РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Костина Юлия Дмитриевна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Аннотация
Данная статья рассматривает актуальную проблему о использовании ИКТ в ДОУ. Раскрывает преимущества и недостатки при работе с детьми.

Ключевые слова: гигиенические требования, ИКТ, информационные технологии, мультимедия


DEVELOPMENT AND TRAINING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH USE OF MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Kostina Yulia Dmitrievna
Magnitogorsk state technical university of G. I. Nosov

Abstract
his article considers an actual problem about use of ICT in DOU. Opens advantages and shortcomings during the work with children.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Костина Ю.Д. Развитие и обучение детей дошкольного возраста с использованием средств информационных технологий // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/61819 (дата обращения: 19.04.2024).

Современный мир невозможно себе представить без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное образование не возможно представить без  информационных технологий ,поэтому  информационное пространство требует владения компьютером.

Поэтому важно начать обучение с использованием средств информационных технологий как можно раньше, не только в начальной школе, но и в дошкольном возрасте.

Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Использование современного компьютера позволяет  наиболее полно и качественно реализовать развитие способностей ребенка.  Действительно  ли  не обходимо использовать информационные технологии в воспитании ребенка?

Многие исследователи приводят доказательства, что знакомство с компьютером, дошкольника лучше осуществлять в форме компьютерной игры (ГорвицЮ.М., Леонтьева Л.А., Новоселова С.Л., Поддьяков H.H.). В исследования о развитии и обучении детей дошкольного возраста Венгера Л.А., показана необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка.[1]

Многие педагоги уверены, что информационные технологии могут помочь детям в получении необходимых компетентностей еще до того, как они пойдут в школу. Как указывают Сирадж-Блэтчфорд и Уайтбред (Siraj-Blatchford and Whitebread, 2003, p.19),

сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие развитие дошкольников, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей младшего возраста и пришли к таким выводам :

-новые технологии оказывают большое  влияние на жизнь детей;

-новые ИКТ доступны детям младшего возраста;

-родители порой не осознают, что их дети уже живут в мире ИКТ и  какого рода материал доходит до них через ИКТ;

- родители имеют разные возможности , чтобы  обеспечить своим детям необходимый для их развития  контекст и оказывать им поддержку не одинаковы;

-многие дети дома имеют больший доступ к новым ИКТ, чем в

образовательных учреждениях

-педагоги зачастую неуверенно пользуются ИКТ;

-уровень обеспечения ДОО инструментами ИКТ различенный  и очень  низкий;

-общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует [2].

В области дошкольного образования такие исследователи как Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др. высказывают свою точку зрения “за” и “против” ИКТ. Противники ИКТ приводят аргументы о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на здоровье детей. Сторонники ИКТ доказывают преимущество инновационного обучения и описываю пути снижения фактора негативного влияния компьютера на ребенка.

Информационные технологии вызывают у детей огромный интерес к знаниям и учебному процессу, а так же помогают всесторонне развиваться. Если говорить о физическом развитии, то у детей развивается мелкая моторика рук, работая с компьютерной мышкой, что касается познавательно-речевого развития, это отличный способ с помощью информационных технологий скорректировать нарушения, если таковые имеются. Дети получают и художественно-эстетическое развитие,  благодаря наглядным презентациям, дети ознакомиться в более доступной форме с произведениями искусства. Ну и конечно же ИТ несут огромную пользу в социально личностном становлении ребенка, так как помогает развить у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения, формируют основы безопасности и собственной жизнедеятельности.

Так как в будущем нам не обойтись без компьютерных технологий, необходимо соблюдать гигиенические требования: необходимо правильно организовать рабочие места: мебель должна соответствовать росту ребенка ,рабочее место должно быть хорошо освещено. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз. Важно, если у ребенка плохое зрение, чтобы он обязательно занимался в очках. За одним компьютером может заниматься только один ребенок, а работа с интерактивной доской рассчитана на группу. Вся работа должна контролироваться педагогом.

Итак, использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ позволяет улучшить качество подготовки детей к школе. Педагог должен организовать свою деятельность так, чтобы учебный материал был эмоциональный, яркий, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с ее современными возможностями. Информационные технологии позволят сделать процесс обучения и развития ребёнка эффективным, откроют новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Главное помнить, что живое общения педагога с ребёнком не заменить компьютерами и современными технологиями, какими бы совершенными они не были.


Библиографический список
  1. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с….” [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM]
  2. Ножаева Л.М. Комптютер для детей: за и против. [Источник:http://nlm.ucoz.ru/index/kompjuter_i_doshkolnik_za_i_protiv/0-4
  3. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  4. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : "Гелиос АРВ", 2000г.
  5. Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании»  // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19 - 22 мая 2015 года, г. Томск)  [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
  6. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
  7. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в
  8. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
  9. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
  10. Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О Использование современных информационных технологий в образовании. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономикиМатериалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н.. 2015. С. 208-212.
  11. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
  12. Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
  13. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  14. Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
  15. Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
  16. Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2005, – 197 с.
  17. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
  18. Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
  19. Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3.
  20. Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Есть ли у ежика хвостик, или некоторые размышления об ошибках и неточностях в современных учебниках информатики для начальной школы / Информатика и образование. 2009. № 4. С. 93-97
  21. Устинова Н.Н. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе / Начальная школа. 2011. № 1. С. 79-82.
  22. Чусавитина Г.Н. Изучение информационно-поисковых технологий Internet студентами педагогических специальностей университета / Г.Н. Чусавитина // Сборник Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании. – 2002. – С. 160-161.
  23. Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
  24. Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике: монография / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, – 2005. – с. 242


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Костина Юлия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация