ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Широкова Анна Юрьевна1, Мирнова Марина Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет, студентка 1 курса магистратуры академии биологии и биотехнологии им.Д.И.Ивановского, учитель химии МБОУ Михайловской СОШ
2ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Статья посвящена изучению формирования предметных действий на уроках биологии на деятельностной основе. При построении урока биологии в 6 классе использовался конструктор уроков биологии издательства «Просвещение» и УМК «Сферы». В процессе исследования были разработаны уроки в конструкторе и инструктивные материалы по выполнению лабораторных работ реальных и виртуальных. Опыт применения данной технологии представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока на деятельностной основе. В результате данного эксперимента получен ценный педагогический опыт по работе с УМК «Сферы» и технологией конструктор уроков.

Ключевые слова: деятельностный подход, конструктор уроков биологии, обучение биологии, Предметные действия, УМК «Сферы».


STUDY OF FORMATION OF SUBJECT ACTIONS ON LESSONS OF BIOLOGY

Shirokova Anna Yurievna1, Smirnova Marina Nikolaevna2
1Southern Federal University, student of 1 course of a magistracy of Academy of biology and biotechnology.D.And.Ivanovo, a chemistry teacher in school
2Southern Federal University, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
Article is devoted to studying of formation of subject actions at biology lessons on an activity basis. At creation of a lesson of biology in the 6th class the designer of lessons of biology of Prosveshcheniye publishing house and UMK "Spheres" was used. In the course of research lessons in the designer and instructive materials on performance of laboratory works real and virtual were developed. Experience of application of this technology represents a novelty aspect in improvement of a modern lesson on an activity basis. As a result of this experiment valuable pedagogical experience on work with UMK "Spheres" and technology the designer of lessons is got.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Широкова А.Ю., Мирнова М.Н. Исследование формирования предметных действий на уроках биологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62117 (дата обращения: 29.03.2024).

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Цель нашего исследования – формирование предметных действий на уроках биологии на деятельностной основе.

Анализ литературы по проблеме формирования предметных действий  учащихся на уроках биологии показал, что система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней выделяют опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся.

Исследование проходило в Ростовской санаторной школе интернате №28, с учащимися 6 классов, обучающихся по учебнику Сухоруковой Л.Н. «Биология. Сферы». Результатом нашего исследования стали разработанные уроки биологии с учётом требования ФГОС, включающие лабораторные работы. При выполнении лабораторных работ важно было для обучающихся составить инструктивную карту с пошаговыми действиями. Для этого в инструкцию вносили задания построенные на деятельностной основе. Инструкция начиналась с внимательного прочтения название самой лабораторной работы и знакомство с ее целью; затем предлагалась инструкция по работе с теоретической частью работы, где при необходимости можно было обратиться к тексту соответствующего параграфа учебника; проверить наличие оборудования для проведения данной работы; изучить этапы выполнения работы и их последовательность. Рекомендации по выполнению лабораторной работы начинаются с осмысления пошаговых действий, и в конце работы при формулировании вывода есть особое указание – еще раз прочитать название лабораторной работы и ее цель. Затем учащиеся оформляли лабораторную работу в тетради.

Лабораторные работы планировали проводить в реальном режиме времени индивидуально каждым учащимся или парами,(рис.2), а виртуальные показывали на этапе обобщения и закрепления знаний (рис.1). Применение индивидуальных лабораторных работ на уроках биологии повысило заинтересованность учащихся при их выполнении, отслеживалась степень самостоятельности ученического труда, что в свою очередь способствовало развитию умений работать с источником знаний, а также формирование специальных и общеучебных умений и навыков[1].

При конструировании урока были учтены рекомендации по построению технологической карты, обозначены универсальные учебные действия (УУД) на каждом этапе, урок строился в соответствии с требованиями к современному уроку. В исследовании использовали “Конструктор урока биологии «Сферы»” издательства «Просвещение». Опыт применения данной технологии представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока на деятельностной основе. Конструктор применялся на уроках биологии в 6-8 классах, выбор классов связан с наличием разработанных конструкторов для основной школы издательство[2].

В эксперименте участвовало 20 обучающихся 6-х классов.

Разработанный алгоритм деятельности по применению технологии “Конструктор урока биологии” использовали при моделировании уроков биологии. Использовали обязательное обозначение основных разделов урока в конструкторе, в соответствии с планом урока собирали ресурсы для урока, дополняя их своими разработками и комментариями к каждому слайду. Их комбинация зависела от возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. Структурирование всех приемов в “Конструкторе” позволяло моделировать различные уроки для одной параллели. Конспект урока также создавали в оболочке конструктора и дополняли его своими материалами и комментариями[3].

В процессе исследования установлено, что учащиеся экспериментального класса получили навыки работы со схемами и рисунками,  выше уровень самостоятельности учащихся в овладении знаниями, лучше развиты навыки работы с источником информации, выполняют творческие задания. В результате данного эксперимента получен ценный педагогический опыт по работе с УМК «Сферы» конструктор уроков, который в дальнейшем планируется использовать в следующем учебном году в 7- 8 классах[4].

На первом этапе эксперимента были опрошены 20 учащихся 6-а класса . Анкетирование включало ответы на ряд вопросов. Так на один из вопросов: “Ваше отношение к уроку биология с использованием конструктора с мультимедийным приложением?” 60% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к такому уроку биологии и считают его увлекательным. 30% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение, у 10% учащихся отсутствует интерес к предмету, но не проявляется отрицательного отношения к такому уроку биологии и к предъявляемым требованиям учителя.

Была изучена успеваемость учащихся 6а класса по четвертям. Из представленных данных видно, что динамика качества обучения по четвертям возрастает . А также видно, что успеваемость тоже увеличивается . Таким образом, можно говорить о существенном влиянии новой формы обучения  на качество и успеваемость в обучении в 6-ом классе .

Анализируя оценки по четвертям, следует отметить, что ученики значительно повысили свой результат, в конце года у учащихся 6 класса, повысился уровень знаний по биологии. Увеличилось число учеников, имеющих оценки «4» и «5», уменьшилось число учеников имеющих оценку «3».

В процессе исследования выявлены средства, методы и организационные формы обучения, реализующие деятельностный подход. Урок  с использованием технологии конструктора уроков обеспечивает учителя информационным и методическим сопровождением, становится инструментом профессионального мастерства. В процессе эксперимента получены следующие результаты: организация процесса обучения биологии с информационным и методическим сопровождением, использование педагогических технологий способствует повышению уровня мотивации изучения биологии (96% учащихся 96% дали положительный ответ на вопрос, «нравится ли изучать предмет, 93% и 83%, проявили желание продолжать обучение биологии).  Повышение интереса к биологии привело к повышению качества знаний учащихся, при этом наблюдается позитивная динамика среднего показателя качества знаний учащихся экспериментального класса.

В результате данного эксперимента получен ценный педагогический опыт по работе с УМК «Сферы»  и технологией конструктор уроков, который в дальнейшем будет использован в следующем учебном году при обучении биологии в 7-8 классах.


Библиографический список
  1. Тихонова Н.П. Деятельностный подход в проведении лабораторных работ по биологии.Фестиваль педагогических идей.URL. http://festival.1september.ru/articles/103942/ (дата обращения 22. 12. 2015)
  2. Конструктор уроков. УМК “Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс.Сайт издательства «Просвещение». URL. http://www.spheres.ru/biology/about/171/2374/ (дата обращения 19. 12. 2015)
  3. Спирина Е.Б. Деятельностная модель урока биологии в условиях ФГОС: проектирование и анализ. URL .http://gigabaza.ru/doc/33018.html (дата обращения 22. 12. 2015)
  4. Данилов А. Как собрать занятие с конструктором уроков по физике и биологии.  Сайт издательства «Просвещение». URL .http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=28052 (дата обращения 20. 12. 2015)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Широкова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация