СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР И НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Гетманова Светлана Леонидовна
Санкт-Петербургский горный университет
соискатель

Аннотация
В современных условиях российской системе образования необходимо уделять должное внимание духовно-нравственному и гармоническому развитию индивида. В рамках гуманизации педпроцесса медицинского вуза с целью улучшения качества профессиональной подготовки обучающихся необходимо создать все необходимые условия для полноценной социализации личности студентов-медиков. Только в этом случае общество получит медицинских работников с необходимыми профессиональными компетенциями и активной гражданской позицией.

Ключевые слова: врачебная ментальность, гармоническое развитие, гуманизация., критическое мышление, нравственный императив, социализация


SOCIALIZATION OF STUDENT BODY AS AN IMPORTANT FACTOR AND INSEPARABLE PART OF A PROCESS OF MODERNIZATION OF HEALTH CARE SYSTEM

Getmanova Svetlana Leonidovna
Saint Petersburg Mining University
post graduate

Abstract
Under modern conditions Russian education system should give due consideration to moral and spiritual and harmonic development of an individual. As part of humanization of pedagogical process of a medical institution for the purpose of quality improvement of students’ professional training it is necessary to create all the required conditions for a complete socialization of personality of medical students. Only in this case society will receive health workers with required professional competences and active citizenship.

Keywords: critical thinking, harmonic development, humanization, medical mentality, moral imperative, socialization


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гетманова С.Л. Социализация студенчества как важный фактор и неотъемлемая часть модернизации системы здравоохранения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51401 (дата обращения: 11.04.2024).

Современное общество предъявляет повышенные требования к качеству медицинского образования полагая, что к концу обучения у студентов-медиков будут сформированы необходимые для медицинской деятельности профессиональные и общекультурные компетенции. Главным ориентиром этико-правового регулирования медицинской деятельности является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] и ряд подзаконных актов, необходимых в работе каждого лечебного учреждения. Однако, не стоит забывать, что для качественного исполнения своих должностных обязанностей у выпускников медицинского вуза за время обучения должен быть сформирован нравственный императив, являющийся связующим звеном всего медицинского сообщества.

В условиях инновационного общества проблемы эффективности вузовской подготовки специалиста, социализации личности медицинского работника и степень востребованности его на рынке труда должны рассматриваться в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Только в этом случае мы можем получить ожидаемый результат в процессе реализации национального проекта в области здравоохранения и улучшить качество жизни россиян [2, с. 79].

Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [3, с. 83]. 3 июля 2014 г. на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям В.В. Путин отметил: «Приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [4].  Ведущую роль в процессе нравственно-патриотического воспи­тания молодежи должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества могут стать ориентиром для  формирования багажа социокультурных особенностей и профессиональных компетенций [5].

В то же время нельзя сбрасывать со счетов и роль СМИ в процессе социализации молодежи. Святейший Патриарх Алексий II, выступая на очередной сессии ПАСЕ (02.10.2007), отметил: «…в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан, направляя свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов» [6].

Жизнь современного общества не стоит на месте, многое меняется в нашей жизни, и людям необходимо адаптироваться к этим изменениям. Российские ВУЗы были, есть и будут очагом культуры, местом духовно-нравственного становления граждан России, сбережения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Именно поэтому, в инновационном обществе система образования должна быть ориентирована на гармоническое развитие индивида [7, с. 51].

Гармоническое развитие индивида – фундамент, на котором строится будущее человечества. Член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов подчеркивал необходимость формирования «универсально развитого индивида, свободного от классовых шор и националистических ограничений, меняющего формы своей жизнедеятельности в зависимости от потребностей общества и потребностей своего саморазвития» [8, с. 201].

Термин «студенческий возраст» характеризует период развития личности, протекающего во время обучения индивида в среднем специальном или высшем учебном заведении, так как именно в этом возрасте происходит активизация социальных функций и формирование тех навыков, которые будут необходимы в профессиональной деятельности [9]. С рамках деятельностного подхода социализация определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [10, с. 241].

Безусловно, в современных условиях российской системе образования необходимо уделять должное внимание духовно-нравственному и гармоническому развитию индивида. «Любая медицинская специальность формируется исходя из моральных оснований, имеет моральное значение и наполнена моральным смыслом. Забвение нравственной компоненты медицины грозит обществу бездумным и бесконтрольным внедрением в практику новых технологий, применение которых связано с неопределённостью последствий и опасностью воздействия на жизнь конкретного индивида и всего социума» [11, с. 138].

Врачебная ментальность формируется у студентов-медиков как «социальный архетип» [12, с. 86–87], сложившийся на основе группового (общественного) сознания благодаря синтезу личностного и социального. «Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом». Врачебный менталитет  не является врожденным феноменом, он может быть только социально приобретен, поэтому в медицинских вузах гуманизации педпроцесса следует уделять особое внимание [13]. Проблемы социализации студентов-медиков рассматриваются в ряде опубликованных работ [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].

Современное инновационное общество задает быстрый темп развития, и медицинскому работнику нужно стараться идти в ногу со временем. С момента получения диплома о высшем образовании процесс обучения для врача не заканчивается. Знания – продукт скоропортящийся, они способны устаревать и видоизменяться, поэтому каждому специалисту необходимо регулярно заниматься самообразованием. В индивидуальном плане некомпетентность специалиста может квалифицироваться как невежество, а в общекультурном – как идеология антигуманизма, влекущая за собой рост числа «ошибок» как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности [22]. Все это актуализирует проблему регулярного самообразования врача и его мотивации на успешную работу в определенной области.

Безусловно, от гуманизации и гуманитаризации педпроцесса медицинского вуза многое зависит в деле профессиональной подготовки медицинских кадров, но нельзя забывать и о субъективном факторе – личности обучающегося и его деятельностном подходе к своей судьбе и благу общества. Гармоническое воспитание человека начинается в семье, поэтому приоритетом социальной политики любого государства должно быть возрождение семейных ценностей, на базе которых образовательные учреждения страны смогут формировать те или иные компетенции, необходимые личности в профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12191967/  (дата обращения 12.03.2015).
  2. Гетманова С.Л. Профессиональная культура врача в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза //  Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 36. – С. 76–80.
  3. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 30. – с. 79–83.
  4. Заседание Совета по межнациональным отношениям  / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/46144 (дата обращения 12.03.2015).
  5. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования //  Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 31. – с. 57–61.
  6. Выступление Святейшего Патриарха Алексия на очередной сессии ПАСЕ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/301775.html (дата обращения 12.03.2015).
  7. Гетманова С.Л. Гармоническое развитие индивида в условиях инновационного общества //  Инновации в науке. – 2014. – №  4 (32). – С. 48–52.
  8. Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Ростов-на-Дону, 2009 – Т. 2. – 368 с.
  9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Питер, 2010, – 288 с.
  10. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Наука, 1994. – 325 с.
  11. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 131–139.
  12. Касьянова К.А. О русском национальном характере. – М.: Институт национальной модели экономики, 1994. – 368 с.
  13. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 4 (5). – С. 5.
  14. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  15. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
  16. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  17. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 77–86.
  18. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  19. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 6. – С. 5–9.
  20. Крамская С.В. Роль регионального компонента образования в процессе социализации студентов-медиков // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – № XXI. – С. 94–99.
  21. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – с. 27–30.
  22. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гетманова Светлана Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация