ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС ОЦЕНИВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Русаков Артемий Николаевич
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Аннотация
В исследовании рассматривается разработка электронного ресурса на базе системы Moodle, позволяющего производить контроль и оценивание информационных компетенций посредством электронных тестов.

Ключевые слова: информатика, студенты


ELECTRONIC RESOURCE EVALUATION INFORMATION COMPETENCIES OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE

Rusakov Artemiy Nikolaevich
Baltic Federal University of Immanuel Kant

Abstract
The study examined the development of an electronic resource on the basis of the system Moodle, allowing to make monitoring and evaluation information competencies via electronic tests.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Русаков А.Н. Электронный ресурс оценивания информационных компетенций студентов-будущих учителей информатики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54336 (дата обращения: 19.04.2024).

Электронный ресурс оценивания информационных компетенций студентов-будущих учителей информатики.

Современное образование неразделимо с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Сегодня их повсеместное применение в учебном процессе стало нормой для большинства педагогов. Однако с растущими темпами применения современных технологий, соразмерно растут и запросы образовательного аппарата к подготавливаемым кадрам, что наиболее ощутимо при рассмотрении педагогов-информатиков.

В качестве объекта исследования выступает процесс оценивания информационных компетенций студентов-будущих учителей информатики.

Данных специалистов подготавливают во многих педагогических ВУЗах, к выпускникам которых определен перечень требований по наличию сформированных компетенций. Начиная со ФГОС 3+, дополнительные специальные компетенции определяются образовательным учреждением и/или разработчиками учебных программ. Опираясь на данный факт, нами были выбраны две дисциплины, включенные в перечень дисциплин направления 44.03.01, профиль информатика и ИКТ: «ИКТ в образовании» и «Архитектура компьютера». Данные дисциплины направлены на развитие информационных компетенций, поэтому, подойдут для апробации разработанного электронного ресурса.

Были выделены две компетенции, для оценивания которых создан электронный ресурс:

  1. Готов применять знания теоретической информатики, фундаментальной и прикладной математики для анализа и синтеза информационных систем и процессов
  2. Способен использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации

Определим понятие компетенция и информационная компетенция.

Компетенция – это набор знаний, умений и навыков, требующихся для осуществления профессиональной деятельности. [1..4]

Информационная компетенция – это способность самостоятельно работать с информацией, как при помощи устных и письменных средств, так и при помощи средств ИКТ.

В качестве испытуемых были выбраны студенты второго курса, изучающие данные дисциплины. Для составления тестов необходимо обладать достаточной компетентностью в данном вопросе, в связи с этим отобраны задания из Единого Государственного Экзамена по информатике, направленные на контроль данных компетенций. Преимущество данных заданий состоит в том, что они уже представлены в формате теста и охватывают значительную часть информационных компетенций. Также студенты, обучающиеся по направлению 44.03.01 сдавали ЕГЭ по информатике и должны обладать способностями к решению подобных задач.

В качестве средства разработки электронного образовательного ресурса для контроля и оценивания информационных компетенций студентов-будущих учителей информатики была выбрана система Moodle.

После сбора вопросной базы в текстовом формате DOCX, при помощи программы-конвертера данные были переведены в формат XML для массового импорта в систему Moodle.

Было зарегистрировано доменное имя moodle-lms.ru и направлено на личный сервер, где расположены файлы LMS Moodle.

Главная страница электронного ресурса.

рис. 1

После установки и настройки были созданы два электронных курса соответствующие выбранным дисциплинам, а также импортированы заранее подготовленные XML файлы, содержащие базу заданий:

                    

рис. 2

Следующий шаг – формирование тестов. Для этого необходимо воспользоваться добавлением нового ресурса типа – тест. Указаны необходимые настройки:

-название теста

-количество вопросов в одном тесте

-параметры оценивания заданий

-временные рамки прохождения.

-время прохождения теста – 30 минут.

-максимальный бал – 10.

-максимальный бал за выполнение одного задания – 1.

-минимальный бал за выполнение одного задания – 1.

форма добавления электронного теста

рис.3

В результате были сформированы 2 электронных курса, содержащие материалы для проведения контрольного тестирования (см. рис. 3).

Основные возможности электронного ресурса:

-создание контрольных заданий;

-распределение баллов контрольным заданиям;

-автоматизированная процедура контроля и оценивания;

-отображение индивидуальных и групповых статистических данных.

Результаты тестирования по предмету «Архитектура компьютера»:

рис. 4

Также система Moodle позволяет собирать и демонстрировать статистические данные в виде диаграмм:

 рис. 5

Результаты тестирования 2 курса по предмету «ИКТ в образовании», раздел «Алгоритмы и программирование»:

 рис. 6

 рис. 7

Разработанный электронный ресурс на платформе Moolde является мощным, и в тоже время гибким инструментом, с интуитивно понятным интерфейсом. Это делает его применение в образовательном процессе эффективным средством, не только для проведения процедур оценивания и контроля, но и выполнения других функций, предусмотренных возможностями системы.

Основные преимущества разработанного электронного ресурса:

-автоматизированная процедура контроля и оценивания

-возможность постоянно корректировки вопросной базы

-гибкая и логически продуманная выборка вопросов (возможность выделить типы вопросов, задать набор заданий для каждого типа)

-удаленный доступ к электронному ресурсу

-создание групп обучающихся

-обширные статистические данные (рис. 4..7)

Нам удалось успешно разработать электронный ресурс на базе системы Moodle и апробировать его на студентах второго курса, БФУ им. Иммануила Канта направления 44.03.01.


Библиографический список
  1. Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] / Г. Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276-279.
  2. Мензул Е.В. доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики Методы и формы контроля знаний студентов: компетентностный подход// Эл. текст. URL: http://www.myshared.ru/slide/176779/ (дата обращения: 24.03.2015)
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Эл.текст:http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758
  4. Ефремова Н.Ф. ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАДЕЖНОСТИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научный журнал «Фундаментальные исследования». 2014. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistema-kontrolya-i-otsenki-pri-formirovanii-proektno-informatsionnoy-kompetentsii-buduschih-pedagogov (дата обращения: 21.03.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «comdev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация