, которые были найдены. Данные находки по классификации П. П. Ефименко, относятся к  стадии В1, она датируется IV веком. По мнению М. Р. Полесских, между погребениями Старшего Селиксенского и Армиевского могильников во временном промежутке находятся захоронения Тезиковского могильника [7, с.21].

Промежуточная эпоха развития древнемордовских памятников, по мнению М.Р. Полесских, имела существенные изменениями, в это время появляются совершенно новые формы вещей, ориентировка которых, сменяется с запада на юг. Процессы были обусловлены развитием экономики и увеличением внешних связей с соседними племенами, такими как мордва – эрзя. Черты слияния местных  и кошибеевских элементов ярко видны на примере инвентаря Тезиковского могильника [8, с.146].

Тезиковский могильник в итоге был причислен М.Р. Полесских к типу селиксенских памятников с ярко выраженной примесью черт, характерных могильникам кошибеевского типа [4, с.28]. В погребениях умершие лежали вытянуто на спине, руки либо скрещены на груди, либо вытянуты вдоль туловища. Иногда присутствовало хаотическое смешение костных остатков, по мнению М.Р. Полесских, это можно объяснить деятельности грызунов, но некоторые погребения (№№ 32 и 40) являются вторичными, то есть хоронили людей частями. В некоторых погребениях найдены глиняные сосуды, располагавшиеся по одному, по два в головах умерших. Сосуды подразделяются на баночные, горшки, горшки-миски, миски. В 9 женских погребениях найдены височные подвески, 8 из которых имели бипирамидальный грузик ранней формы[9, с.32].

К украшениям головы относятся венчики. Многочисленны и разнообразны бусы. Новым видом являются стеклянные бусы темно-синего цвета, орнаментированные перекрещивающими желтыми или зелеными полосками. По мнению М.Р. Полесских, все они аналогичны бусам из северокавказских могильников типа Борисовского, Рутхи, Корца и других. Это указывает на культурный обмен между разными общностями[11].

При датировке Тезиковского могильника М.Р. Полесских за основу было взято сочетание бус — красных, золоченных и голубого бисера. По его мнению, подобное сочетание бус до этого не встречается ни в ранних пензенских могильниках, ни в более поздних могильниках и относится к особой «промежуточной эпохе» – IV – V вв. [12].

Оружие тезиковского могильника представлено наконечниками копий, один из них с листовидным пером, другой с вильчатым, от третьего сохранилась лишь втулка. Были найдены топоры (2 экз.) круглообушные длиной 17,5 см каждый. Но подобная форма топоров, по наблюдениям М.Р. Полесских, не получила дальнейшего развития в пензенских могильниках [10].К оригинальным изделиям Тезиковского могильника относится застежка, изготовленная в технике выемчатой эмали [11].

Исследования ражкинского могильника начала в 1956–1957 гг. экспедиция под руководством М. Р. Полесских. К основным находкам данного памятника относят треугольную подвеску, бронзовые несомкнутые бусы, прообразом их являются бусы, найденные в Ананьинских могильниках, фигурный браслет, отличавшийся массивностью, пластинчатая бляха с изображенным  на ней узором звезды. На основе материалов ражкинских погребений М.Р. Полесских сделал вывод, о схожести основных черт с предметами Старшего Селиксенсого могильника. На такой вывод подтолкнула височная подвеска с грузиком и спиралью, найденная как  в Ражках, так и в Старшем Селиксенском могильнике [12].

По мнению В. И. Вихляева, ранние погребения Ражкинского могильника относятся к кошибеевским, из-за отсутствия в них височных подвесок с грузиком. Хотя иной инвентарь очень похож на присурские. Ражкинский могильник выделяет то, что расположение погребений здесь групповое, причем если одну группу характеризует богатый набор погребального инвентаря, то другой – бедный [13, с.11].

Особого внимания требует  женское погребение №10. Его ритуал не имеет особых отличий: умершая располагается головой на север, тело вытянуто, на спине, с использованием лубяной обкладки вещей. Набор инвентаря похожий, на соседние погребения. Но височные подвески в этом погребении имеют грузик не биконический, а гранчатый – армиевского типа [14,с.10],это может свидетельствовать о смешении и взаимодействии культур.

Среди находок, интересна, используемая в качестве браслета бронзовая шпора, обнаруженная на запястье умершей в захоронении 6/5-6-6а Ражкинского могильника. Она характеризуется слабо выгнутой массивной дужкой, плавно сужающейся к концам, с кнопковидными зацепами и пирамидальным шипом, у основания которого две округлые головки. Ражкинская шпора относится к позднелатенским формам с острым шипом и кнопковидными зацепами на концах дужки и соответствует варианту В типа I по классификации В. Б. Перхавко, восточноевропейские образцы которого приходятся на II-III вв. [7].

Коллектив авторов, монографии о могильниках западной части Среднего Поволжья, отнес ражкинские пластинчатые бляхи со штампованным и литым орнаментом ко 2-ой хронологической стадии, которая датируется концом II — первой половиной III века [13, с.89-90]. В свою очередь, В.В. Гришаков причислил бляху с тремя валиками к стадии, предшествующей распространению многоваликовых блях, которые он включил в 1-ю хронологическую группу древнемордовских памятников Примокшанья. Данная группа датируется  концом II – первой половиной III в. [14, с. 31].Сходной точки зрения на хронологию подобных блях придерживаются В.В. и А.В. Ставицкие[15-16].

Гришаков В.В. считает важной особенностью Ражкинского могильника присутствие в нем вторичных захоронений. Скелеты мужчин разрушены, кости лежат в произвольном порядке. Останки практически не потревожены, залегают на одном уровне, следы черных копателей или воздействия животных отсутствуют. По мнению Гришакова В.В., нарушение костных останков имело исключительно ритуальное действие  [14, с.34].

Если судить по тому, как расположены ноги умерших в погребениях, то можно сказать, что положив покойника в могилу, его не закапывали. После истлевания мягких тканей над скелетом и некоторыми вещами покойного совершали сакральный ритуал и лишь потом, засыпали землей. Такой ритуал называют «обрядом обезвреживания». Он совершался, для того, чтобы умершие не могли вернуться в мир из загробной жизни и навредить людям. Древняя мордва практиковала такой ритуал [3].

Беднодемьяновский могильник был открыт и исследован М.Р.Полесских.  В данном могильнике основу инвентаря составляют следующие предметы: бронзовые сюльгамы, кольцевые или лопастные, пулокерями, железными проушными топорами, наконечниками, браслетами, перстнями, глиняной посудой. На основе типологического метода могильник датируют XIII-XIV вв. [17].

В Беднодемьяновском могильнике умершие располагались головой на юго – восток. Гроб отсутствовал. Нетипична поза погребенного №10, инвентарь полностью отсутствует. Умерший лежал на спине, руки были вытянуты вдоль тела, ноги слегка согнуты в коленях и расставлены в разные стороны, полностью отсутствовали кости стоп и части голени. М.Р.Полесских было сделано предположение, что погребение принадлежит рабу, либо это погребение одно из самых поздних на могильнике[12].

Следует отметить, что в последние годы материалы примокшанских памятников древней мордвы неоднократно анализировались исследователями при разработке проблемы этногенеза [18-20], хронологии [21], погребального обряда мордвы[22], вопросов этнокультурного взаимодействия [23-25], обсуждались на научных конференциях[26].Кроме того их материалы недавно были обобщены в монографии Пензенский край в истории и культуре России[27].


Библиографический список
  1. Белорыбкин Г.Н. Вклад М. Р. Полесских в развитие археологии Поволжья  // Личность в истории. Вестник Чувашского государственного педагогического университета.   Чебоксары, 2002.
  2. Полесских М.Р. Археологическое изучение Пензенской области с 1950 по 1963 гг. // Уч. зап. ПГПИ. Серия историческая. Пенза, 1965. Вып.12
  3. Осипова Т. В. Погребения с разрушенными костяками в средневековых могильниках Окско-Сурского междуречья.  Автореферат дисс. канд. ист. наук.  Пенза, 2006.
  4. Гришаков В.В. Хронология мордовских древностей III-IV вв. ВерхнегоПосурья и Примокшанья // Пензенский археологический сборник. Пенза: «Пензенский институт развития образования», 2008. Вып.2.
  5. Полесских М.Р. Древнее население ВерхнегоПосурья и Примокшанья.  Пенза, 1977.
  6. Ставицкий В.В. Археологические изыскания М.Р. Полесских. Пенза, 2008.
  7. Ставицкий В.В. Роль камского населения в формировании древней мордвы // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8337
  8. Расторопов А.В. Тезико-Михайловский археологический комплекс // Пензенская энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001.
  9. Полесских М.Р. Пензенские могильники мордвы IV-V вв. // СА. №4, 1962.
  10. Ставицкий В.В.Тордированные гривны из древнемордовских могильников I тысячелетия н. э. // История и археология. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/02/1448 (дата обращения: 09.04.2015).
  11. Ставицкий В. В. Изделия с выемчатыми эмалями с древнемордовских и рязанско-окских памятников // Центр и периферия. Саранск, 2012. №3. С. 30 – 38.
  12. Ставицкий В. В.Полевые исследования Михаила Романовича Полесских по археологии Пензенского края // Археология Восточноевропейской лесостепи. Пенза, 2008. Вып. 2. Том 1. С. 3 – 70.
  13. Вихляев В.И., Беговаткин А.А., Зеленцова О.В., Шитов В.Н. Хронология могильников населения I-XIV вв. западной части Среднего Поволжья. Саранск, 2008.  352 с.
  14. Гришаков В.В. Отчет о раскопках Ражкинского могильника в Нижнеломовском районе Пензенской области в 2012 году. Саранск, 2015.
  15. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Нагрудные украшения Кошибевского могильника // История и археология. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/01/1358 (дата обращения: 05.01.2015).
  16. Ставицкий В.В. Хронология нагрудных блях Абрамовского древнемордовского могильника // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2015/03/9581 
  17. Первушкин В.И. Беднодемьяновский могильник // Пензенская энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001. – С.28.
  18. Ставицкий В. В.Основные концепции этногенеза древней мордвы (историографический обзор) // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Самара, 2009. С. 261 – 266
  19. Ставицкий В.В. Происхождение древнемордовской культуры // Вестник НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. Саранск. 2015. №1 (33). С.42-57.
  20. Ставицкий В.В.У истоков этногенеза древней мордвы // Genesis: исторические исследования. 2014. № 4. С. 1-13.
  21. Ставицкий В.В., Мясникова О.В., Сомкина А.Н.О датировке ранних погребений Абрамовского могильника // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2012. № 3 (23). С. 106-123.
  22. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В.Основные направления археологических исследований последних лет НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10. С.25 -32. [Электронный ресурс].URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8000.
  23. Ставицкий В. В.Еще раз о мордве и буртасах // Центр и периферия, Саранск, 2013. №2. С. 8 – 16
  24. Ставицкий В.В.Волжские финны в эпоху великого переселения народов: историографический обзор //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Пенза, 2014. №4 (32).
  25. Ставицкий В. В.Западный компонент в материалах Андреевского кургана// Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2013. №3. С. 126 – 140
  26. Ставицкий В. В.III Всероссийская научная конференция «Поволжские финны и их соседи в древности и средневековье» // Поволжская археология. 2012. № 2. С. 174 – 177.
  27. Пензенский край в истории и культуре России: монография / под ред. О. А. Суховой.  Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.  526 с.


Все статьи автора «Любишина Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация