ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБОВ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Шилягина Алла Михайловна
Смоленский государственный университет
ассистент кафедры иностранных языков

Аннотация
Рассматривается история развития средств обучения и способов кодирования информации. Выделены основные этапы развития средств обучения и способов кодирования информации. Определены особенности каждого этапа. Уточнена сущность понятия «средства обучения».

Ключевые слова: информация, носители информации, способы кодирования, средства обучения, этапы развития средств обучения


THE HISTORY OF TUTORIALS DEVELOPMENT AND OF THE WAYS OF CODING OF INFORMATION

Shilyagina Alla Mihaylovna
Smolensk State University
Аssistant of the Department of foreign languages

Abstract
In this article the history of tutorials development and the ways of coding of information are considered. The main stages of development of tutorials are allocated and features of each stage are defined. The essence of the concept "tutorials" is specified.

Keywords: carriers of information, information, stages of development of tutorials, tutorials, ways of coding of information.


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шилягина А.М. Этапы развития средств обучения и способов кодирования информации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/54593 (дата обращения: 26.03.2024).

Средства обучения прошли долгий путь развития. На разных этапах эволюции общества появлялись новые средства обучения. Некоторые из них, возникнувши много веков тому назад, уже не применяются в школе (абак, счеты, логарифмическая линейка и т. д.). Но есть и такие средства, которые в обучении используются до сих пор (книга, доска, мел и т.д.).

Появление новых средств обучения – это объективное явление в эволюции человечества, отражающее уровень развития, на котором общество находится в тот или иной период времени. Использование только традиционных методик и привычных средств обучения уже не позволяет в полной мере решать те задачи, которые общество ставит перед школой XXI века. Чтобы сделать процесс обучения более эффективным, учителю необходимо правильно сочетать традиционные средства обучения с новыми техническими, информационными, полиграфическими, аудиовизуальными и другими средствами.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средства обучения».

Т. С. Назарова и Е. С. Полат средствами обучения называют «материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности» [1, с. 134-135].

С. Д. Смирнов под средствами обучения понимает «разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения» [2, с. 113-119].

П. И. Пидкасистый под средством обучения понимает «материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности». По мнению исследователя, средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитее и профессиональное становление [3, с. 238].

На наш взгляд, такое определение средств обучения является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения.

Итак, проанализировав и обобщив ряд определений, под средствами обучения будем понимать материальные или идеальные объекты, использующиеся в учебном процессе, являющиеся источниками учебной информации и способствующие воспитанию, развитию и обучению.

В соответствии с принятым определением, выделим несколько этапов развития средств обучения, способов их кодирования и дадим обозначенным этапам краткие характеристики.

На заре цивилизации, когда еще не было средств обучения и отсутствовала речь, молодые поколения обучались при помощи языка жестов. Для того, чтобы передать опыт и привить молодым членам общества практические навыки (охоты на зверя, рыбной ловли, собирательства, разведения костра и т. д.) старшее поколение использовало практические действия, т. е. показывали как делать что-то, и таким образом обучали. Подражательная деятельность была основным средством передачи информации от одного поколения к другому.

С возникновением речи началась новая эпоха в развитии человеческого общества. Речь постоянно развивалась и совершенствовалась. Она оказалась и первым носителем знаний. Знания накапливались в виде устных рассказов и преданий, и в такой форме передавались от поколения к поколению. Постепенно устное слово стало первым и самым важным средством обучения. Возникновение речи можно считать началом истории развития средств обучения.

Первый этап развития средств обучения и способов их кодирования условно назовем образно-речевым. Этот этап продолжался примерно до IV–III тысячелентия до н. э. В это время уже появились простые орудия труда и охоты (копье, топор, лук и стрелы и т. п.) и эти первые подручные средства одновременно становились средством обучения. Навыки и умения прививались в процессе практики. Для сохранения и передачи информации требовался уже более эффективный, чем просто человеческая память, механизм. Люди стали искать новые способы сохранения и передачи накопившейся информации.

Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний впервые получили «технологическую поддержку» после создания письменности. Первыми простейшими носителями информации были: камень, кость, глина, папирус, шелк и т.д. Гораздо позже появились другие носители информации: бумага, фотопленка и видеопленка и т.д. Сейчас наступил век совершенно новых технологий, и информация уже сохраняется на гибких и жестких дисках, магнитных запоминающих устройствах, микросхемах, flash-накопителях, USB-накопителях, оптических дисках CD и DVD и т. д.

С возникновением письменности начался второй этап в развитии средств обучения и способов их кодирования. Этот этап мы условно назовем письменно-речевой. Наряду со способами кодирования (действие, образ, устное слово), существовавшими уже на первом этапе, появляются новые способы кодирования – это изображение (рисунок, схема, чертеж), символ (черточка, крест, круг, квадрат, спираль и т. д.). В качестве нового способа кодирования на протяжении всего второго этапа развивается письменное слово. Письменность была изобретена для того, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. История письма тесно связана с историей развития народов мира, их культурой и традициями. Появление письма было вызвано необходимостью расширения связей между людьми при их общении, передачи информации на расстоянии и сохранении ее во времени.

Письменность у всех народов развивалась однообразно – от рисунков к письменным знакам. Народам средиземноморских стран было свойственно писать на папирусе, листы которого потом сшивались, и получалась книга. В Египте, Китае и других странах писали на глиняных и керамических табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то становились вечными, и в таком виде некоторые из них дошли до наших времен. Позже появились иероглифы и, наконец, был изобретен алфавит, как система условных знаков-символов [4, с. 20-25, 45-46].

Возникновение письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться образование и наука, литература и искусство. Совершенствование письма происходило на протяжении десятков тысячелетий. Передача устной речи при помощи ограниченного количества знаков является огромным достижением человечества. И естественно, что без письма нельзя было бы даже говорить о книге. Появление письменности, а потом и первой книги – это закономерный этап развития человеческого общества.

По мере развития письменности, совершенствовались и способы хранения информации. Помимо глиняных и керамических табличек, человек придумывал все новые и новые носители информации. В качестве таких носителей люди стали использовать восковые и деревянные таблички, кость, кожу, папирус, пергамент, фанеру, шелк и др.

Письмо – это важнейшее средство передачи речи на расстоянии или закрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков или изображений, передающих те или иные элементы речи – целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки [5, с. 22-34].

Ко второму этапу развития средств обучения можно отнести также появление первых инструментов. Древнегреческие математики еще 3000 лет назад чертили геометрические фигуры с помощью двух приборов: гладкой дощечки с ровным краем (это прототип современной линейки) и двух заостренных палочек, которые были связаны на одном конце (это прототип циркуля). В это время стали появляться первые механические средства (рычаг, одометр, компас и т. д.), которые использовались и как средства обучения.

Третий этап развития средств обучения мы условно наовем печатно-техническим. Он начался примерно с 1-ого тысячелетия до н.э. и продолжался до конца 2-ого тысячелетия, т. е. до конца XX века. За этот продолжительный отрезок времени человеку удалось сделать немало открытий в разных областях науки и техники. Среди этих изобретений: микроскоп, механический калькулятор, суммирующая машинка, различные механические движущиеся модели (первые водяные часы, механические птицы, звери, механические куклы и т.п.), первые аудиовизуальные средства (диапроектор, кинопроектор, радио, микрофон, фотоаппарат и т. д.).

Важнейшим изобретением печатно-технического этапа стало книгопечатание, которое пришло на смену медленному и трудоемкому процессу переписывания книг от руки. История первого учебника насчитывает несколько тысячелетий. Печатание книг впервые распространилось в Китае и Корее. В связи с формированием культуры Древнего Китая, с ростом городов, зарождением в них ремесла, торговли, литературы и искусства, широкое развитие получило и книжное дело. Книга стала основным носителем информации, ее начали активно использовать в образовании в качестве основного средства обучения.

В России первый учебник был напечатан в 1574 году Иваном Федоровым. Это была азбука. Во второй половине XVII веке Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг [6, с. 8-15].

Одним из первых учебников, отдаленно напоминающих современный, был учебник, написанный Яном Амосом Каменским еще в XVII веке (1592–1670). Он написал свой первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» в 1658 году. Именно Я. Каменский предложил использовать книгу в качестве учебного средства, реализующего основные принципы дидактики.

С течением времени учебник претерпевал многочисленные изменения в содержании, структуре, форме и т. д. Единственное, что осталось неизменным до сих пор – это то, что учебник является источником информации и основным средством для овладения науками.

Третий этап развития средств обучения ознаменован тем, что зарождается книгопечатание, которое существенным образом повлияло на развитие образования. Появление новых средств обучения (первых азбук и букварей, первых книг и наглядности) способствовало росту грамотности. Изобретение нового способа кодирования (печатного слова, изображения в виде рисунка, схемы, чертежа, эскиза и т. д.) дало возможность изготавливать носители информации на бумажной основе (газеты, плакаты, словари, учебные пособия, таблицы, плакаты, карточки и т. д.).

Итак, мы приходим к выводу, что действие, являясь первым, изобретенным человеком способом кодирования, до сих пор остается неизменным. Постепенно, от этапа к этапу, меняется только характер действия. Оно становится более осмысленным, структурированным, возникает алгоритм, который получает дальнейшее развитие. С появлением новых средств обучения важность и значимость действия при обучении не становится меньше, а наоборот, возрастает.

Четвертый этап мы условно назовем аудиовизуальным этапом в развитии средств обучения. Этот этап можно соотнести с XX веком. На протяжении всего XX века происходило интенсивное внедрение аудиовизуальных средств обучения (компьютеров, видиомагнитофонов, кадропроекторов, полиэкранов, педагогических программных средств, систем интерактивного видео и т. д.) в образовательный процесс.

На разных этапах развития общества возникали новые средств обучения, но это не исключало применение тех средств, которыми педагоги пользовались раньше. Где, когда и при каком виде учебной работы задействовать то или иное средство обучения, определял сам учитель. С внедрением в учебный процесс (третий и четвертый этапы) первых аудиовизуальных средств и первых компьютеров, появляются другие способы кодирования: звучащее слово и стереоизображение. Использование этих средств обучения дает возможность автоматизировать многие действия учителя (контроль и оценка знаний учащихся), что позволяет сократить его рутинную работу.

Таким образом, проанализировав развитие средств обучения и способы их кодирования на протяжении четырех этапов, мы приходим к выводу, что внедрение новых аудиовизуальных средств в учебный процесс, не должно исключать применение традиционных средств (слово учителя, учебники, инструменты, приборы, механизмы, произведения искусства и т. д.). Качество и эффективность учебного процесса будет зависеть от того, насколько грамотно учитель сочетает традиционные и новые аудиовизуальные средств обучения. Это необходимо для того, чтобы использовать все возможные способы кодирования, т. к. самые прочные знания приобретаются через совокупность действия, образа, символа и слова.

Пятый этап нашей периодизации получил условное название информационный. Понятия «информационное общество» и «информатизация образования» появились в конце XX века. В начале XXI века они прочно укрепились и стали использоваться повсеместно.

В XX веке значительно увеличился объем информаци, актуальной стала задача ее сохранения. Старые носители информации и технологии ее сохранения перестали соответствовать потребностям общества. Такие носители информации как книги, журналы, фотографии, киноленты, перфокарты, магнитные ленты и магнитные карты быстро стареют и изнашиваются. Информация, которую раньше помещали на этих носителях, со временем искажалась и частично терялась. На смену традиционным носителям пришли носители нового поколения.

Самым значительным достяжением XX века явилось создание электронно-вычислительных машин (компьютеров). ЭВМ – это универсальное техническое средство для работы с информацией. Во второй половине XX века компьютерами стали оснащаться учебные заведения. Компьютер становится новым, универсальным средством обучения. Уже в конце XX века вся информация стала переводиться в электронную форму и храниться на электронных носителях. Персональный компьютер становится важным средством обучения, при помощи которого, собирают, хранят, обрабатывают и передают информацию на большие расстояния. В начале XXI века школы оснащаются и другими современными средствами обучения, такими как интерактивные доски, мультипроекторы, ноутбуки, принтеры, сканеры и другие аудиовизуальные средства на цифровой основе.

Отличительной чертой пятого информационного этапа является широкое внедрение компьютеров в учебный процесс, полное оснащение учебных заведений компьютерными и лингафонными лабораториями, интерактивными досками, ноутбуками, принтерами, сканерами и другими аудиовизуальными средствами на цифровой основе. Образовательные учереждения повсеместно подключаются к всемирной сети Internet, которая объединяет в себе тысячи локальных, отраслевых, региональных компьютерных сетей всего мира. Все это открывает огромные возможности, как перед педагогом, так и перед учеником. С появлением компьютерных сетей и других информационных средств образование приобртает новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т. д.).

На пятом информационном этапе изобретаются совершенно новые, не имевшие ранее аналогов, способы кодирования. Информация записывается и хранится на гибких и жестких дисках, магнитных запоминающих устройствах, flash-накопителях и USB-накопителях, на оптических дисках CD и DVD дисках и т. д. Числовая, текстовая, графическая и звуковая видеоинформация кодируется в двоичной форме в соответствии с выбранными стандартами. Кодированная информация передается с огромными скоростями и на очень большие расстояния.

Таким образом, проанализировав историю развития средств обучения и способы кодирования информации, мы приходим к следующим выводам:

Средства обучения прошли долгий исторический путь развития. Этот путь можно условно разделить на пять основных этапов.

Первый этап образно-речевой. На этом этапе основным способом кодирования было действие, позже возник образ, потом появилось устное слово. Основными носителями информации были наскальные рисунки, человеческая память и речь.

Второй этап письменно-речевой. На втором этапе зарождаются новые способы кодирования – это изображение, символ, письменное слово. Носителями информации становятся: глиняные и восковые таблички, кожа, пергамент, шелк и т.д.

Третий этап печатно-технический. На третьем этапе появляются следующие способы кодирования: печатное слово и изображение, а также звучащее слово и стереоизображение. В качестве основных носителей информации используются: доска, на которой пишут мелом, бумага, фото и кинопленка, звукозапись, видеозапись и т.д.

Четвертый этап – это аудиовизуальный этап. На четвертом этапе добабляются новые способы кодирования: звучащее слово, видеоизображение и автоматизированное действие. Возникают новые источники и носители информации: кинопроекционная аппаратура, аудиовизуальные технические средства и т.д.

Пятый этап – информационный. На пятом этапе возникают абсолютно новые способы кодирования. Это числовая, текстовая, графическая и звуковая видеоинформация. Кодированная информация хранится на компактных носителях (на гибких и жестких дисках, магнитных запоминающих устройствах, flash-накопителях, CD и DVD дисках и т. д.) и передается эта информация с огромными скоростями на очень большие расстояния.

На каждом следующем этапе развития средств обучения возрастало количество способов кодирования информации. Новые источники и носители информации полностью не замещали предшествующие способы кодирования, источники и носители, а, наоборот, дополняли те, которые использовались ранее.

Итак, мы приходим к важному в аспекте нашего исследования выводу, что при обучении должны быть представлены все способы кодирования: действие, устное и письменное слово, символ, образ и т.д. Только те знания, которые получены через действия, выражены словом, подкреплены символом и образом, становятся прочными, остаются в памяти надолго. Для достяжения и закрепления полученного результата, учителю при обучении важно задействовать все способы кодирования информации. Это значит, что в современном образовательном процессе необходимо использовать не только новые информационные средства обучения, но и те средства, которые мы называем традиционными (речь, учебники, инструменты, приборы, произведения искусства, натуральные объекты, разные виды наглядности и т. д.).


Библиографический список
  1. Назарова Т. С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования // М.: Изд-во УРАО, 1998. 204 с.
  2. Смирнов С. Д. Технологии в образовании // Высшее образование в России, 1999. № 1. С. 109-112;. Еще раз о технологиях обучения // Ibid. 2000. № 6. С. 113-119.
  3. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 602 с.
  4. Павленко Н. А. История письма / Н.А. Павленко – М.: Высшая школа, 1987. 239 с.
  5. Гельб И. Е. Опыт изучения письма: Основы грамматологии / Пер. с англ. М.: Радуга, 1982. 366 c.
  6. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги / Л. И. Владимиров – М.: Книга, 1988. 312 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шилягина Алла Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация