ПРОБЛЕМА ВЫБОРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Лебедев Андрей Владимирович
Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации
аспирант

Аннотация
В данной статье предпринята попытка оценить зависимость успешной деятельности любого субъекта общественной и экономической деятельности от моральных установок общества. Выдвинут тезис о решающем значении способности сделать правильный выбор, в том числе нравственный, в условиях неопределенности и конфликта.

Ключевые слова: выбор, мораль, нравственность, общество, решение, специалист, ценности


THE PROBLEM OF A CHOICE AS A BASIS FOR THE SOCIETY FORMATION

Lebedev Andrey Vladimirovich
Moscow State Technical University of Civil Aviation
graduate student

Abstract
The Author tries to evaluate the dependence of social and economic subject successful activity and the society moral directions. The ability to do right choice including the moral choose is the most important in conditions of vagueness.

Keywords: choice, decision, merits, society, specialist


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедев А.В. Проблема выбора как основа формирования общества // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57385 (дата обращения: 25.03.2024).

Эволюция производственных отношений, совершенствование принципов управления, демократизация, распространение самостоятельности, пробуждение гражданской инициативы, осознание необходимости поиска и внедрения нового, креативность, а также беспощадная борьба с пережитками прошлого, – ко всем этим процессам необходимо было привыкать и осваивать после развала Советского Союза. Во время перехода к рыночной экономике были нужны люди, которые могли решить  задачи, поставленные новой социальной, политической  и экономической реальностью. В этих условиях нельзя было больше рассчитывать на государство, и успех того или иного производства зависел от умения руководства  принять правильное решение и эффективно его реализовать. Данное время характеризуется проблемой выбора. Не только или не столько экономического, сколько духовного.  Выбор является феноменом общественной жизни, в свете чего  особое значение приобретает нравственный аспект существования.

Формирование новых условий жизни заставили каждого работника по-новому взглянуть на цели своей деятельности и как личности, и как части организации. У человека (личности) эта цель состоит в том, чтобы за свой труд получить как можно больше материальных и моральных благ. У организации – получить максимально возможную прибыль для решения социальных задач своих работников и задач развития и совершенствования производства. Наличие данных целей ставит участников рынка перед необходимостью постоянно что-то выбирать. Будь то выбор учебного заведения, профессии, города проживания, места локализации производства, требований к персоналу и условий  оплаты труда. Каждый раз, выбирая тот или иной вариант, мы задаем характеристики для развития нашей реальности. Но каковы механизмы и мотивы нашего выбора? Всегда ли он обусловлен рациональным расчетом или чувственно-эмоцианальное начало берет верх?  Каковы критерии рациональности и каким идеалам должна служить конечная цель? Проблема принятия нравственно-рациональных решений в условиях различных конфликтов сформировала индивидуальное и общественное сознание. Сегодня мы имеем отсутствие у молодежи понимания как определиться с будущей профессией, и что важнее – высокий заработок или удовольствие от хорошо выполненной работы. Выбор в данном случае – это вид духовной деятельности.

Обратиться к событиям четверть вековой давности необходимо для того, чтобы понять почему сейчас страна такая и что за поколение сформировалось под влиянием данных процессов. Какие люди  формируют сейчас наше общество? Какие специалисты могут получиться из этих людей? Проблема выбора, поставленная перед российским обществом в конце прошлого века, остается весьма актуальной. Вектор, заданный тогда, во многом определил наше нынешнее положение. Из страны, где профессия инженера или тем более конструктора вызывала уважение, мы превратились в государство перекупщиков и специалистов с самой низкой производительностью труда.

Ценностно-ориентационная  составляющая, которая призвана формировать нацию, выступает в роли системы координат, на основе которой человек интерпретирует реальность и принимает решение о том или ином действии. В те моменты, когда ситуация представляется ему не стандартной и  определить манеру поведения сложно, внутри развивается конфликт, который может быть разрешен при помощи некой “шкалы” ценностных ориентаций, сложившейся из результатов принятия решений в прошлом и включающей весь духовный опыт субъекта. Градация этой «шкалы»  основывается на значимости ценностей, их престижности, степени одобрения окружающими, уровне эмоциональных затрат необходимых для действия. Исследование данной “шкалы” помогает субъекту определить свою цель и последовательность действий.  Если  в СССР, к примеру, была сильна пропаганда и идеология, в сознание молодежи закладывался патриотизм и любовь к родине, то сейчас не имеет значения твое отношение к стране, отношения человека с государством стоятся по наитию. Сильное государство  раньше представлялось невозможным без полной самоотдачи делу, без стахановских прорывов, теперь же оптимальным считается максимальный заработок с наименьшими трудозатратами. Конечно, движение вперед не возможно, если ничего не изменяется, но как заранее оценить итоги перемен?

Социально-экономические преграды невозможно преодолеть без разработки специального механизма, согласующегося с российскими реалиями.  Необходимо пробудить в человеке  тягу к самосовершенствованию и предоставить все возможности для его эволюции как профессионала и как личности. Стоит приложить все усилия, чтобы уже сейчас работам по изучению личностного фактора предавалось первоочередное значение. Общественный прогресс диктует необходимость сконцентрироваться на человеке — на повышении уровня его жизни, социального комфорта, всестороннем развитии личности.

Трудности морального выбора исследуется очень давно. Например, для философов Древней Греции решение проблемы нравственного выбора невозможно без определения степени человеческой свободы. Ставя целесообразность во главу угла, условия оптимального выбора выводятся из сопоставления собственных желаний человека и требований общества, которое вправе вменять ему ответственность по итогам принятых решений. Идеалистическое течение, в том числе Платон, отводят религии главенствующую роль в решении вопроса выбора, отрицая социальную основу морали [2, с.67].  Средневековые философы придерживались схожей позиции. По их мнению, лишь постигнувший божественное откровение, вправе рассуждать о нравственном выборе и судить кого-либо. Мыслители восемнадцатого столетия признавали в качестве основной движущей силы  человека личный интерес. Согласно Канту, основой для осуществления выбора должен служить так называемый моральный долг. Нравственным может считаться только поступок во имя долга, а не ради успеха, удовольствия или счастья. Отвечая на вопрос, как же совместить личную выгоду и добродетель, Кант напоминает о трех постулатах, при которых добродетель не останется без награды: Бог существует; воля свободна; душа бессмертна [2, с.174]. Недоказуемость данных утверждений переносит рассуждения о выборе из области эмпиризма в область веры. Но интересной является позиция Гераклита. Его Вселенная – это не просто единство, спокойствие и гармония, а их борьба. «Следует знать, что война всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости [1, с.276]. Может очередной виток исторического сознания и многих наших современников привел к идеям Гераклита. В оплоте советской  идеологии – марксистской философии проблема  морального выбора раскрывается в положении В.И.Ленина о том, что лишь поступки конкретного человека говорят о его истинных намерениях. В подтверждение этому он пишет: ” а так как речь идет об общественных “помыслах и чувствах”, то следует добавить еще: общественные действия личностей, т.е. социальные факты”[3, с.423].

Выбор является ситуационной категорией и зависит, с одной стороны, от конкретных обстоятельств, а с другой, – ценностных ориентаций личности. Результатом выбора должен стать поступок, оптимально удовлетворяющий внутренним запросам индивида, его моральным устоям и требованиям общества/среды. Представления о рациональном/наилучшем еще в античности служили критериями общественной жизни. Позже данное положение претерпевает изменения в сторону стремления к лучшему, к идеалу.  В поисках трактовки идеального существования общества мыслители приходят к абсолютно разным теориям. Одной из наиболее интересных  можно считать учение о монадах Г.В. Лейбница. Немецкий философ исходит из того, что внутренний порядок и гармония всего мира исходят от Бога. Всё сущее состоит из множества мельчайших неделимых духовных субстанций – монад, которые определяют природу человека и постижимы разумом. Правильный выбор способен сделать тот, кто познал эти божественные частички в себе [2,  с.134].

Сложности с принятием решений чаще всего связаны с неизвестностью, внутренними противоречиями личности и риском. В то же время сознательно идущий на риск индивид не уходит от неизвестности, добавляя ко всему прочему проблему ответственности и другие нравственные вопросы. Рациональный выбор связан с тремя видами риска. Во-первых, под угрозу ставится успешный результат всего предприятия, во-вторых, собственное существование, в-третьих, проблемы могут возникнуть у сторонних участников конфликта. С каждым видом риска связан конкретный тип ответственности.

Таким образом, весь жизненный путь человека сопряжен с выбором, ответственностью и последствиями принятых решений. В свою очередь выбор может быть осознанным и бессознательным; ответственность представляться не в том виде, в котором индивид готов ее взять, а последствия во многих случаях вообще невозможно оценить. Так или иначе, мы вынуждены взаимодействовать с объектами окружающего мира и с самими собой. От уровня осознанности и рациональности наших действий зависит «идеалистичность» нашего общества. Для совершенствования процессов, протекающих при соприкосновении интересов личностей, было необходимо сформулировать некоторые принципы влияния рационального выбора на духовную составляющую сознания людей. Например, один из важнейших компонентов личностного “Я” – мировоззрение формируется благодаря практической и духовной деятельности, как самого человека, так и общества в целом. Раньше же принято было считать, что только  получение конкретных академических знаний, описывающих общую картину мира, выполняет эту функцию.

Обобщив все сказанное выше, мы приходим к выводу, что существуют некие типовые  черты личности, получаемые из опыта принятия решений. Они включают в себя такие характерные особенности человека, как моральная устойчивость и неустойчивость, общественная сознательность и безразличие, нравственная активность и пассивность, моральная эволюция и деградация. То есть для морально-нравственного оздоровления общества и как итога роста профессионализма необходимы совершенно новые условия, которые делали  бы невозможным формирование регрессивных черт личности и способствовали развитию «духовных навыков», столь востребованных современным обществом.

В качестве практической пользы рассмотрения проблемы выбора и сопряженных с ней морально-этических конфликтов можно принять следующие тезисы:

1.Анализируя конфликты (производственные, личностные, столкновение политических и экономических интересов) и характер их протекания, становится возможным выявить противоречия, вызвавшие их и своевременно принять меры для урегулирования разногласий.

2. Конфликты показывают границы, к которым подошло общество (коллектив) в рамках существующих норм поведения. Кроме того, возникновение конфликтов и их разрешение способствует формированию новых форм поведения, определению новых горизонтов

3. Они могут приводить к изменениям не только сознания отдельных личностей, участвующих в них, но и морально-психологического климата всего коллектива. Это можно определить как воспитательную функцию конфликтов.

4. В условиях неопределенности выбора могут вырабатываться новые стратегии поведения.


Библиографический список
  1. Антология мировой философии. Т.1.Ч.1.М.: Мысль, 1969.
  2. Философия под. ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. Москва, 2010.
  3. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. В.И.Ленин. Полн. собр. соч.- T.I.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Andrews»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация