ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕСТОЛОГИИ

Векслер Виталий Абрамович
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении

Аннотация
В статье рассматриваются основные вехи возникновения тестологии как науки, ее влияние на развитие педагогики.

Ключевые слова: тест, тестирование, тестология


THE EMERGENCE TESTOLOGY

Wexler Vitaly Abramovich
N.G. Chernyshevsky Saratov State University
Ph.D., assistant professor of information systems and technologies in education

Abstract
The article examines the major milestones voznikonoveniya testology as a science and its influence on the development of pedagogy.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Векслер В.А. Возникновение тестологии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/48321 (дата обращения: 29.03.2024).

Понятие «тестология» имеет несколько значений: в переводе с английского языка  это «наука об испытании», другое понимание данного термина определяет ее как метод педагогических измерений, и их интерпретации.  Тестология стала междисциплинарной наукой, целью которой стало создание действенных  и строго научно определенных методик и инструментов измерения и диагностирования испытуемых. Как наука, она появилась и сформировалась в конце 19 – начале 20 веков на стыке нескольких поведенческих наук: психологии, социологии, педагогики.

Сегодня считается, что родоначальником тестологии, ученым сделавшим первые попытки измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, стал английский исследователь Френсис Гальтон (1882–1911). В 1884 году им была организована антропометрическая лаборатория на проводившейся тогда Всемирной выставке  в Лондоне. В данной лаборатории любой посетитель мог измерить свои физические возможности по разнообразным показателям: рост, сила кисти, острота зрения и др.  Таким образом, можно было собрать и проанализировать первые данные по индивидуальным особенностям простых психофизических функций. Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения необходимо  использовать как  средство оценивающее интеллект человека.

Он  определил три фундаментальных принципа тестирования:

1)  использование серии совершенного одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

2)  необходимость накопления и обработки статистических результатов для анализа полученных результатов;

3)  установление эталонов оценки.

Понятие «умственный тест» стал популярен после публикации статьи Джеймса Мак-Кина Кеттелла (1860–1944) «Умственные тесты и измерения», в 1890 году. Дж. Кеттелл посчитал тест уникальным средством для проведения научного эксперимента.

Он так же сформулировал ряд необходимых требований:

  • необходимо создавать совершенно одинаковые условия для всех испытуемых;
  • время тестирования ограничено (1 час);
  • для всех диагностируемых используются одинаковые инструкции
  • испытуемые должны четко понимать предлагаемые задачи для выполнения;
  • испытание должно проводиться без зрителей;
  • итоги проведенной диагностики должны обрабатываться с помощью статистических математических методов анализа (определяются минимальный, максимальный и средний показатель, вычисляется математическое ожидание и дисперсия).

Создатели самого первого педагогического теста,  для измерения интеллектуальных способностей детей,  А. Бине и Т. Симон, в период с 1905 по 1911 гг. провели эмпирическую проверку заданий, которые должны были быть включены в их тест. Критериями оценки заданий были эмпирическая мера трудности каждого задания, которую они опре­деляли по доле правильных ответов в группах детей разного возраста, и степень совпадения результатов теста с мнением преподавателей. Таким образом, были заложены основные характеристики теста: норма трудности и валидность. Ими была разработана уникальная для того времени шкала Бине — Симона. Показатель интеллекта Бине определял как разность между «умственным» и биологическим возрастом.

Необходимо подчеркнуть, что разработки по созданию, совершенствованию и использование тестов при решении практических задач, сопровождалась исследованиями в областях создания наборов  статистических  методов обработки и анализа полученных результатов.  В этом направлении работали многие ученые, среди них был и Карл Пирсон, создавший в1896 г. фундамент основ теории корреляции. Под влиянием его трудов формируется новая наука – прикладная статистика.

В начале ХХ века Чарльз Эдвард Спирмен (1863 – 1945), английский ученый, развивает теорию корреляционного анализа для стандартизации тестов. В 1904 г. он публикует свои классическими исследования: «Общий интеллект, объективно детерминированный и измеренный» и «Доказательность и измерение связи между двумя предметами». Он приходит к следующему выводу:  «корреляция между двумя переменными свидетельствует о наличии общего фактора, некоторой причины, определяющей эти переменные, и специфических факторов, характерных для каждой переменной». Тем самым им был определен путь целенаправленного отбора тестов для измерения различных сторон интеллекта человека. В ходе дальнейших исследований обнаружилось, что корреляции, явно или неявно существующие между тестами, не могут быть объяснены только наличием генерального общего фактора. В своем исследовании  «Способности человека», изданной в 1927 г. была предложена двухфакторная теория интеллекта, которая выделяла уже оговоренный ранее: общий (генеральный) фактор, образующий фундамент любых успешных умственных действий и им был предложен ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях.

С начала ХХ века определилось и педагогическое направление в развитии тестологии. Американский исследователь В.А. Макколл решил разделить тесты на два вида: Educatinal Test (педагогические или образовательные) и Intelligence Test  (психологические или определяющие уровень развития интелекта). Основной задачей педагогических тестов, по его мнению, стало диагностическое измерение успешности проведенного обучения по тем или иным предметам за определенный период, а также эффективность использования в образовательном процессе инновационных методов и технологий. Целью применения педагогических тестов, как считал В. Макколла, стало  создание рекомендаций по объединению в группы учащихся, по признаку усваивания одинакового по объему материала и усваивания материала примерно с одинаковой скоростью.

Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу и педагогу  Эдуарду  Ли  Торндайку (1874 – 1949).  Его, не без основания, считают  основопологателем современной системы педагогических тестовых измерений. Итогом проведенной исследовательской работы в области диагностирования обучаемых и применения метода тестов в педагогике стала книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений» (издана в 1904 г.). Первый же унифицированный тест, вышедший под руководством Э. Торндайка,  был тест на решение задач по счету, впервые снабженный «показателем».

В 1915 году Р.М. Йеркс создал свою серию тестов, главное отличие которой – полное изменение подхода к подсчету результатов проведанного тестирования. Вместо существовавших ранее возрастных долей, которые предложил в своих исследованиях А. Бине, диагностируемый получает за каждый правильно решенный тест заранее строго определенное количество баллов. Таким образом, проведение и подсчет результатов тестирования стало более эффективным.

Первые годы зарождения тестологии были годами поиска, позже тестирование выходит за пределы строго научного эксперимента и обращается в массовое явление, приводящее к полному итоговому осмыслению его роли и места в системе образования. Разрабатываются и внедряются в учебный процесс тесты О. Стоуна по счету,  Б. Зекингема для диагностирования правописания, Э. Торндайка тестирующих знания в большинстве школьных общеобразовательных дисциплин. Т. Келли разрабатывает диагностический аппарат позволяющий измерять  интересы и наклонности школьников.

Для более эффективной работы по разработке и использованию тестов стали создаваться частные и государственные организации и службы.   В1926 г. Советом колледжей (США) был принял к использованию тест SAT («Scholastic Aptitude Test» – полностью унифицированный оценочный тест для проведения вступительных экзаменов в высшие учебные заведения США). Он так же  определил структуру испытаний (в виде заданий для тестирования)  для оценки профессиональной деятельности работников образовательных учреждений. Позже,  в1947 гв США была создана «Educational Testing Service» (перев. с анг. – «Служба тестирования в образовании»), которая стала как научным центром педагогических исследований, так и базовой организацией, которая стала контролировать использование инструментов педагогического тестирования на всех уровнях образования.

Развиваться тестология в России начала после революции 1917 г. Было создано большое количество научно-исследовательских центров по разработке советских стандартов тестов (на основе существующих американских) и проверки уже получивших мировую известность измерительных диагностик. Но вскоре, отношение к тестологии резко изменилось. Хорошие результаты показывали испытуемые с «неблагополучным» для советского строя происхождением и плохие показатели показывали дети с пролетарскими корнями. Постановлением Наркомпроса 1936 г. работы были свернуты, в связи с «буржуазным» оттенком данного педагогического инструментария. Тем не менее тесты не исчезли полностью, их продолжали использовать при конроле выполнения самостоятельных работ, практических заданий и пр. Тестологические исследования, на научном уровне, начали возвращаться после 60-х годов 20-го века, на фоне дидактических исследований в области программированного обучения. К концу 20-го века, в России, снова были созданы центры, работающие в области тестологических исследований.

Сегодня роль тестирования как важнейшего, универсального инструмента контроля знаний обучающихся стремительно возрастает, происходит массовое, активное внедрение тестов в учебный процесс и создаются прямые предпосылки для создания и развития конструктивной и  эффективной системы управления качеством образования.


Библиографический список
  1. Аванесов В. С. Основные понятия педагогической тестологии//Научные проблемы тестового контроля знаний: Тез. докл. участников школы-семинара. М., 2005
  2. Аванесов В. С. Опыт построения теста для оценки знаний студентов// В. С.Аванесов , Б. В.Володин , В. И.Короза / Научная организация учебного процесса. М., 1976. Вып. 3, ч. 1.
  3. Баженов  Р.И. О методике разработки конспекта урока / Баженов Р.И., Баженова Н.Г. Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  4. Векслер В.А. -Проектирование для системы дополнительного образования информационной модели специалиста//Омский научный вестник. -2007. -№ 2(56). -С. 178-182.
  5. Матвиевская Е.Г. Тестология: проблемно-хронологический аспект // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки материалы XXVI преподавательской конференции. 2004. С. 25-31.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Векслер Виталий Абрамович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация