СИТУАЦИОННЫЙ И ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГИИ

Картавых Марина Анатольевна1, Рубан Елена Михайловна2, Веряскина Марина Александровна3
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», преподаватель кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека
3Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», аспирант кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека

Аннотация
В статье рассмотрены особенности обучения безопасности жизнедеятельности и экологии на основе ситуационного и задачного подходов. Раскрыты методологические основы обозначенных подходов. Приведена типология ситуаций, которые рассматриваются обучающимися при изучении безопасности жизнедеятельности. Раскрыты существенные характеристики ситуационных задач по безопасности жизнедеятельности и экологии, обозначена их педагогическая ценность, раскрыта структура.

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, задачный подход, окружающая среда, ситуационная задача, ситуационный подход, ситуация, экология


SITUATIONAL AND TASK APPROACHES TO LEARNING SAFETY AND ENVIRONMENT

Kartavykh Marina Anatol´evna1, Ruban Elena Mikhailovna2, Veryaskina Marina Aleksandrovna3
1Federal public budgetary educational institution of higher education «The Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin», doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physiology and safety of human life
2Federal public budgetary educational institution of higher education «The Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin», teacher of department of physiology and safety of human life
3Federal public budgetary educational institution of higher education «The Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin», graduate student of department of physiology and safety of human life

Abstract
In article features of training of safety of human life and ecology on the basis of situational and task approaches are considered. Methodological bases of the designated approaches are opened. The typology of situations which are considered trained when studying of safety of human life is given. Essential characteristics of situational tasks in of safety of human life and ecology are opened, their pedagogical value is designated, the structure is opened.

Keywords: ecology, environment, safety, safety of human life, situation, situational approach, situational task, task approach


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Картавых М.А., Рубан Е.М., Веряскина М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/56060 (дата обращения: 18.03.2024).

Современный этап общественного развития характеризуется усложнением и обострением проблем во всех сферах жизнедеятельности людей и, в первую очередь, в сфере обеспечения безопасности. Значительный рост частоты стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, социальных конфликтов, приводящих к увеличению количества человеческих жертв, материальным потерям, ухудшению качества окружающей среды способствовал активизации внимания к проблеме воспитания личности безопасного типа поведения – человека, неспособного нанести вред себе, другим людям и окружающей среде (Е.В. Бондаревская, Л.А. Михайлов, С.В. Соломин, П.В. Станкевич).

 

Учитывая опережающий характер образования и требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, выполнение данной функции поручено учителям безопасности жизнедеятельности. Однако, для того, чтобы педагоги справлялись с возложенной на них общественно-государственной миссией, они должны быть носителями культуры безопасности жизнедеятельности, готовыми и способными ее сформировать в своих учениках. Таким образом, система высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности приобретает особый статус, обусловленный национальными интересами, государственной политикой в образовательной сфере и социально-экономическим потенциалом страны.

Первая аксиома теории безопасности жизнедеятельности гласит: «Материальный мир потенциально опасен». Состояние безопасности априори является базовой потребностью любого человека. При этом наша жизнь ситуативна, сопряжена с постоянным нахождением в определенной ситуации (в том числе и экологической), и, «с одной стороны, детерминируется ею, с другой стороны, всегда направлена не ее преобразование» [1, С. 179]. Условия, которых находится человек, могут быть типичными или уникальными, а его задача успешно к ним адаптироваться и обеспечить себе и другим людям комфорт безопасность.

В этой связи наиболее целесообразным при обучении безопасности жизнедеятельности и экологии нам представляется применение методологии ситуационного подхода (Ю.Ю. Екатеринославский, Ю.Д. Красовский, Д.А. Поспелов, В.В. Сериков). Первоначально ситуационный подход как методологическое основание зародился в сфере бизнес – образования (Гарвардский университет США), а в настоящее время получил распространение во многих областях общего и профессионального образования. Ситуационный подход основывается на учете конкретных условий сложившейся ситуации в процессе принятия решений [2]. Категория «ситуация» является центральной в методологии ситуационного подхода и рассматривается как «сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение» [3, с. 1210]. Подчеркнем, что понятие ситуации при характеристике образовательных процессов широко и многоаспектно раскрывается в психолого-педагогических исследованиях: «педагогическая ситуация» (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская); «проблемная ситуация» (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов); «задачная ситуация» (Г.А. Балл); «ситуация обретения личностного опыта» (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков).

В обучении безопасности жизнедеятельности и экологии ситуацию мы «преломляем через призму» взаимоотношений человека с природно-социально-техническими системами и рассматриваем ее как сочетание факторов окружающей действительности, обусловливающих характер и смену состояний человека и среды его обитания. Смысл любого природного, техногенного или социального явления для обучающегося «определяется его местом в жизненной ситуации индивида» [1, С. 179], несет позитивную или негативную эмоциональную нагрузку, при этом всегда сопровождается в общем случае биполярной оценкой с позиций «безопасно – опасно», «комфорт – дискомфорт».

Ключевое дидактическое значение ситуационного подхода в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии состоит в развитии у обучающихся субъектного опыта принятия решений при обеспечении собственной безопасности, безопасности других людей и окружающей среды в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. При этом мы разделяем точку зрения А.А. Реана относительно субъективности восприятия обучающимися ситуаций, подчеркивая, что «опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным» [4, С. 322-323].

В процессе изучения безопасности жизнедеятельности и экологии обучающимся предъявляются следующие типы ситуаций:

  • · стандартная ситуация – типична для обучающегося, носит повседневный характер, систематически повторяется при схожих обстоятельствах, имеет одинаковые причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер (например, человек – участник дорожного движения);
  • · критическая ситуация – нетипична, неожиданна, нарушает первоначальные планы людей, установленные нормы, наносит материальный и моральный ущерб, вредна для здоровья и окружающей среды, требует радикального вмешательства (например, стихийное бедствие, техногенная авария, вооруженный конфликт);
  • · экстремальная ситуация – уникальна, не имеет аналогов, приводит к разрушительным последствиям, необратимым изменениям окружающей среды (например, авария на Чернобыльской атомной станции).

С дидактических позиций формой предъявления обучающимся содержания, характеризующего социокультурную ситуацию, выступает учебная задача, представляющая собой центральное звено в методологии задачного подхода (Г.А. Балл, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, А.И. Уман). Суть данного похода состоит в том, что содержанию образования в области безопасности жизнедеятельности и экологии придается процессуально – деятельностная форма, подразумевая наличие траектории движения к цели, что представляется возможным только при переводе изучаемого содержания в формат задачи [5]. В результате усвоение обучающимися содержания происходит в процессе решения задачи, которая в работах И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова рассматривается в качестве основной единицы педагогического процесса [6, С. 105].

В психолого-педагогических исследованиях отсутствует единство трактовки понятия «учебная задача» и существует ряд подходов к определению ее сущности: деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин – в психологии; Г.А. Игнатьева, В.П. Сухов – в педагогике); системный подход (Л.М. Фридман, Е.И. Машбиц); собственно задачный подход (Г.А. Балл); ситуационный подход (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Вербицкий, Я.А. Пономарев, А.Ф. Эсаулов).

Такой многоаспектный подход к определению задачи, как особого психолого-педагогического инструментария, позволяет ее рассматривать как ситуацию, характеризующейся проблемностью, принципиальным отсутствием заранее известного и однозначного решения, необходимостью со стороны обучающихся совершения действий для его нахождения. Перенося данные положения на процесс обучения безопасности жизнедеятельности и экологии, считаем целесообразным объединить ключевые положения ситуационного и задачного подходов в интегральной категории «ситуационная задача», сущностные характеристики которой раскрыты в исследованиях М.А. Картавых, Е.К. Павленко, И.К. Топорова, Е.И. Трубициной.

В контексте нашей работы ситуационные задачи (кейсы) базируются на реальных условиях окружающей действительности. Их содержание вызывает состояние затруднения у обучающихся в следствии наличия противоречий в условии и альтернатив при нахождении наиболее адекватного варианта решения задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Кейсы концентрирует в себе потенциал по актуализации имеющегося у обучающихся субъектного опыта в области безопасности жизнедеятельности и экологии, в достижении «ситуации успеха» и желании предложить свой вариант решения в процессе индивидуальной или коллективной работы. Решение ситуационных задач характеризуется коммуникативной, информационно-познавательной, креативной, практико-ориентированной, рефлексивной видами деятельности.

Педагогическая ценность ситуационных задач в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии состоит в следующем:

- соединение в ситуационной задаче когнитивных, аксиологических и праксиологических аспектов содержания образования в области безопасности жизнедеятельности и экологии;

- демонстрация альтернативных позиций и точек зрения на решение проблемы обеспечения безопасности;

- представление примеров принимаемых решений и их последствий;

- развитие у обучающихся способов аналитической, оценочной деятельности и критичности мышления в решении проблем обеспечения безопасности.

Ситуационные задачи (кейсы) по безопасности жизнедеятельности и экологии представляют собой системный объект, основными компонентами которого являются:

1) условие кейса – сюжет, характеризующий место возникновения ситуации, ее участников и их действия, причины ситуации и события, имеющие к ней отношение;

2) требование кейса, связанное с использованием информации нормативно-правовой документации, картографических источников, web-сайтов, ее анализом, осмыслением и предложением рекомендаций по обеспечению безопасности людей и окружающей среды;

3) «отношение, определяющее способ нахождения искомого» [7, с. 10], то есть конкретный способ деятельности, применение которого наиболее целесообразно для разрешения предложенной ситуации.

К условиям ситуационной задачи (сюжету) по безопасности жизнедеятельности предъявляются достаточно жесткие требования: реалистичность и прозрачность; конфликтность и альтернативность решений; морально-этическая нагрузка.

Ситуационные задачи (кейсы) по безопасности жизнедеятельности и экологии отличаются синергетическим эффектом, заключающимся в подготовке процедур «погружения» обучающихся в ситуацию, формировании эффектов умножения опыта, инсайтного озарения, обмена предложениями. Обязательным условием при работе над кейсом является его интерактивный характер. Он проявляется в индивидуальной или коллегиальной мыследеятельности, которая предоставляет возможность каждому обучающемуся участвовать в обсуждении проблем обеспечения безопасности или экологических проблем в позициях лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя. Интеракция сопровождается информационным обменом, подбором и высказыванием аргументов и контраргументов, моделированием вариантов решений, сценариев ответных действий. Предполагает свободное проявлением чувств, развитие эмпатийных отношений в творческом коллективном поиске, оценку деятельности коллег и своего собственного поведения в атмосфере делового сотрудничества с целью коррекции индивидуального стиля общения и поведения.

Предложенная методика использования ситуационного и задачного подхода в обучении безопасности жизнедеятельности прошла апробацию в системе профессионального образования. Результаты работы показывают устойчивую позитивную динамику в развитии у обучающихся качеств личности безопасного типа поведения.


Библиографический список
  1. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Темина С.Ю. Интеграция системного и ситуационного подходов в процессе применения кейс – технологий в профессС. 469-472.
  3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  4. Реан А.А. Развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательной системе / А.А. Реан // Стратегии воспитания в образовательной системе России / под ред. И.А. Зимней. – М., 2005. – С. 322-323.
  5. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии /М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  6. Педагогика: учеб. пособие для студ. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  7. Уман, А.И. Учебные задания и процесс обучения / А.И. Уман. – М.: Педагогика, 1989.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Картавых Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация