ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЯ ОБМЕНА ЭЛЕКТРОННЫМИ СООБЩЕНИЯМИ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ищенко Даниил Викторович
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС)
Студент кафедры информационных технологий и систем

Аннотация
В данной статье рассматривается процесс внедрения программного модуля, предназначенного для передачи электронных сообщений (ЭС) унифицированного формата. Автор объясняет необходимость создания модуля обмена ЭС как альтернативы существующему модулю обмена сообщениями формата SWIFT. Далее следует описание хронологии внедрения готового программного решения на примере корпоративной информационной системы, используемой на одном из акционерных коммерческих банков региона страны. В конце автор рассказывает о дальнейших перспективах развития модуля.

Ключевые слова: автоматизированная банковская система, банк, внедрение, информационная система, обмен, программный модуль, УФЭБС, электронные сообщения


AN INTRODUCTION OF THE ELECTRONIC MESSAGING MODULE FOR COMMERCIAL ORGANIZATION

Ischenko Daniil Victorovich
Vladivostok State University of Economics and Services ( VSUES )
Student, Department of Information Technology and Systems

Abstract
An article discusses the process of implementing a software module for transmitting electronic messages (EM), formed with unified format. An author explains the necessity of the message-exchanging module, which would become an alternative to existing message-exchanging module working with a SWIFT messages. Author describes the chronology of introduction of the finished software solutions on a corporate information system used at one of the biggest joint-stock commercial banks of the region. At the end author talks about the forthcoming features and updates, which can happen with the message exchanging module.

Keywords: a corporative information system, bank, electronic messages, implementation, software module, SWIFT, unified format of the electronic banking messaging (UFEBM)


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ищенко Д.В. Внедрение модуля обмена электронными сообщениями для коммерческой организации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56769 (дата обращения: 28.03.2024).

Богданова Ольга Борисовна (научный руководитель)

ВГУЭС

Старший преподаватель кафедры информационных технологий и систем, руководитель отделения заочного и вечернего обучения

Условия современной политической обстановки как в России, так и в Мире, могут оказать существенное влияние на многие сферы деятельности человечества. Бывают случаи, когда спад ее стабильности может привести к изменениям в сфере информационных технологий. А в частности, к изменениям в структуре корпоративных информационных систем (ИС), используемых с целью автоматизации деятельности финансовых организаций.

Под нестабильной политической обстановкой подразумевается ниспадающая на протяжении последнего года угроза введения странами Запада экономических санкций против Российской Федерации. Информация в возможном вводе санкций, направленных на скорое отключение Российской Федерации от международной межбанковской системы передачи информационных сообщений SWIFT [1], была распространены такими российскими интернет-изданиями «банки.рф» и «TheVillage», что посеяло панику среди специалистов финансовой области и заставило руководство центрального банка принять меры к внедрению собственной системы передачи сообщений. Такая система аналогично системе SWIFT, могла бы передавать финансовые, распорядительные и прочие документы в виде файлов, оформленных по единому общепринятому стандарту.

Система передачи электронных сообщений (ЭС) представляет собой свод общегосударственных стандартов и требований по оформлению ЭС, которые оговаривают их содержание и структуру [2]: набор тегов, порядок передачи документов, их особенности и характеристики и пр. Сами же ЭС представляют собой текстовые файлы формата xml, содержащие информацию о каком либо документе (или нескольких документах), текст которых состоит из заголовка, основы и хвостовика. В качестве участников системы чаще всего выступают центр обработки сообщений (ЦОС) Банка РФ и кредитные организации, включенные в список пользователей системы. Задача первых – обеспечить прием, дешифровку, проверку и передачу входящих ЭС между кредитными организациями в соответствии с регламентом унифицированных форматов электронных банковских сообщений (УФЭБС). Задача вторых – обеспечить возможность приема и дешифровки входящих сообщений со стороны ЦОС, а также возможности формирования и отправки исходящих сообщений. Опять же, с соблюдением всех требований по их оформлению.

Иными словами, задачей минимум для кредитных организаций России является создание и внедрение дополнения к уже используемой в данный момент ИС (либо создание отдельного приложения для этой цели), которое бы принимало и дешифровало входящие файлы xml со стороны ЦОС, а также формировало исходящие файлы ЭС с их последующей отправкой.

Руководством департамента информационных банковских технологий (ДИБТ) коммерческой организации было принято решение о внедрении программного модуля для автоматизации выполнения данных задач в уже используемую на предприятии автоматизированную банковскую систему (АБС) коммерческой организации [3], предназначенную для автоматизации работы со счетами юридических лиц. Данная система базируется на популярной платформе Oracle 10g и имеет модульную структуру, что дает возможность в дальнейшем расширять и дополнять ее функционал. А значит, процесс создания и внедрения модуля обмена ЭС не потребует масштабной реструктуризации системы и переобучений персонала. Благодаря этим качествам система имеет довольно широкое распространение среди банков России, что дает возможность ускорить и удешевить процесс внедрения нового программного обеспечения (ПО).

Программный модуль был разработан силами компании, которая зарекомендовала себя как надежный партнер в сфере развития информационных технологий. Не менее важным фактором для выбора был также большой опыт работы организации по разработке дополнений к системе  коммерческой организации.

По окончанию разработки модуль был передан в отдел сопровождения информационных систем (ОСИСБ) коммерческой организации для дальнейшего внедрения. Внедрение производилось согласно плану-графику, разработанному помощников специалиста ОСИСБ, составленному в виде диаграммы Gant(a), поэтапно описывающей процесс внедрения ПО (рисунок 1).


Рисунок 1 – Диаграмма Gant(a): календарный план-график этапов проекта внедрения

В процессе внедрения участвовали начальник и куратор ОСИСБ, программист отдела программного обеспечения информационных банковских систем (ОПОБТ) и помощник специалиста ОСИСБ [4]. Весь процесс состоит из шести этапов:

а) Подготовка ИС к внедрению модуля;

б) Подготовка персонала;

в) Комплектация ИС поставляемыми программными средствами;

г) Проведение предварительных испытаний;

д) Проведение опытной эксплуатации;

е) Проведение приемочных испытаний.

Рассмотрим каждый этап процесса внедрения.

На этапе подготовки ИС к внедрению модуля руководством был назначен состав должностных лиц из отделов ОПОБТ и ОСИСБ, ответственных за проведение необходимых работ по внедрению ПО. Ответственный персонал осуществил подготовку тестовой версии АБС коммерческой организации к внедрению модуля.

Далее в ходе подготовки персонала назначенными сотрудниками были изучены служебная записка и техническое задание на разработку модуля.

После изучения документов на этапе комплектации ИС поставляемыми программными средствами сотрудниками ОПОБТ и ОСИСБ был проведен ряд работ по интеграции модуля в система. Данная процедура потребовала реорганизации базы данных системы. Реорганизация была проведена согласно схеме информационной архитектуры модулей осуществления обмена ЭС (рисунок 2).


Рисунок 2 – Общая схема информационной архитектуры системы

После отладки работы модуля в тестовой версии ИС, начался этап предварительных испытаний, в ходе которого сотрудниками ОСИСБ было произведено так называемое «дымовое» тестирование, а также силами ОПОБТ осуществлялось исправление обнаруженных ошибок. «Дымовое» тестирование направлено на проверку стабильности работы системы [5].

Практически одновременно с этапом предварительных испытаний начался этап опытной эксплуатации, на котором в отделе ОСИСБ был проведен ряд регрессивных и санитарных тестов по данным дерева функций, составленного отделом разработки (рисунок 3).


Рисунок 3 – Дерево функций модуля «Сообщения формата ED5XX»

Также в ходе проверки корректности работы функционала системы, была составлена карта тестирования (рисунок 4), отражающая хронологию проведения тестов. Карта необходима сотрудникам ОПОБТ для наглядного представления условий, при которых в работе модуля произошла ошибка, что существенно сокращает время на поиск причины ошибки и ее последующее устранение.

Регрессивные тесты проводились с целью проверки ошибок, выявленных при дымовом тестировании. Санитарное тестирование, ход которого отражен в карте, направлено на тестирование корректности работы функций модуля. Как можно видеть из рисунка №4, большинство функций модуля исправно выполняют свою работу. Исключением является функция формирования исходящих сообщений-запросов. Исходя из данных тестирования, было принято решение отправить модуль передачи ЭС вместе с картой тестирования в отдел ОПОБТ для дальнейших доработок.


Рисунок 4 – Карта тестирования функционала модуля

По окончанию процесса тестирования и наладки начнется этап опытных испытаний, в ходе которого модуль будет тестироваться непосредственно пользователями, коими являются сотрудники отдела корреспондентских счетом банка.

В общем, исходя из проделанной работы по внедрению ПО, можно сказать, что модуль обмена электронными сообщениями формата ED5XX имеет широкие перспективы развития. В ходе дальнейших модернизаций и доработок будет расширяться функционал модуля, а также повышаться стабильность его работы и совместимость в другими модулями АБС коммерческой организации. Также в дальнейшем планируется обеспечить возможность приема и обработки электронных сообщений всех типов, представленных в альбоме УФЭБС, что позволит в дальнейшем создать полноценную альтернативу модулям, работающим с системой SWIFT.


Библиографический список
  1. Платежная система SWIFT [Электронный ресурс] // Информационный портал «Банковское дело». – 2014. Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/bankovskoe-delo/swift.html;
  2. Справочная информация об УФЭБС. [Электронный ресурс] // Центральный Банк РФ. Источник: Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2015. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=Formats;
  3. Ва-Банк 10g® [Электронный ресурс] // Ресурс «ABS Online». – 2015. – Режим доступа: http://www.absonline.ru/software/native/vabank/;
  4. Должностные инструкции сотрудников банка [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. – 2015. Режим доступа: http://www.aup.ru/docs/di/;
  5. Классификация видов тестирования [Электронный ресурс] // Ресурс «Хабрахабр». – 2015. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/npo-comp/blog/223833/.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ищенко Даниил Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация