ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Курбатова Алла Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Аннотация
В статье представлено содержание модульного курса «Поликультурное образование», показана его роль в формировании коммуникативной компетентности. Автор оценивает влияние диалоговых методов на формирование компетентного педагога. Подчеркивается необходимость дидактического принципа сосуществования множественности культур, в общем образовательном пространстве.

Ключевые слова: диалог, коммуникативная компетентность, компетентный специалист, национальная идентичность, образование, поликультурное образование, социализация, социальная идентичность, ФГОС ВПО


MULTICULTURAL EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS

Kurbatova Alla Sergeevna
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy of preschool and primary education

Abstract
The article presents the contents of the modular course "Multicultural Education", shows its role in the formation of communicative competence. The author evaluates the impact of interactive methods on the formation of a competent teacher. It emphasizes the need for didactic principle of co-existence of multiculturalism in general educational space.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курбатова А.С. Поликультурное образование в процессе формирования коммуникативной компетентности педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56493 (дата обращения: 29.03.2024).

Компетентный специалист обладает знаниями, умениями, навыками, позволяющими ему эффективно действовать в той или иной области. Коммуникативная компетентность – это эффективная активность в коммуникативной сфере,  она предполагает способность к вариативности и множественности интерпретаций, к рефлексии, к образному эмоциональному восприятию знаний. Это актуально при подготовки педагогов, для которых освоение этих способностей профессионально важно и необходимо, а слово – это самый главный инструмент воздействия. Овладение этим инструментом одна из главных задач в подготовке к педагогической деятельности. В силу этого, становится очевидной необходимость при планировании и реализации процесса обучения отойти от репродуктивных методов познания, реализовывать принципы компетентностного подхода. В этом отношении невозможно переоценить значимость диалоговых форм обучения.

Роль диалоговых форм возрастает в условиях становления информационного общества, создания глобального информационного пространства, в котором растут возможности коммуникации людей вне зависимости от того, представителями какой национальности они являются и носителями какого языка выступают.  «Диалог в обучении направлен  на углубление понимания, обмен смыслами, выработку доступного языка общения. Диалог помогает выстраивать  субъект-субъектные отношения между педагогом и учащимися, индивидуализирует процесс обучения, содействует формированию «образовательного» типа знания»[1, с.17]. Такой тип знания способствует тому, что знания не просто понимаются и воспроизводятся, они «присваиваются», оказывают влияние на мировоззрение, становится «частью натуры».

В современном обществе, где конфронтации этнических, расовых и национальных групп продолжают существовать, способность к диалогу сверх актуальна, причем «диалог» рассматривается не только как диалог людей, но и в широком контексте как диалог культур.

В связи с этим усиление поликультурной составляющей в подготовке педагога – необходимо для решения задач поликультурного образования школьников. Введенная в содержание подготовки дисциплина «Поликультурное образование» направлена на формирование и развитие следующих общекультурных и профессиональных компетенций и их составляющих (согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование) [2]:

- ОК-1 – способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, толерантности, социальной мобильности;

- ОК-8 – способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

- ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

- ОПК-9 – способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития.

Можно утверждать, что многокультурность сегодня выступает важнейшей составляющей профессионализма. Исходя из этого, студенты, получающие педагогическое образование должны уметь работать с представителями различных культур, учитывая в своей работе влияние культуры на эмоциональную  и когнитивную сферу человека (ребенка), на особенности поведения в конфликте. Изучение дисциплины помогает углубить и расширить представление о целях и возможностях воспитания детей основанное на современных гуманистических взглядах, ориентированных на общечеловеческие ценности и признание их приоритета в воспитании. Вместе с тем нельзя не отметить, и основную проблему курса, которая состоит в вопросе, возможно ли в полной мере реализовать поликультурное образование лишь в рамках социального обучения, вне реального общения и взаимодействия, вынужденно ограничиваясь лишь моделированием ситуаций, и зачастую не имея возможности организации личных контактов с представителями других культур.

В требованиях к результатам освоения дисциплины «Поликультурное образование» прослеживается тенденция к усложнению. Можно говорить об определенных уровнях подготовленности. Начальный из которых – знакомство с чужой культурой, воспитания терпимости к ней, самый сложный – анализ собственной системы ценностей, расширение понятия идентичности в содержательном плане,  расширения личных границ миропонимания.

Содержание курса имеет модульное строение, представляет объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы [3, с.83-85].

Модуль 1. Сущность поликультурного образования

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают философские идеи  о целостности культурно-исторического развития человечества, схожести некоторых принципов функционирования культур, присутствия универсальных, «синхронных» элементов сознания. При освоении модуля студенты получают представление о неразрывной связи культурного разнообразия и культурной самобытности. Цель поликультурного образования – дать представление о происходящем в мире диалоге культур и многоуровневой структуре каждой культуры.

Модуль помогает выявить своеобразие подходов к пониманию сущности поликультурного образовании. Исторически первым подходом можно назвать аккультурационный подход, который связан с происходившими эмиграционными процессами и утверждает непротиворечивое отношение между членами различных этнических групп, он связан с подготовкой личности к жизни в этнически гетерогенном окружении. Однако в целом  в отечественных исследованиях аккультурационный подход не получил  значительного распространения. Более актуален диалоговый подход, суть которого в обогащении русской культуры, выступающей в качестве доминирующей, и сохранении национально-культурного своеобразия других народов, населяющих Россию, в отличие от аккультурационного подхода в диалоговом различные культуры не просто сосуществуют, они взаимодействуют.

Модуль 2 Государственная и региональная политика в области поликультурного образования

Государственная политика отражает необходимость соответствия педагогического знания переходу России к открытому диалогу с миром, ее вхождению в мировое образовательное пространство. В поле изучения модуля попадает концепция национальной образовательной политики РФ, концепция развития поликультурного образования РФ, концепция духовно-нравственного воспитания и развития, региональные программы развития поликультурного образования, содержание деятельности международных культурных и образовательных центров в России и регионе.

Распространение мирового рынка несет вместе с экономической зависимостью распространение чужой культуры, поэтому на первый план выходят проблемы формирование культурного самосознания.

Модуль помогает ориентироваться в общественно-политической жизни, которая определяется этнической, языковой, религиозной и социальной гетерогенностью. Понять возможности использование местного регионального материала с целью реализации задач поликультурного образования детей.

Модуль 3 Межкультурная коммуникация и противоречия.

Освоение модуля развивает способность критически относиться к встречающимся клише, стереотипам, относящимся к людям других культур. Развивает толерантность по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения[4], основанную на понимании различий в культурном облике человека.

Модуль знакомит с психолого-педагогическими основаниями поликультурного подхода в работе с учащимися. Межкультурная коммуникация  основана на многообразие мышления и способствует развитию личности благодаря всем тем  элементам, которые усваиваются из других культур. При изучении этого модуля формируется представление об особенностях национального мышления, воспитательных традициях, формируются коммуникативные и эмпатические умения, связанные с межкультурной компетенцией. Взаимопонимание культур можно определить как признание ценности не только в сходстве, но и в существующих различиях.

При изучение дисциплины используются следующие образовательные технологии: технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, учебные дискуссии. На лекциях сообщаются основные теоретические понятия. На практических занятиях организуется работа в микрогруппах по анализу социально-культурных проектов детерминирующих современное поликультурное образовательное пространство. Проводятся дискуссии, выполняются аналитические задания, анализируются подготовленные в микрогруппах доклады по поликультурной проблематике,  обсуждаются текущие социально-политические и социально-культурные события происходящие в мире, стране, регионе.

Обучающиеся готовят презентации и доклады: «Этическое содержание поликультурного образования», «Разнообразие форм воспитания и социализации у разных народов», «Культурологический подход в образовании», «Формы сосуществования этносов», «Ситуации культурного контакта и культурного шока», «Критический подход к глобальному образованию». Пишут эссе: «Толерантность –  путь выживания человечества», «Этнические предрассудки и стереотипы».

Закон РФ «Об образовании» наряду с общими положениями о единстве культурного и образовательного пространства России указывает и на необходимость развития школой национальных культур и региональных культурных традиций[5]. Поэтому успешное освоение дисциплины предполагает подготовку проектов различных мероприятий поликультурной направленности в урочной и внеурочной деятельности. Цель проектов – сформировать у школьников необходимые качество межкультурной компетенции [6, с.39-49].

Это опять возвращает нас к умению вести диалог, понимать других, учитывать антропологический и социальный контекст, проявлять гуманизм. Только в этом случае поликультурное образование позволяет создать в учебных заведениях и в обществе в целом благоприятную социально-психологическую среду, условия, гарантирующие свободный выбор индивидом своей идентичности, и успешную социализацию.

Понятно, что заниматься поликультурным воспитанием может только педагог с поликультурным мышлением. Акцент в подготовке таких педагогов должен делается на формирование коммуникативной компетентности, что в полной мере распространяется и на поликультурное общение, в котором диалог или полилог культур – важнейшее требование образовательного и воспитательного процесса.


Библиографический список
  1. Краснова М.А. Гуманитарные аспекты естественнонаучного образования //Нижегородское образование. 2014. №4.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc
  3. Курбатова А.С. Поликультурное образование как элемент подготовки педагогических кадров //Нижегородское образование. 2014. №4.
  4. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. 240 с.
  5. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ: Принят Гос. Думой РФ 21 дек.2012 г.  М.: Проспект, 2013. 160 с.
  6. Бобинов С.В. Приёмы восприятия толерантности // Педагогическая техника. 2008.  №5.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курбатова Алла Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация