РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Учаева Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»

Аннотация
В статье приводятся сведения о развитии основных инфраструктурных составляющих транспортного комплекса Пензенской области. Дан краткий обзор некоторым существующим проблемам и показано практическое их решение на уровне региона.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, дорожное хозяйство, инфраструктура, Пензенская область, транспортный комплекс


DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF FUNCTIONING OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE PENZA REGION

Uchaeva Tatyana Vladimirovna
Penza State University Architecture and Construction
сandidate of economic sciences, associate professor of «Economics, organization and management of production»

Abstract
The article presents information on the development of the main infrastructure components of the transport complex of the Penza region. A brief overview of some existing problems and shows their practical solution at the regional level.

Keywords: infrastructure, Penza region, road transport, roads, transport sector


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Учаева Т.В. Развитие и проблемные вопросы функционирования транспортного комплекса Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52201 (дата обращения: 11.04.2024).

Транспортный комплекс Пензенской области является составной частью экономики региона. Транспортный комплекс Пензенской области включает в себя автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт [1].

Автомобильный транспорт является одним из основных социально-значимых видов услуг и самым массовым и доступным видом транспорта [1]. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Пензенской области осуществляют 389 субъектов различной формы собственности -  на 502 маршрутах, в том числе – 323 муниципальных (из них 84 – по г.Пензе), 152 межмуниципальных (пригородных и междугородных), 27 межобластном. Протяженность маршрутных линий составляет более 22 тыс. км и охватывает свыше 70 % населенных пунктов области.

Созданная система транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта региона позволяет осуществить межвидовую увязку различных видов транспорта, в том числе в областном центре. Так, выгодное взаиморасположение железнодорожного и автомобильного вокзалов на территории г. Пензы позволяет пассажирам в течении нескольких минут осуществить пересадку с одного вида транспорта на другой, а в случае необходимости на автобусах регулярных маршрутов добраться до воздушных ворот области – Аэропорта г. Пензы.

Аналогичная ситуация с расположением инфраструктурных объектов наблюдается и в районах области, когда автостанции расположены в непосредственной близости от железнодорожных вокзалов районных центров.

Одним из важных вопросов качества представляемых услуг  по перевозке пассажиров автомобильным транспортом является  вопрос замены подвижного состава, отработавшего свой ресурс.

В частности, в рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения, развитие территориальной сети автомобильных дорог и транспортного комплекса Пензенской области» проводится замена устаревшего подвижного состава, работающего на маршрутах регулярных перевозок, на более вместительный и комфортабельный. На сегодняшний день приобретено 58 единиц транспорта.

С целью снижения затрат, обеспечения контроля за работой автотранспорта, состоянием объектов транспортной инфраструктуры,  определения их технического состояния и контроля за своевременностью и качеством соответствующих мероприятий по обслуживанию и ремонту подвижного состава на базе создана система диспетчерского управления перевозками на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозках. Функционирует система диспетчерского управления движением общественного транспорта в г. Пензе.

Аэропорт г.Пензы расположен в 600 км восточнее Московского аэроузла и находится на пересечении воздушных трасс Европа – Средний Восток, Европа – Юго-Восточная Азия, Урал – Украина – Южная Европа, Север – Юг Европейской части территории России.

Благоприятные погодно-климатические условия в аэропорту г.Пензы позволяют гарантированно осуществлять прием и отправку воздушных судов в среднем 321 день в году.

Аэропорт г. Пензы включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России. Программой предусмотрена реконструкция и развитие аэропорта.

Правительством Пензенской области были приняты меры по оснащению аэропорта соответствующим оборудованием, механизмами, проведена реконструкция аэровокзала, склада ГСМ, гостиницы, столовой. Выполнены строительно-монтажные работы по устройству заграждения и патрульной дороги.

На территории области функционируют 4 направления пригородных железнодорожных сообщений: Пачелмское, Кузнецкое, Рузаевское и Ртищевское. В развитии железнодорожного транспорта стоит отметить следующие проблемы.

Многие постоянные устройства и сооружения железнодорожного транспорта имеют высокую степень изношенности, их технический уровень недостаточен. Практически отсутствуют скоростные и высокоскоростные железнодорожные линии. Сохраняется недостаток пассажирского подвижного состава. Парки локомотивов и грузовых вагонов крайне изношены, их технический уровень не соответствует современным требованиям.

Руководством пригородных железнодорожных компаний проводится сокращение обслуживаемых направлений.

Сеть автомобильных дорог региона сегодня составляет более 6 800 км из них: 3 722 км автодороги регионального и межмуниципального значения, 2 358 км автодорог передано и находятся в пользовании муниципальных образований, 720 км автодорог общего пользования федерального значения. Только на автомобильных дорогах регионального значения эксплуатируется более 250 мостов и путепроводов.

В соответствии с требованиями федерального законодательства за счет средств бюджета Пензенской области создан дорожный фонд Пензенской области, средства которого были направлены на финансовое обеспечение дорожной деятельности по следующим направлениям:

- содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкция действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пензенской области и искусственных сооружений на них, в том числе изыскательские, проектные, сметные работы;

- оплата налога на имущество Пензенской области в части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пензенской области, искусственных сооружений на них и объектов, необходимых для содержания этих дорог;

- реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пензенской области.

- предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований городских округов и поселений Пензенской области для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий, для софинансирования капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования, строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием  и т.д.

На автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения выполнены работы по содержанию 4486,3 км автодорог, 4092 шт. искусственных сооружений, отремонтировано 66,76 км автодорог, 181,87 п.м. искусственных сооружений, проведены работы по устройству и восстановлению 8 автопавильонов, построено 1,434 км автодорог, проведена паспортизация 800 км автодорог, выполнены проектные работы по 61 объекту.

Для содержания, ремонта, капитального ремонта, строительства и реконструкцию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пензенской области и искусственных сооружений на них в Пензенской области действует программа «Повышение безопасности дорожного движения, развитие территориальной сети автомобильных дорог и транспортного комплекса Пензенской области». Основная часть финансирования по данной программе направлена на мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Это связано с тем, что территориальные автодороги Пензенской области в основном строились хозяйственным способом с применением местных и малопрочных материалов, многие из них требуют реконструкции и усиления дорожной одежды. За последние 10 лет преобладающее большинство автодорог регионального или межмуниципального значения ремонтировались или реконструировались на отдельных участках только один раз с даты ввода в эксплуатацию в 80-90-х годах прошлого столетия (менее 10% от протяженности сети), более 50% автодорог не ремонтировались ни разу. В отдельные годы ремонт вообще не предусматривался финансированием.

Все это привело к тому, что львиная доля средств содержания уходит на ямочный ремонт. За 5 последних лет ежегодный прирост объемов ямочного ремонта составлял 20-25%, а иногда достигал 50%.

Для приведения сети дорог в нормативное состояние хотя бы за 4 года, учитывая их фактическое состояние и действующие межремонтные сроки, необходимо ежегодно ремонтировать порядка 300-500 км автодорог.

Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пензенской области осуществляется 26 подрядными организациями.

Ведется работа по дальнейшему улучшению транспортно-эксплуатационного состояния обслуживаемой сети дорог и повышению уровня безопасности дорожного движения, в частности, планируется дальнейшее наращивание объемов круглогодичной разметки термопластиком и дорожных световозвращателей на автодорогах регионального значения. Кроме того, на ряде опасных участков автодорог регионального значения в населенных пунктах планируется впервые выполнить освещение пешеходных переходов с применением современных технологий.

Для дальнейшего развития транспортного комплекса Пензенской области Правительством Пензенской области планируется участие в федеральных программах по развитию транспортной инфраструктуры, а также для решения существующих проблем выделение средств из областного бюджеты на выполнение программных мероприятий.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Министерства промышленности, развития предпринимательства, информационной политики и информатизации Пензенской области http://prom.pnzreg.ru/
  2. Постановление Правительства Пензенской области от 16 ноября 2009 года № 873- пП «Об утверждении порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Пензенской области»;


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Учаева Татьяна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация