МЕТОД DOE (DEFENSIVE / OFFENSIVE EVALUATION) КАК АЛЬТЕРНАТИВА SWOT-АНАЛИЗУ

Иванеев В.С.1, Никифорова Е.В.2
1Финансовый Университет при Правительстве РФ, студент гр. БА 2-2М
2Финансовый Университет при Правительстве РФ, д.э.н., профессор

Аннотация
Данная статья посвящена анализу DOE. Целью данной статью является выделение основных критериев DOE анализа и его преимуществ перед SWOT анализом.

Ключевые слова: альтернатива SWOT, анализ DOE, стратегическое планирование


DOE ANALYSIS (DEFENSIVE / OFFENSIVE EVALUATION) AS ALTERNATIVO TO SWOT ANALYSIS

Ivaneev V.S.1, Nikiforova E.V.2
1Financial University under the Government of The Russian Federation, Student gr. BA2-2M
2Financial University under the Government of The Russian Federation, Doctor of economics, professor

Abstract
This article is about DOE analysis. The purpose of this article is to outline criteria of DOE analysis and his advantages over SWOT analysis.

Keywords: alternative to SWOT, DOE analysis, strategic planning


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванеев В.С., Никифорова Е.В. Метод DOE (Defensive / Offensive Evaluation) как альтернатива SWOT-анализу // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52603 (дата обращения: 29.03.2024).

В процессе своей деятельности любая компания для успешного развития использует отдельные элементы стратегического планирования. Одним из таких элементов является SWOT-анализ.

SWOT-анализ, разработанный в 1965 году в Гарварде, является одним из самых распространённых и известных инструментов при планировании развития компаний. Данный метод анализа делит факторы, на 4 категории которые выбираются для каждого предприятия в соответствии с его спецификой, на 4 категории[1]:

  1. Факторы силы (Strengths),
  2. Факторы слабости (Weaknees),
  3. Возможности (Opportunities)
  4. Угрозы (Threats).

Вышеописанные категории делятся на факторы внешней среды (Opportunities, Threats) и внутренней среды (Strengths,Weaknees).

Например, управление производственным процессом- это фактор внутренней среды, но государственные законы и постановления, касающееся регулирования деятельности предприятия- факторы внешней среды.

В подборе факторов для SWOT анализа кроется универсальность этого инструмента и один из его существенных недостатков: отсутствие формализации критериев отбора факторов. Факторы SWOT выбираются тем или иным экспертом в виде оценочного суждения, что не гарантирует что все действительно важные и весомые факторы будут учтены[2]. Из этой особенности вытекают основные недостатки SWOT-анализа: SWOT- поверхностный анализ и импровизированные категории вместо методичного исследования. При анализе в большинстве случаев нет критериев по определению приоритетности факторов и четкой методики их корреляции.

В связи с вышеобозначенным, на смену SWOT-анализу может успешно прийти так называемый метод DOE (Defensive / Offensive Evaluation), представленный в 2005 году профессором  Erhard K. Valentin из  Weber State University [3].

Этот метод нацелен на главные бизнес-процессы организаций:

1) защитный процесс, нацеленный на удержание уже завоеванного рынка;

2) наступательный процесс – завоевание уже дополнительного рынка.

Защитная оценка-подразумевает анализ на уязвимость предприятия и поиск путей его укрепления. Однако, данную оценку невозможно провести до тех пор, пока не будет выявлено то место, в котором предприятие генерирует ценность для стэйкхолдеров. Данный этап делится на три шага:

  1. Рассмотрение внутренних факторов деятельности с целью анализа использования ресурсов и их эффективности.
  2. Рассмотрение внешних неконкурентных факторов, способных повлиять на доходы или расходы даже монополиста отрасли.
  3. Рассмотрение конкурентной среды путем оценки конкурентов, угрозы новых участников рынка и появления товаров-субститутов.

Наступательная оценка-относится к «стартапам» и расширению существующих предприятий и делит их на 2 категории «пионеры» и «браконьеры».

1.«Пионеры» -те компании, что осваивают новые рынки пустые рынки.

Оценка таких компаний включает в себя анализ потенциала выхода на рынок и защиты его после выхода.

2. «Браконьеры» -компании, борющиеся за рынок с конкурентами. Оценка для таких компаний состоит в выявлении недостатков и уязвимостей конкурентов.

В заключении данной статьи, следует отметить, что DOE анализ является более объективным, при условии смещения главного аспекта анализа в сторону получения системного понимания. Аналитики, которые предпочитают структуру SWOT-анализа могут обнаружить, что большую часть результатов DOE-анализа можно отнести к категориям SWOT-анализа. Но даже когда такая ситуация возможна без излишнего упрощения и нарушения причинно-следственных связей, DOE-анализ остаётся более объективным, так как гарантирует, что перед оценкой была проведена классификация, позволяющая получить стратегическое и системное понимание.


Библиографический список
  1. Иванова Е. А. Особенности применения SWOT-анализа в маркетинговой деятельности российских предприятий // Научный вестник Уральской академии государственной службы. – 2009.
  2. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — № 1 (21)
  3. Valentin, Erhard K. Away With SWOT Analysis: Use Defensive/Offensive Evaluation Instead Journal of Applied Business Research;Spring 2005,
  4. Leigh D. Chapter 5. SWOT Analysis / D. Leigh // Handbook of Improving Performance in the Workplace / ed. by K. H. Silber et al. – John Wiley & Sons, Ltd., 2009. – Vol. 2 – P. 115–140.
  5. Houben G. A knowledge-based SWOT-analysis system as an instrument for strategic planning in small and medium sized enterprises / G. Houben, K.
  6. Wikipedia: The Free Encyclopeda http://en.wikipedia.org/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Иванеев Вячеслав Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация