ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Шкунова Анжелика Аркадьевна
ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Статья посвящена проблеме измерения и оценивания качества подготовки студентов в системе дистанционного обучения. Автор подчеркивает особую роль в использовании платформы Moodle для формирования требуемых компетенций по дисциплине «Организационное поведение». Примерный рейтинг-план по дисциплине лежит в основе проектирования, реализации и оценки учебной деятельности студента. Рейтинговая шкала в рейтинг - плане оценивает в баллах все виды деятельности студентов, а диагностические средства (измерители) оценивают качество выполняемых студентами видов учебной деятельности.

Ключевые слова: измерение, оценивание, проектирование учебной деятельности, рей-тинговая шкала, рейтинг-план


MEASUREMENT AND ESSESSMENT OF THE QUALITY OF PREPARATION OF STU-DENTS OF ORGANIZATIONAL BEHAVIOR IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING

Shkunova Angelika Arkadievna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management

Abstract
The article is devoted to the problem of the measurement and assessment of the quality of preparation of students in distance learning. The author emphasizes a special role in the use of Moodle platform for the formation of the required competencies in the disci-pline of Organisational behaviour. The approximate rating plan for the discipline underpins the design, implementation and assessment of educational activity of the student. Rating scale in the rating plan assesses all the activities of students in points, and diagnostic tools assess the quality of students learning activities. Keywords: distance learning, assessment, measurement, rating plan, rating scale, designing learning activities.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шкунова А.А. Измерение и оценивание качества подготовки студентов по организационному поведению в системе дистанционного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54752 (дата обращения: 24.03.2024).

Новый федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования предлагает формировать общие и профессиональные компетенции по определенному направлению обучения.Изучение дисциплины организационное поведение студентами очной формы обучения по направлению 080200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг) в НГПУ предлагается осваивать сочетанием  традиционных форм обучения  (аудиторных часов) с самостоятельной работой в дистанционной среде [1].Платформа Moodle предназначена для онлайн-курсов и обладает оптимальным набором ресурсных возможностей для сочетания всех смешанных форм обучения [1].

Процесс  изучения дисциплины «Организационное поведение»  направлен  на формирование таких компетенций как:  способность организовывать эффективную, групповую работу на основе принципов формирования команды и  знаний процессов групповой динамики;   способность проектировать и анализировать межличностные, групповые и организационные коммуникации;  способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;  готовность  участвовать и реализовывать программу  организационных изменений, способность преодолевать сопротивление изменениям [2].

Переход на формирование и развитие общих и профессиональных  компетенций потребовал  структурирования содержания, совершенствования технологий обучения, повышения квалификации педагогов и изменения всей инфраструктуры организации учебного процесса в вузе [3].

Электронный учебно – методический комплекс «Организационное поведение»  состоит  из трех модулей: поведение на уровне личности, командное взаимодействие, поведение на уровне организации. Студенту необходимо овладеть всеми тремя модулями,  но оценка качества знаний  каждого модуля определяется теми элементами курса, которые будет вводить преподаватель. Осваивать нужно те элементы, которые представлены в курсе, т.е. видимы для студента.

В курсе «Организационное поведение» система элементов представлена как большая совокупность разнообразных заданий (форумы, чаты, виртуальные лекции, видео-кейсы, ситуационные задачи), которые  предлагаются  студентам в специально отведенное время и  на определенных этапах изучения учебного материала.  Сформированность  заданных компетенций (знаний, умений и навыков) определяется качеством  прохождений элементов в курсе. Курс построен так, чтобы по результатам  выполнения элементов можно было судить о наличии той или иной компетенции. Например, к каждой лекции представлено задание, рубежный контроль, который необходимо пройти обязательно, который будет оценивать преподаватель, пользуясь электронной ведомостью по итогам выполнения задания.Некоторые лекции представлены в виде презентации, которые нужно посмотреть и потом выполнить требуемое задание.Для отдельных заданий преподаватель представляет отдельные методические рекомендации для их выполнения, они представлены и видимы до начала выполнения задания [4].

Итак, чтобы измерить  и оценить  определенный  уровень и качество подготовки студентов по  организационному поведению, следует усвоить все элементы курса.Количественная характеристика уровня подготовки определяется с помощью баллов, которые присваивает сама система по критериям оценки, установленным преподавателем в настройках к курсу или посредством произвольной оценки преподавателем  за правильно и в срок усвоенные элементы курса.Уровень подготовки студента в процессе работы над курсом курса представлен совокупностью знаний, умений и навыков, которые получили студенты в процессе усвоения многоуровневых заданий.

Такие характеристики как системность знаний, обобщенность и конкретность, полнота и глубина,  осознанность, логичность и рациональность, прочность и действенность определяет качество подготовки студентов по усвоению определенного элемента курса, позволяют индивидуализировать обучаемых с одинаковым уровнем подготовки [5].

Рейтинговая система позволяет ранжировать студентов по достигнутым результатам и  определять успешность их обучения в университете.

В основе проектировании и реализации учебного процесса по дисциплине «Организационное поведение»  является разработка и организация системы контрольных измерителей и диагностических средств. Итоговая оценка по курсу определяется по 100-балльной шкале и представляет собой сумму баллов, набранных     студентом  во   всех контрольных точках учебно-воспитательного процесса.

В НГПУ устанавливается следующая шкала перевода рейтинговых баллов в балльную систему оценивания: 55-70 баллов – «удовлетворительно»; 71-85 баллов – хорошо»; 86-100 баллов – «отлично».Количество баллов и средства оценивания (фонды оценочных средств, измерители) для всех видов контроля разрабатываются преподавателями кафедры, которые создают  определенный  электронный учебно- методический комплекс. Результаты такой работы оформляются в виде рейтинг-плана дисциплины и утверждаются на заседании кафедры. Рейтинговая шкала в рейтинг – плане оценивает в баллах все виды деятельности студентов, а диагностические средства (измерители) оценивают качество выполняемых студентами видов учебной деятельности. Перечень возможных видов учебной деятельности студентов и способы их оценивания могут быть разными в соответствии с целью и концепцией обучения [6].

Примерный рейтинг-план по дисциплине

        «Организационное поведение»

(название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

Направление: 080200.62 «Менеджмент»

Профиль подготовки: Управление человеческими ресурсами, Маркетинг

курс _____3, семестр_____5, 2014_  /2015  гг.

Количество ЗЕ по плану ____3___. Форма промежуточной аттестации «зачет»

Количество часов по учебному плану  108, в т.ч. аудиторная работа 51 , самостоятельная работа 57.

Преподаватель:         к.п.н., доцент  Шкунова Анжелика Аркадьевна

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Кафедра  инновационных технологий менеджмента

Таблица 1 – Примерный рейтинг – план по дисциплине

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

Модуль 1. Изучение ОП на уровне личности
Текущий контроль

2

3

3

6

 Входной контроль знаний

1

1

0,5

1

Просмотр презентации «Чувство рабочего места».

Выполнение тестовых заданий по презентации.

1

1

1

2

 Выполнение тематических заданий по темам

2

4

6

8

 Прохождение лекции с вопросом (согласно теме курса)

1

4

1

8

 Форум «Эффективный менеджер талант или удачная мотивация?»

1

1

0,5

1

Модуль 2. Изучение ОП на уровне группы
Текущий контроль

4

3

8

12

Просмотр лекции с вопросом (согласно теме курса)

3

3

6

9

Участие в групповом исследовании «Ролевая структура коллектива»

4

1

2

4

Участие в семинаре «Современное лидерство в России».

1

1

0,5

1

Выполнение тематических заданий по теме

3

1

1

3

Модуль 3. Изучение ОП на уровне организации
Текущий контроль

5

1

3

5

Просмотр лекции с вопросом (согласно теме курса)

4

3

8

12

Участие в чате «Что позволяет преодолеть стресс?»

1

1

0,5

1

Выполнение тематических заданий по теме

4

2

4

8

Опрос «Организационное поведение»

6

1

3

6

Итоговое тестирование

13

1

7

13

Поощрительные баллы

1.Подготовка докладов по теме выступления с использованием информационных технологий

3

 

2. Участие в научных конференциях

7

Штрафные баллы

1.Нарушение сроков выполнения задания

-5

Итого:

55

100

Утверждено на заседании кафедры _____________________________

Протокол №__________________ от «____» ______________20___ г.

Зав. кафедрой ____________________ /_______________/

Преподаватель _____________________

По окончании семестра осуществляется итоговый учет результатов всех видов деятельности студентов по дисциплине. В качестве учетной формы выступает электронная экзаменационная ведомость, в которой, выставляется балл за каждое выполненное задание – элемент курса, итоговая сумма рейтинговых баллов и средняя оценка по курсу, полученная  в течение семестра и при выполнении дополнительных видов заданий.

Разработку системы оценивания качества образования в вузе затрудняет отсутствие единой концептуальной базы аттестации, методологии педагогических измерений, теории измерения изменений качества результатов обучения, структурирования и операционализации компетенций (перевод в плоскость измерений), слабая разработка измерителей (предметно-ориентированных тестов, тестов учебных достижений, тестов практических умений, портфолио, кейс-измерителей, анкет и т.д.).


Библиографический список
  1. Булганина, С.В., Лебедева, Т.Е., Хозерова, Т.П., Шкунова, А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru — 137PVN514 — Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014.
  2. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
  3. Самерханова Э.К., Круподёрова К.Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. 2011. № 6. С. 65-68.
  4. Лебедева Т.Е. Информационные технологии на практических занятиях в вузе // Высшее образование сегодня. 2007. № 8. С. 49-51.
  5. Шкунова, А.А. Технология управления процессом обучения организационному поведению бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 187-189.
  6. Булганина, С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 161-164.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шкунова Анжелика Аркадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация