ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Баженова Наталья Геннадьевна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается влияние участия студентов в общественных организациях на психологические характеристики личности. Была использована разработанная Е.Ю.Мандриковой методика для количественной оценки склонности к самоорганизации. Показано, что наличие опыта работы в молодежных организациях дает более высокие результаты по всем показателям характеристики самоорганизации личности студента.

Ключевые слова: личность, молодежные объединения, самоорганизация


RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL FEATURES FOR SELF-ORGANIZATION OF INDIVIDUAL STUDENTS

Bazhenova Natalia Gennadievna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article examines the impact of student participation in public organizations on the psychological characteristics of personality. Used was developed by E. Yu. Mandlikova methods for quantifying the propensity to self-organization. Demonstrated experience in youth organizations gives better results on all indicators of the characteristics of self-organization of the individual student.

Keywords: person, self-organization, student, youth organization


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баженова Н.Г. Исследование психологических особенностей самоорганизации личности студентов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/56836 (дата обращения: 23.04.2024).

Одним из важных качеств современного специалиста является его склонность к самоорганизации. Эффективность его деятельности во многом зависит от  того, как он ориентируется на свои внутренние принципы, создает самостоятельно условия для ее оптимизации. Склонность индивидуума к самоорганизации можно рассматривать в качестве важной составляющей личностного потенциала, который позволяет ему противостоять нежелательным изменениям в окружающем мире [1].

Проблемами изучения самоорганизации личности занимались различные ученые. С.А.Богомаз рассматривал типологические особенности самоорганизации деятельности [2]. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов изучали С.С.Котова и О.Н.Шахматова [3]. Е.Ю.Нос выделяла способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия [4]. А.Д.Ишков и др. показали, что существуют компоненты в студенческой самоорганизации: сила воли и планирования, целеполагание, анализ условий и самоконтроль [5]. С.А.Богомаз и О.В.Каракулова считают, что высокий личностный потенциал человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности  деятельности [6]. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности рассмотрела Е. К.Веселова [7]. Вопросы психологической диагностики здоровья личности изучали Е.Ю.Коржова, М.Я.Дворецкая  [8].

Изучение психологических способностей  к самоорганизации является одной из важных задач при планировании воспитательной деятельности в университете. Поэтому в апреле 2015 г. был проведен пилотный эксперимент в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема.

Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов количественной оценки склонности к самоорганизации является «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД),  разработанный Е.Ю.Мандриковой [9].  В структуру этого опросника входит шесть шкал:

  • «Планомерность» – степень вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам;
  • «Целеустремленность» – способность личности сконцентрироваться на цели;
  • «Настойчивость» – склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности;
  • «Фиксация» – склонность личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени;
  • «Самоорганизация» – склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности;
  • «Ориентация на настоящее» – временная ориентация на настоящее.

Высокий общий суммарный балл по методике Е.Ю.Мандриковой характеризует человека, которому свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, проявляя волевые качества личности.

Для сбора результатов анкетирования создавался опросник [10] на сайте сервера опросов [11]. Для удобства перехода на страницу опроса была выделена специализированная страница на официальном сайте университета opros.pgusa.ru. Сервер опросов [11] позволяет выгружать полученные данные в распространенном формате xls, которые в дальнейшем были последовательно обработаны в средах MS Excel и SPSS [12, 13].

В исследовании приняло участие 175 студентов разных курсов и направлений Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема (представителей мужского пола – 61, женского 114).

С помощью критерия Колмогорова-Смирнова была определена принадлежность результатов к нормальному распределению (если асимптотическая значимость больше 0.05, то распределение является нормальным)  (табл.1).

Таблица 1 – Результаты определения вида распределения данных

Психологические характеристики самоорганизации

личности

Асимптотическая значимость (двусторонняя) Принадлежность к  нормальному распределению
Планомерность 0,326 Да
Целеустремленность 0,0001 Нет
Настойчивость 0,457 Да
Фиксация 0,138 Да
Самоорганизация 0,66 Да
Ориентация на настоящее 0,03 Нет
Общий суммарный балл 0,153 Да

В результате обработки данных с помощью SPSS были получены данные, приведенные в табл.2.

Таблица 2 – Психологические характеристики самоорганизации личности для студентов

Психологические характеристики самоорганизации

личности

Среднее

Стд. отклонение

Минимум

Максимум

Планомерность

16,31

6,802

4

28

Целеустремленность

32,66

8,898

6

42

Настойчивость

23,59

6,018

9

36

Фиксация

21,14

5,557

6

33

Самоорганизация

9,41

4,476

3

21

Ориентация на настоящее

8,40

3,341

2

14

Общий суммарный балл

110,71

20,832

52

157

Сравним полученные данные со средними показателями [14]. По планомерности – студенты в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей. По целеустремленности студенты достаточно хорошо видят и понимают свои цели, способны достигать их.  По настойчивости респонденты в среднем характеризуются как организованные люди, способные усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело. По фиксации – исполнительные и обязательные, стремящиеся всеми возможными способами завершить начатое дело. По самоорганизации  респонденты при планировании своего рабочего и личного времени полагаются на свою природную организованность. По параметру «Ориентация на настоящее» студенты способны видеть и ценить свое психологическое прошлое и будущее. В общем, респонденты способны сочетать структурированный подход к организации времени своей жизни со спонтанностью и гибкостью, умеют ценить все составляющие психологического времени и извлекать для себя ценный опыт из многоплановости своей жизни.

В ходе эксперимента также фиксировались студенты, принимающие участие в общественных молодежных организациях (98 – кол-во участвующих в организациях, 77  – кол-во не участвующих в организациях). Так как не все данные имеют нормальное распределение (табл.1) для однообразия был выбран непараметрический U-критерий Манна-Уитни, с помощью которого была проверена статистическая различимость результатов опроса (табл.3). Данные статистически различимы, если  асимптотическая значимость (двусторонняя) меньше 0,05.

Таблица 3 – Результаты проверки на статистическую различимость

Психологические характеристики самоорганизации

личности

Асимптотическая значимость (двусторонняя) (p) Статистическая различимость
(
p < 0,05)
Планомерность 0,045 Да
Целеустремленность 0,024 Да
Настойчивость 0,0001 Да
Фиксация 0,011 Да
Самоорганизация 0,042 Да
Ориентация на настоящее 0,040 Да
Общий суммарный балл 0,045 Да

По данным табл.3 можно заметить, что все результаты статистически различимы и их можно будет сравнивать и интерпретировать.

Рассмотрим результаты исследованных выборок по психологическим характеристикам самоорганизации деятельности (табл. 4).

Таблица 4 – Психологические характеристики самоорганизации деятельности в двух выборках студентов

Психологические характеристики самоорганизации

личности

Студенты, участвующие в общественных организациях,
N=98

Студенты, не участвующие в общественных организациях,
N=77

Уровень статистической значимости различий по U-критерию Манна-Уитни

Среднее

Стд. отклонение

Среднее

Стд. отклонение

Планомерность

17,04

6,252

15,38

7,379

P<0,05

Целеустремленность

34,23

7,397

30,66

10,208

P<0,05

Настойчивость

25,36

6,069

21,34

5,172

P<0,05

Фиксация

22,06

5,449

19,96

5,505

P<0,05

Самоорганизация

9,84

3,932

8,86

5,059

P<0,05

Ориентация на настоящее

7,94

3,475

8,99

3,084

P<0,05

Общий суммарный балл

113,77

18,323

106,83

23,190

P<0,05

Отметим, что по всем показателям методики Е.Ю.Мандриковой, включая итоговый показатель, между группами были выявлены достоверные различия на высоком уровне значимости (p<0,05 по всем показателям). Студенты, участвующие в молодежных объединениях, по показателям планомерности, целеустремленности, настойчивости, фиксации, самоорганизации, ориентации на настоящее, а также по самоорганизации деятельности в целом, имеют более высокие показатели, чем студенты, не участвующие в самоуправлении. Данные показатели отражают различные стороны психологического времени личности, как времени жизни, так и особенностей его структурирования. По данным настоящего исследования, студенты, участвующие в самоуправлении, более успешны в структурировании своего времени, более целеустремленны, настойчивы в достижении своих целей, лучше планируют свое время, в меньшей степени ориентированы на настоящее и, видимо, больше думают о своих планах на будущее. То есть студенты, участвующие в общественных организациях более активны и успешны в плане организации собственной деятельности.

Таким образом, в деятельности управления по внеучебной работе вуза требуется ориентироваться на уже имеющих опыт участия в общественных организациях студентов [15-20]. Они самоорганизуются, активно включаются в такой процесс и с их помощью можно успешно реализовывать различные планы.


Библиографический список
  1. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала// Психологическая диагностика. 2007. №1. С. 8-31.
  2. Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 163-166.
  3. Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.
  4. Нос Е. Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия // Сибирский психологический журнал. 2009. №. 34. С. 106-108.
  5. Ishkov A.D., Miloradova N.G., Chernyshev A.Y. The Features of Students’ Self-organization Structure, who Study «MBA in Construction» Program //Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 171. С. 765-770.
  6. Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. 2010. №37. С. 48–51.
  7. Веселова Е. К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности // Научное мнение. 2013. № 6. С. 168-173.
  8. Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.
  9. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59-83.
  10. ОПРОСНИК ОСД. URL: http://simpoll.ru/run/survey/bd2986d0
  11. Сервис опросов. URL: http://simpoll.ru/
  12. Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.
  13. Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Применение программной среды SPSS для исследования данных психологических методик // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5446 (дата обращения: 14.07.2015).
  14. Тайм менеджмент. Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Психодиагностика управления временем. URL: http://psycabi.net/testy/590-tajm-menedzhment-test-oprosnik-samoorganizatsii-deyatelnosti-osd-psikhodiagnostika-upravleniya-vremenem
  15. Баженова Н.Г. Орган студенческого самоуправления: организация или самоорганизация? // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 67-72.
  16. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
  17. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.
  18. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
  19. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 94-97.
  20. Баженова Н.Г. Самоорганизация и студенческое самоуправление в университете в социологическом измерении // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 5. С. 129-139.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация