ПОИСК ПУТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОЧЕТАНИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Нефёдов Олег Владимирович
Филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске Ставропольского края
старший преподаватель кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

Аннотация
Переход российских учреждений высшего образования на новую модель учебного процесса подготовки бакалавров и магистров требует обновления средств обучения, основным из которых является учебник. Внедрение компьютера и новых образовательных технологий дает возможность создать обширный справочный и иллюстративный материал. Электронный учебник позволяет перейти на качественно новый уровень обмена информацией, обеспечивая высокий уровень познавательной деятельности студентов. Однако, оптимальный результат может быть достигнут при интегрированном использовании электронных и традиционных учебников и учебных пособий.

Ключевые слова: инновационные средства обучения, интерактивный подход, мультимедийные технологии, неязыковые вузы, обучение иностранному языку, Электронный учебник


SEARCH FOR WAYS OF DEVELOPING MODERN FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK COMBINING TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES

Nefyodov Oleg Vladimirovich
Branch VPO "Russian Economic University. G.V. Plekhanov "in Pyatigorsk, Stavropol Territory
senior lecturer, Department of natural sciences and the humanities

Abstract
The transition of Russian higher education institutions to a new model of educational process of bachelor's and master's degrees require renewal of learning tools, the main of which is a textbook. Implementation of computers and new educational technologies makes it possible to create extensive referential and illustrative material. Electronic textbooks allow to pass to a new level of information transfer, providing a high level of cognitive activity of students. However, optimum results can be achieved by integrating electronic and traditional teaching materials.

Keywords: electronic textbooks, innovative learning tools, interactive approach, multimedia technologies, teaching foreign languages


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нефёдов О.В. Поиск путей построения современного учебника по иностранному языку в сочетании традиционных и инновационных подходов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56785 (дата обращения: 10.04.2024).

Развитие международных контактов в настоящее время вызвало необходимость воплощения новой языковой политики, необходимой для реализации нововведений в различных сферах экономики, науки и техники, при взаимодействии с зарубежными партнерами на семинарах, конференциях, симпозиумах и конгрессах, при приеме зарубежных специалистов, организации совместных предприятий и во время профессиональной деятельности отечественных специалистов за рубежом.         Эффективность подобной совместной деятельности отечественных и зарубежных специалистов зависит от профессиональной подготовки студентов в неязыковом вузе, в том числе от их подготовки к иноязычной коммуникации.

Поэтому студенты должны быть готовы осуществлять квалифицированную информационную и творческую иноязычную деятельность в различных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной и научной работы и др. Специфика такой подготовки заключается в обучении студентов использовать английский язык не только в профессиональной (производственной и научной) деятельности, но и для удовлетворения познавательных интересов, реализации личных контактов и дальнейшего самообразования и самосовершенствования. Для этого необходимо разработать соответствующие средства обучения, основным из которых является учебник.

Нельзя отрицать факт появления в последнее время множества электронных учебников и, в частности для студентов экономических вузов. Нет сомнения в том, что внедрение компьютера и новых образовательных технологий, основу которых составляют электронные средства обработки и передачи информации в учебный процесс, дает возможность создать общирный справочный и иллюстративный материал в виде текста, графики, анимации, звуковых и видеоэлементов.  Утверждается, что интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала (А.А. Маркина, М.В. Озерова, В.В. Савиных, Е.А. Феоктистова и др.).

По мнению авторов, электронный учебник позволяет перейти на принципиально иной уровень передачи информации, при этом меняются традиционная роль и место преподавателя в образовательном процессе. Являясь достаточно продуктивным средством обучения, электронный учебник обеспечивает высокий уровень учебно-познавательной деятельности студентов, позволяет повысить качество обучения, а также предоставляет большие возможности для решения различных педагогических и дидактических задач.

Учебник должен основываться на современной методической концепции; предоставлять возможность преподавателям проявлять свое творчество и стимулировать творчество обучающихся, учитывать их познавательные интересы; обеспечивать соизучение языков и культур; содержать аутентичные материалы, отражающие культуру народа-носителя языка, а также средства, обучающие умению представлять свою собственную культуру в межкультурном общении; обеспечивать деятельностный, проблемный характер обучения, акцентируя внимание на интерактивном характере работы; учитывать фоновые, межпредметные знания обучающихся, их прошлый опыт и родной язык; способствовать созданию мотивов учения, что в свою очередь приводит к повышению результативности обучения

К достоинствам электронных учебников А.А. Маркина относит мобильность, доступность благодаря развитию компьютерных сетей, адекватность уровню развития современных научных знаний, постоянное обновление информационного материала, практически мгновенную обратную связь, возможность быстрого поиска необходимой информации, экономию времени при обращениях к гипертекстовым объяснениям, возможность проведения интерактивного моделирования, интерактивную систему самопроверки. Особенно автор отмечает возможность обеспечения электронными учебниками эмоционального комфорта обучающегося исходя из его индивидуального темпа усвоения учебного материала, характера его восприятия, осмысления, отсутствия боязни допустить ошибку при выполнении заданий [3].

Среди наиболее значимых параметров оценки учебника иностранного языка, выделенных М.В.Якушевым, мы считаем важным отметить следующие:

- предусмотрение оптимальных условий для самостоятельной работы;

- ситуативный контекст упражнений, рациональное сочетание языковой и коммуникативной практики;

- использование разнообразных видов аутентичных текстов;

- сравнение и сопоставление материалов, отражающих изучаемые культуры;

- оформление учебника: использование разнообразного иллюстративного материала, способствующего повышению мотивации обучаемых;

- функциональный подход к организации языкового и речевого материала.

- циклическая/концентрическая организация материала [5].

Нельзя не согласиться с тем, что иноязычная коммуникативная компетенция, на которую ориентирован процесс обучения иностранному языку, нуждается в основательной языковой базе. Как показывает опыт работы, на овладение обучающимися языковой компетенцией, особенно в неязыковом вузе, затрачивается около трети учебного времени. В связи с чем, применение программ, направленных на оптимизацию этого процесса, вполне оправдано [2].

Электронные учебные пособия во многом активизируют учебный процесс. К преимуществам использования электронных учебников можно отнести: повышение мотивации, активную позицию студента, осознанность и самостоятельность обучения, самоконтроль, вариативность, активность мышления, алгоритмизацию операций, интерактивную связь с различными образовательными ресурсами (электронные библиотеки, словари, энциклопедии), информационную насыщенность, высокую степень наглядности, гибкость методики обучения (индивидуализация обучения, быстрая обратная связь), экономию времени при проведении занятий, развитие компьютерной грамотности студентов и преподавателя.

Несмотря на то, что электронный учебник вообще и учебник по обучению иностранному языку в частности, является инновационным средством обучения, он не может заменить преподавателя и живое иноязычное общение на занятии. В истории отечественного образования очень часто прослеживается тенденция увлечения инновациями при одновременном неоправданном пренебрежении традициями. Предлагая инновационные средства обучения, следует ставить вопрос о качестве вносимых инноваций и о результатах обучения с их использованием.

По нашему мнению, у электронных учебников есть определенные недостатки. Прежде всего, недостаточно хорошее владение компьютером некоторыми студентами, затрата временных и материальных ресурсов на подготовительном этапе. Кроме того, и это является основным недостатком -  невозможность организовать устное живое иноязычное общение студентов на занятии, невозможность обучения всем видам речевой деятельности, односторонность некоторых электронных учебных пособий и, что немало важно, вред для зрения, потеря времени на подготовку (установку, запуск, смену программного обеспечения).

Но и полностью отрицать возможности мультимедийных технологий нельзя. Очевидно, что оптимальный результат в обучении иностранным языкам может быть достигнут при интегрированном использовании электронных и традиционных учебников и учебных пособий. Электронный учебник может быть использован как дополнительное средство к базовому учебнику или как средство для самостоятельной работы.

По нашему мнению, эффективным может быть интегрированный интерактивный учебник на бумажном и электронном носителях. Если говорить о студентах вуза экономического профиля, то такой комплекс нужно строить, учитывая межпредметные связи и языковую подготовку студентов. Для того чтобы вывести студентов на уровень владения английским языком, позволяющий им продолжать учебу в европейских вузах или по окончании вуза участвовать в обсуждении экономических проблем на международных семинарах, конференциях, вести иноязычное общение при приеме зарубежных специалистов, создании совместных предприятий, а также во время профессиональной деятельности за рубежом, интегрированный учебник должен строиться на принципах интерактивного подхода.

Известно, что интерактивный подход к обучению воплощает концептуальную идею структурирования и развития образовательного пространства на основе эмоционально-синергетической парадигмы, использующей в качестве основной своей категории взаимодействие и многообразные отношения всех субъектов образовательного процесса. Эмоционально-синергетическая парадигма представляет собой интерактивный процесс обучения, в котором каждый обучающийся взаимодействует с тремя источниками получения учебной информации: с преподавателем, базой данных (по предмету или учебной дисциплине) и коллегами по группе [1].

Целесообразно трактовать интерактивный подход к обучению иностранным языкам как активное взаимодействие всех участников учебного процесса, при котором происходит взаимообогащающий обмен аутентичной профессионально значимой информацией на иностранном языке и приобретение умений профессионального общения. Практика показывает, что интерактивный подход к обучению иноязычной коммуникативной компетенции наиболее приемлем в профессионально ориентированном обучении, т.к. изучение иностранного языка в неязыковом вузе представляет собой этап в практическом овладении языком, специфику которого определяет характер последующей профессиональной деятельности, например, в сфере мировой экономики.

Одной из характерных черт интерактивного подхода является взаимодействие студентов с предметом деятельности и взаимодействие видов деятельности друг с другом в процессе интерактивного обучения.    Представляется важным, на наш взгляд, использовать целостный, комплексный подход к проблеме взаимодействия (интеракции) в процессе обучения профессионально-ориентированной иноязычной речевой деятельности студентов. Комплексное обучение иноязычной профессионально-ориентированной деятельности в контексте интерактивного подхода требует не только взаимосвязи, но и взаиморазвития всех видов речевой деятельности, их переплетенности, особенно при решении профессиональных задач в иноязычной коммуникации [4].

Это еще раз подчеркивает важность того, что интерактивность следует понимать не только как взаимодействие участников профессионального общения между собой, но и как их взаимодействие с предметом (содержанием) этого общения, выступающим в виде интерактивного текста устного или письменного. Деятельность по обработке (понимание, осознание, присвоение, оценивание и т. д.) интерактивного текста служит ориентировочной основой для другой деятельности и становится структурным компонентом других видов деятельности (продуктивная деятельность, позволяющая переводить смысл исходного текста в любую другую форму его воспроизведения: монолог, диалог, полилог, аудиовизуализация).

Результаты проводимых нами теоретических и эмпирических исследований приводят к выводу о том, что учебник нового поколения для студентов неязыковых вузов должен включать базовую часть и вариативную часть, разработанную на электронном носителе. В содержание учебника должны быть включены материалы, отражающие прагматические интересы современного студента.

Одним из необходимых условий эффективности интерактивного интегрированного учебного пособия на бумажном и электронном носителях является целенаправленный отбор, организация аутентичного материала и разработка структуры с включением мультимедийных технологий. Таким образом, учебник нового поколения как основное средство обучения иностранным языкам должен иметь ресурс для обучения студентов иноязычной коммуникативной компетенции достаточного уровня, позволяющего им как будущим высококвалифицированным специалистам участвовать в процессах международной экономики.

 


Библиографический список
  1. Боголюбов, В. И. Технологизация образования: теория и опыт // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 18–31.
  2. Карандина, С.И. Актуальные проблемы организации обучения английскому языку с применением ИТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict.edu.ru (дата обращения: 14.03.2015).
  3. Маркина, А.А Педагогические возможности электронного учебника в контексте профессионально-личностного саморазвития студентов [Электронный ресурс]. URL:  http://ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-26.html (дата обращения: 24.07.2015).
  4. Мосина, М.А. Реализация интерактивного подхода в комплексном обучении профессионально-ориентированной иноязычной речевой деятельности // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 1/2(62). С.128-134.
  5. Якушев, М.В. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 16-23.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нефёдов Олег Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация