ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Панченкова Мария Федоровна
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Аннотация
Данная статья посвящена актуальным проблемам методологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта. Автор дает определение профессионально-коммуникативной компетентности и обоснование методологических основ структурно-функциональной модели формирования данного качества.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-коммуникативная компетентность будущего специалиста железнодорожного транспорта, структурно-функциональная модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности


THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF LANGUAGE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS FOR RAILWAY TRANSPORT

Panchenkova Maria Feodorovna
Ural State University of Railway Transport
Senior Lecturer of the Foreign Languages and Intercultural Communication Department

Abstract
This article is devoted to topical methodological issues of professional and communicative competence formation for future specialists of railway transport. The author gives theoretical substantiation of methodological foundations of structural functional model of given quality.

Keywords: competence-based approach, professional and communicative competence of future specialists for railway transport, structural functional model of formation of professional and communicative competence


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панченкова М.Ф. Теоретико-методологические аспекты языковой подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57807 (дата обращения: 15.03.2024).

В свете идеологии Болонского процесса, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в связи с целостностью образовательного процесса и переходом к многоуровневой модели специалистов становится очевидным изменение образовательной парадигмы. В рамках новой парадигмы особое значение приобретают тенденции роста международных перевозок, вступление России в международное информационно-образовательное пространство, что диктует повышение требований к уровню профессионально-коммуникативного общения и к языковой подготовке будущих специалистов железнодорожного транспорта.

На сегодняшний день идет активный поиск способов описания результата  и мониторинга профессионального образования на основе применения компетентностного подхода. Декларируемый как отход от знаниевой модели образования, он ориентирован на формирование готовности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности.

Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений профессионального образования. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Усложняется и квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств [1].

Вслед за В.А. Болотовым и В.В. Сериковым, мы считаем, что компетентного человека, а тем более специалиста, не сформировать из простой суммы знаний и умений. Только в процессе создания собственного опыта происходит интеграция в содержании образования понятий, способов человеческой деятельности, творческого потенциала и опыта проявления личностной позиции, являющегося, в свою очередь, предметом рефлексии, исследования, оценки [2, с. 11-13].

Компетентностный подход, положительно зарекомендовавший себя на Западе и развивающийся в исследованиях отечественных ученых, требует развития и реализации на практике с учетом специфики функционирования отрасли железнодорожного транспорта, причем  в сочетании с другими методологическими подходами.

Для решения задачи совершенствования профессионально-коммуникативной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта нами была разработана модель, целью которой является формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов железнодорожных специальностей, выступающей как способность и готовность будущих специалистов решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности.

«Профессионально-коммуникативная компетентность будущего специалиста железнодорожного транспорта» в трактуется нами как личностная интегративная характеристика данного специалиста, выраженная в комбинации лингвистических и профессиональных знаний, коммуникативных умений и способностей, профессионально важных качеств специалиста, готовности их применения в профессиональной деятельности как на родном, так и на иностранном языках (в условиях межкультурного профессионального взаимодействия).

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов железнодорожного транспорта, их творческую самореализацию,  совершенствование их деятельности,  адекватную ориентацию во всех сферах общественной жизни. Соответственно, сформированность профессионально-коммуникативной компетентности выступает показателем профессионализма специалиста железнодорожного транспорта.

Учитывая особенности исследуемого феномена, а также опираясь на сложившиеся в методологии педагогики традиции, считаем целесообразным в качестве методологических оснований модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта выбрать помимо компетентностного системно-деятельностный и интегративно-контекстный подходы.

Использование системного подхода при проектировании модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта определяется стремлением соответствовать свойству системности как ключевому свойству объективной реальности (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.Н. Садовский, В.С. Тюхтин, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин и др.).

Применительно к нашему исследованию, изучение педагогического процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта предполагает:

1. Установление системообразующего фактора, представляющего собой явление, процесс, связь, образующие модель. К системообразующему фактору, исходя их сущности исследуемого процесса, мы относим цель – формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта.

2. Выявление составных компонентов и связей между ними. Компонент модели приобретает особое значение в том смысле, что он обладает способностью к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции. Системность объекта обеспечивают связи между компонентами и связи его другими объектами. Между компонентами модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта существуют  структурные связи.

3. Определение функций модели и презентацию ее структуры. Структура модели представляет собой специально организованную совокупность компонентов и связей между ними, обеспечивающих реализацию общей цели модели – формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта.

Итак, назначение системного подхода в нашем исследовании заключается в том, что он обеспечивает комплексное изучение процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта, дает возможность анализировать данный процесс как педагогическую систему и на ее основе определять морфологические и структурные признаки разрабатываемой модели.

Следующим подходом нашего исследования является деятельностный подход,  теоретические положения которого наиболее полно отражены в трудах таких ученых как Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Ф.Талызина, В.А. Беликов и др.

Деятельностный подход выбран нами в качестве теоретико-методологической стратегии реализации процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста железнодорожного транспорта. Применение деятельностного подхода в нашем исследовании позволит:

- рассмотреть особенности профессиональной деятельности будущих специалистов в области железнодорожного транспорта;

- определить характер деятельности преподавателя и студента в процессе профессионального обучения в целом и языковой подготовки в частности, направленных на формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта;

- выстроить процесс по формированию профессионально-коммуникативной компетентности в соответствии с компонентами деятельности будущих специалистов в процессе обучения.

Направленность на максимальный учет содержания и специфики профессиональной деятельности будущих специалистов железнодорожного транспорта и их отражении в проектируемой модели предопределили необходимость использования интегративно-контекстного подхода как еще одного методологического основания. Разработчиком контекстного подхода считается А.А. Вербицкий. Определенный вклад в разработку отдельных положений контекстного подхода внесли Н.Б. Лаврентьев, В.С. Леднев, Н.Н. Нечаев, В.А. Сластенин и др.

В контекстном обучении претерпевает изменение не только содержание изучаемых студентами научных дисциплин. Преобразования касаются предметных и личностных компетенций, которые подлежат формированию в процессе обучения. Главным источником таких изменений является будущая профессиональная деятельность. Представление о ней может быть получено из описания основных функций, проблем и задач, которые будущий специалист должен компетентно решать с использованием системы теоретических знаний.

Важным и ценным с этой точки зрения является то обстоятельство, что использование соответствующих систем проблемных ситуаций выстраивается своеобразная «сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности» [3, с. 36].

При интегративно-контекстном обучении решается проблема междисциплинарных связей посредством совмещения в едином учебном процессе предметно-технологической (обеспечивается содержанием ряда спецдисциплин) и иноязычной речевой (обеспечивается содержанием учебной дисциплины «Иностранный язык») деятельности будущих специалистов.

Итак, интегративно-контекстный подход применительно к проектированию модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта выступает практико-ориентированной основой и позволяет подчинить содержательные, процессуальные и организационно-педагогические средства формирования профессионально-коммуникативной компетентности именно интересам будущей профессиональной деятельности, обеспечив тем самым предпосылки для трансформации учебной деятельности студентов в профессиональную деятельность. С использованием системы задач, учебных проблем и ситуаций формируется ориентировочная основа осваиваемой студентами профессиональной деятельности.

Учитывая специфику профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта и опыт проектирования моделей, на основании системно-деятельностного, компетентностного и интегративно-контекстного подходов нами разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта. Особенностью данной модели является единство ее компонентов, отражающих вполне конкретные свойства и характеристики процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта. Профессионально-коммуникативная компетентность будущих специалистов железнодорожного транспорта выступает системообразующим элементом данной модели и одновременно ее ожидаемым результатом.


Библиографический список
  1. Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): автореф. дис. … д-ра пед. наук.М., 1997.
  2. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.2003.  №10.
  3. Вербицкий, А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Панченкова Мария Федоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация