СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Федотов Константин Николаевич
Главное управление МЧС России по Нижегородской области
Академия ГПС МЧС России

Аннотация
Анализ противопожарного состояния населенных пунктов муниципальных образований, анализ нормативной правовой базы органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов.

Ключевые слова: обеспечение пожарной безопасности, пожарная безопасность, противопожарное состояние


IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION WHEN PERFORMING THE REQUIREMENTS OF FIRE SAFETY

Fedotov Konstantin Nikolaevich
Main Department of EMERCOM of Russia in Nizhny Novgorod region
Academy of state fire service of EMERCOM of Russia

Abstract
Analysis of the fire condition of the settlements of municipalities, analysis of normative legal base of local self-government in the field of fire safety of settlements.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федотов К.Н. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления Нижегородской области при выполнении требований пожарной безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62135 (дата обращения: 15.03.2024).

Актуальность вопроса совершенствования деятельности органов местного самоуправления при выполнении требований пожарной безопасности не вызывает сомнений. Еще не так далеко ушли в прошлое природные пожары 2010 года, показавшие несовершенство системы обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, несовершенство требований пожарной безопасности, которые должны выполняться в населенных пунктах. В 2010 году ландшафтные пожары только в Нижегородской области уничтожили 815 личных жилых домов граждан, 8 населенных полностью или частично пострадали от огня, жертвами пожаров стали 22 человека, без крова остались 2134 гражданина. На восстановление жилья и инфраструктуры ушли многомиллиардные суммы.

Ежегодно в Нижегородской области до 3  тыс. пожаров, на которых погибает до 300 человек, при этом до 45% пожаров и 50% погибших на них людей приходится на сельскую местность.  Несомненно действующая система предупреждения пожаров и гибели на них людей, включающая совместную работу МЧС России, Правительства и органов местного самоуправления Нижегородской области приносит определенные результаты. Так за последние 5 лет количество пожаров снизилось на с 4136 до 2999, на 27,5%, количество погибших на пожарах людей снизилось на с 419 до 279 или 66,6%.

Вместе с тем, сложившееся система требует определенных улучшений и совершенствований и прежде всего в работе органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в состав которых входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах поселения, городского округа (далее первичные меры).  В соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123) первичные меры  включают в себя следующие мероприятия:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

При этом обязательства органов местного самоуправления не ограничиваются только на первичных мерах.

Отдельный вопрос занимает содержание и развитие муниципальной пожарной охраны, который не относится к вопросам местного значения. На территории Нижегородской области создано и  функционируют 533 муниципальные пожарные команды на вооружение которых находится 600 ед. основной и приспособленной пожарной техники. На содержание муниципальной пожарной охраны ежегодно из средств местных бюджетов выделяется  более 300 млн. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» на органах местного самоуправления возложена  ответственность по соблюдению прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности, в том числе материальное стимулирование.

В период подготовки объектов и населенных пунктов к весенне-летнему пожароопасному периоду работа администраций муниципальных образований существенно увеличивается. Возникает необходимость проведение дополнительного комплекса превентивных мероприятий, включающих в себя:

- проведение опашки по границам населенных пунктов, удаление сухой растительности и мусора на территориях населенных пунктов, проведение работ, исключающих возможность распространения огня с лесных массивов на населенные пункты и в обратном направлении;

- проведение паспортизации населенных пунктов по вопросам готовности к пожароопасному периоду;

- проверку технического состояния источников наружного пожаротушения;

-проведение смотра техники муниципальной техники с целью проверки боеготовности и т.д.

В конечно итоге получается комплекс многочисленных задач, которые необходимо решать за счет местного бюджета. При этом консолидированные бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов Нижегородской области являются дотационными практически на 90%. Из 52 муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в 47  – местные бюджеты дотационны более чем на 50%.

Как следствие финансирование противопожарных мероприятий в большинстве поселений происходит по остаточному принципу. Если проанализировать местные бюджеты муниципальных районов и городских округов на предмет запланированных денежных средств на финансирование противопожарных мероприятий, то можно установить следующее: среднее значение данного показателя составляет 1,44%. И данный показатель варьируется в пределах от 4,94% до 0,22% в различных муниципальных районах и городских округах Нижегородской области.

Фиксированного показателя, единого для всех муниципальных районов и городских округов в данном направлении нет, также как нет регулирующего органа, устанавливающего пределы указанного показателя. Вернее, финансовые органы не заинтересованы в установлении стабильного, общего для всех муниципальных образований предела отчислений на выполнение противопожарных мероприятий.

Как следствие, анализ противопожарного состояния населенных пунктов Нижегородской области свидетельствует, что в 322 (8,4%) – нормативное время прибытия первых пожарных поздравлений превышает допустимые значения; 154 (3,2%) населенных пункта не обеспечены телефонной связью, 274 (5,6%) – не обеспечены исправным проездом в любое время года; в 193 (3,9%) – отсутствуют средства звукового оповещения населения о пожаре;  149 (4%) естественных водоемов не оборудованы площадками (пирсами) для установки пожарной техники; в 11 населенных пунктах с постоянно проживающим населением более 50 человек водоисточники для целей наружного пожаротушения отсутствуют.

В рамках проведения осенней проверки 2015 года источников наружного противопожарного водоснабжения Нижегородской области было установлено, что 411 (2% от общего количества проверенных) пожарных гидрантов, 133 (4%) пожарных водоемов и 82 (1%) естественных водоема не приспособлены (не исправны) для целей наружного пожаротушения, или не обеспечивают требуемый (нормативный) расход воды.

Одной из косвенных  причин складывающейся неудовлетворительной ситуации с обеспечением пожарной безопасности муниципальных образований является не равномерное распределения полномочий по решению местных вопросов, в том числе первичных мер пожарной безопасности,  между муниципальными районами и городскими, сельскими поселениями.

Так, для более эффективного решения вопросов в области пожарной безопасности часть полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений необходимо передать в муниципальные районы, а именно:

- разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

- разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных и контроль за его выполнением;

- создание и содержание муниципальной пожарной охраны.

Кроме того, отдельное внимание требует вопрос обеспечения  населенных пунктов водоисточниками для целей наружного пожаротушения. В статье 68  Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  изложены требования к источникам наружного противопожарного водоснабжения в поселениях и городских округах.

А вот обязанность по созданию (установки) водоисточников для целей наружного пожаротушения на органы местного самоуправления не возложена ни одним нормативным правовым актом.

Также следует отметить, что в статьях 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее 69-ФЗ) и статье 63 ФЗ-123 сложилось взаимное несоответствие правовых норм, регулирующих содержание и надлежащее обеспечение источников противопожарного водоснабжения.  Согласно статье 63 ФЗ-123 первичные меры включают в себя обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. Данное требование является общим для городских округов, городских и сельских поселений. В ФЗ-69 полномочия по реализации первичных мер более конкретизированы для городских и  сельских населенных пунктов. Так согласно статьи 19 данного закона создание в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного пожаротушения выполняется органами местного самоуправления только в сельских населенных пунктах и на прилегающим к ним территориях.  Вопрос: кто должен выполнять данное мероприятие в городских населенных пунктах? На территории Нижегородской области их насчитывается 61 населенный пункт.

Также проблемным вопросом является выполнение статьи 76 ФЗ-123, согласно которой дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут. При этом, в решении данного вопроса четкое разграничение и полномочий и ответственности органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов государственной власти отсутствует. В понятии первичных мер, прямой формулировки о том, что органы местного самоуправления должны создавать подразделения пожарной охраны для обеспечение нормативного времени прибытия пожарных подразделений также нет.

Следующая проблема состоит в смешении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В первичные меры входит в том числе обеспечение связи и оповещения населения.  При этом телефонные аппараты, установленные в населенных пунктах не находятся в собственности муниципальных образований, устанавливались оператором,  оказывающим универсальные услуги связи (на территории Нижегородской области ОАО Ростелеком). Оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором связи в сети общего пользования, на основании договора, заключенного Федеральным агентством связи по результатам конкурса и на основании решения Правительства Российской Федерации. Муниципальное образование не является организацией, обслуживающей телефонные аппараты, не является собственником средств связи, не финансирует содержание последних.

Ежегодно при проведении предупредительных мероприятий в рамках подготовки объектов и населенных пунктов к пожароопасному периоду, возникают конфликтные ситуации по обеспечению противопожарного расстояний от границ застройки населённых пунктов  до лесных массивов. Граждане застраивают земельные участки не соблюдая требований пожарной безопасности, в части противопожарных расстояний до лесных участков.  При этом органы местного самоуправления не контролируют процесс застройки гражданами. Аналогичная ситуация складывается застройке гражданами своих приусадебных участков, в результате которых получается так называемая «сплошная» застройка улиц, что в случае возникновения загорания приводит к развитию пожара на больших площадях. Как правило,  такая застройка производится хозяйственными постройками граждан, на которые не требуется получение разрешения на строительство, и происходит строительство в течении длительного времени. Согласно статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, городских округов, утверждение правил землепользования и застройки территорий. Отсутствие контроля за застройкой приусадебных участков  граждан со стороны органов местного самоуправления можно объяснить недостаточным количеством специалистов в штатах администраций по вопросам градостроительной деятельности (чтобы осуществлять постоянный мониторинг и пресекать нарушения на стадии начала строительства), а также сложившейся судебной практикой (жилые дома и строения проще зарегистрировать по решению суда, чем проходить процедуру согласования строительства данных объектов, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации).

На органах местного самоуправления городских округов и поселений возложена ответственность по очистке территорий населенных пунктов от сухой растительности, горючих отходов и мусора. В качестве проблемного вопроса в данном направлении следует отметить очистку от сухой растительности «бесхозных» участков граждан, наследники которых не вступают в права наследства и не оформляют их в собственность (соответственно не следят за их противопожарным состоянием). Аналогичные проблемные вопросы с не обрабатываемыми землями сельхозназначения. В законодательстве Российской Федерации не предусмотрены действенные штрафные санкции за использование данных земель не по назначению. Существующая пятикратная ставка налога по землям сельхозназначения не решает  данной проблемы и редко применяется.

Подводя итоги, необходимо отметить, что нормативная правовая база, регулирующая правоотношения в области обеспечения требований пожарной безопасности в муниципальных образованиях требует существенных изменений и дополнений для более эффективного решения имеющихся вопросов.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”
  3. Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”
  4. Анализ противопожарного состояния населенных пунктов Нижегородской области (по состоянию на 1.12.2015 года)
  5. Обстановка с пожарами и гибелью на них людей в Нижегородской области


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федотов Константин Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация