СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА НА ОСНОВЕ КЛАССИЧЕСКОГО ABC-АНАЛИЗА

Черемисина Ирина Александровна1, Баженов Руслан Иванович2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В предложенной статье раскрывается сущность действий АВС–анализа в организации, занимающихся торговлей. Произведен классический АВС–анализ ассортимента продукции, находящихся на складе, для реализации товаров. Приводятся выводы для улучшения предложений по обеспечению данной базы. Приведенный анализ можно использоваться в организациях, которые занимается реализацией продовольственных товаров, и для обучения студентов.

Ключевые слова: АBC-анализ, анализ ассортимента, ассортимент продукции


IMPROVING THE RANGE OF GOODS GROCERY STORE ON THE BASIS OF THE CLASSICAL ABC ANALYSIS

Cheremisina Irina Aleksandrovna1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, Student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
In the proposed article reveals the essence of action of ABC analysis in the organization involved in the trade. Produced classic ABC analysis of a range of products that are in stock, for sale. Conclusions to improve the proposals for maintaining this database. The analysis can be used in organizations that is engaged in selling food, and for teaching students.

Keywords: ABC analysis, analysis range, range of products


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Черемисина И.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров продовольственного магазина на основе классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/50776 (дата обращения: 29.03.2024).

Ассортиментная политика является важным направлением деятельности организации. Она приобретает несомненную значимость, так как потребитель выдвигает требования по качеству и ассортименту, и поэтому необходимо построить эффективную систему работы с предлагаемым товаром.

АВС-анализ применяется часто, так как является простым и мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие первостепенного внимания. ABC-анализ – распространенный метод исследования, показывающий направления для оптимизации ассортимента. Повышение эффективности продукции и увеличение объема продаж зависят от правильной оценки прибыльности каждой позиции, отсутствия продуктов, затраты на которые не окупаются. Ассортимент обычно анализируется по двум характеристикам: объем продаж и получаемая прибыль. АВС-анализ разбивает продукцию на группы: К группе «A» будут отнесены продукты, доля нарастающего итога которого близка к 0,8 (т.е. 80%). К группе «В» относятся все товары, находящиеся выше позиции, где значение нарастающего итога будет приблизительно равно 0,95 (т.е. 95%), а к группе «С» будут отнесены все оставшиеся товары, расположенные ниже группы «B» – эти товары будут являться неликвидными.

Проблемами применения ABC-анализа в различных отраслях экономики занимались российские и зарубежные ученые. А.П.Бровин провел управление запасами широкой номенклатуры с использованием ABC-анализа [1]. Применение логистического ABC-анализа для исследования объемов реализации светлых нефтепродуктов на АЗС показали А.Д.Бурдин и А.В.Куликов [2]. Е.А.Рябухина и др. [3] рассмотрели применение ABC-анализа для решения инженерных задач планирования и прогнозирования. Е.А.Березина провела анализ сбыта сливочного масла в ООО «Коймолпром» методом ABC-анализа [4]. Методикe оценки формирования ассортимента коммерческого предприятия рассмотрела С.А.Вечкуткина [5].     А.А. Наумов исследовал проблемы некоторых классических методов анализа экономических систем [6]. Р.И.Баженов и др. показали применение ABC-анализа в различных областях [7-16]. Рассматриваемый вид анализа широко применяется в работах зарубежных ученых [17, 18].

Представим АВС-анализ ассортимента товаров. Организация, которая предоставила данные о реализации ассортимента продукции, находится в с.Амурзет. В работе номенклатура товаров вся прописана. Ассортимент составляет 44 вида.

Отчет из информационной системы показывает количество проданного товара (единиц) и объем продаж (в рублях) (табл.1) за декабрь 2014 года.

Таблица 1 – Исходные данные для ABC-анализа

Наименование товара

Кол-во за декабрь

Выручка, руб.

Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953

4

1050

Печенье Добрая печка (Слобода) 06340

8

1530

Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555

5

1850

Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171

6

1020

Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576

8

2220

Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582

7

2775

Чакопай Лотте (12 шт. в коробке)

8

1980

Зелень петрушки сушенная арт. 23486

15

1995

Сахар Приморье

30

2100

Соль фасованная Иод в/с помол №1

12

510

Соль фасованная Экстра

10

510

Масло подсолнечное Масленица

42

5600

Рожки в/с (союзпищепром)

34

1450

Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк.

12

720

Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина)

18

720

Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород)

22

1440

Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.)

21

4080

Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК)

28

3462

Сыр Российский 50%

4

3200

Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн)

8

732

Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн)

17

360

Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн)

13

360

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн)

15

456

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн)

20

456

Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция)

5

860

Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск)

1

330

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий

48

295

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика

25

295

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий

36

295

Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390

15

300

Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353

8

2940

Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685

10

1360

Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица)

1

5500

Яйцо 1 категории (30*12)

28

6750

Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл

12

705

Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл

14

720

Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор)

6

648

Рис

34

2150

Горох колотый (Ларица)

28

720

Крупа гречневая

43

1250

Минтай

21

1968

Сортируем по столбцу «Выручка» объекты ассортимента продукции в порядке убывания продукции. Производим вычисление доли дохода от реализации каждой позиции и доли с нарастающим итогом анализа ассортимента и разбиваем номенклатуру по группам. Разбиение на группы в соответствии с объемом продаж: группа А – 80%; группа В – 15%, группа С – 5%. Полученные результаты приведем в табл. 2.

Таблица 2 – Разбиение продукции по группам ABC-анализа

Наименование товара Выручка (руб.) Доля выручки, % Доля выручки с нарастающим итогом Группа АВС
42 Сельдь пресервы (4,5 кг) (Россия)

9000

11,13%

11,13%

A

34 Яйцо 1 категории (30*12)

6750

8,35%

19,48%

A

12 Масло подсолнечное Масленица

5600

6,93%

26,41%

A

33 Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица)

5500

6,80%

33,21%

A

17 Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.)

4080

5,05%

38,26%

A

18 Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК)

3462

4,28%

42,54%

A

19 Сыр Российский 50%

3200

3,96%

46,50%

A

31 Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353

2940

3,64%

50,14%

A

6 Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582

2775

3,43%

53,57%

A

44 Окорочок Здоровая ферма

2280

2,82%

56,39%

A

5 Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576

2220

2,75%

59,14%

A

38 Рис

2150

2,66%

61,80%

A

9 Сахар Приморье

2100

2,60%

64,39%

A

8 Зелень петрушки сушенная арт. 23486

1995

2,47%

66,86%

A

7 Чакопай Лотте (12 шт. в коробке)

1980

2,45%

69,31%

A

41 Минтай

1968

2,43%

71,74%

A

43 Печень говяжья

1900

2,35%

74,10%

A

3 Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555

1850

2,29%

76,38%

A

2 Печенье Добрая печка (Слобода) 06340

1530

1,89%

78,28%

A

13 Рожки в/с (союзпищепром)

1450

1,79%

80,07%

B

16 Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород)

1440

1,78%

81,85%

B

32 Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685

1360

1,68%

83,53%

B

40 Крупа гречневая

1250

1,55%

85,08%

B

1 Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953

1050

1,30%

86,38%

B

4 Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171

1020

1,26%

87,64%

B

25 Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция)

860

1,06%

88,70%

B

20 Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн)

732

0,91%

89,61%

B

14 Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк.

720

0,89%

90,50%

B

15 Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина)

720

0,89%

91,39%

B

36 Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл

720

0,89%

92,28%

B

39 Горох колотый (Ларица)

720

0,89%

93,17%

B

35 Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл

705

0,87%

94,04%

B

37 Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор)

648

0,80%

94,85%

B

10 Соль фасованная Иод в/с помол №1

510

0,63%

95,48%

C

11 Соль фасованная Экстра

510

0,63%

96,11%

C

23 Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн)

456

0,56%

96,67%

C

24 Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн)

456

0,56%

97,24%

C

21 Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн)

360

0,45%

97,68%

C

22 Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн)

360

0,45%

98,13%

C

26 Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск)

330

0,41%

98,53%

C

30 Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390

300

0,37%

98,91%

C

27 Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий

295

0,36%

99,27%

C

28 Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика

295

0,36%

99,64%

C

29 Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий

295

0,36%

100,00%

C

Итого

80842

100%

Для подробного анализа данных составляем таблицу (табл. 3).

Таблица 3 – Итоговые значения по выручке и количеству наименований

Группа

Объем продаж, кол-во

Доля, %

Количество наименований

Доля, %

Группа А

63280

78%

19

43,2%

Группа В

13395

17%

14

31,8%

Группа С

4167

5%

11

25,0%

Итого:

80842

100%

44

100%

Проанализировав данные из табл. 3, можно сделать вывод:

  1. Группа А содержит 19 наименования (Сельдь пресервы (4,5 кг) (Россия), Яйцо 1 категории (30*12), Масло подсолнечное Масленица, Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица), Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.), Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК), Сыр Российский 50%, Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353, Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582, Окорочок Здоровая ферма, Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576, Рис, Сахар Приморье, Зелень петрушки сушенная арт. 23486, Чакопай Лотте (12 шт. в коробке), Минтай, Печень говяжья, Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555, Печенье Добрая печка (Слобода) 06340), что составляет около 52,5% от общего количества продукций исследуемого ряда продукции. Однако, доля выручки на данную группу составляет 80% в общем объеме продаж.
  • Группа В включает в себя 14 наименование: Рожки в/с (союзпищепром), Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород), Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685, Крупа гречневая, Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953, Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171, Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция), Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн), Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк., Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина), Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл, Горох колотый (Ларица), Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл, Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор)), наименований продукции, что составляет 27,5% от общего количества продукции. Доля выручки на данную группу приходится 15% от общего объема продаж.
  • Группа С включает в себя 11 наименований: Соль фасованная Иод в/с помол №1, Соль фасованная Экстра, Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн), Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн), Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн), Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн), Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск), Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390, Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий, Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика, Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий), наименования, что составляет 20% от общего количества ассортимента. Доля выручки на данную группу приходится 5% от общего объема продаж.

Продублируем с объектами анализа ассортимента продукции в порядке убывания товара в шт. каждой позиции (табл. 4).

Таблица 4 – Разбиение ассортимента продукции (кол-во) по группам

Наименование товара Кол-во Доля выручки, % Доля выручки с нарастающим итогом Группа АВС
Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий

48

6,53%

0,065306122

A

Крупа гречневая

43

5,85%

0,123809524

A

Масло подсолнечное Масленица

42

5,71%

0,180952381

A

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий

36

4,90%

0,229931973

A

Рожки в/с (союзпищепром)

34

4,63%

0,276190476

A

Рис

34

4,63%

0,32244898

A

Сахар Приморье

30

4,08%

0,363265306

A

Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК)

28

3,81%

0,401360544

A

Яйцо 1 категории (30*12)

28

3,81%

0,439455782

A

Горох колотый (Ларица)

28

3,81%

0,47755102

A

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика

25

3,40%

0,511564626

A

Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород)

22

2,99%

0,541496599

A

Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.)

21

2,86%

0,570068027

A

Минтай

21

2,86%

0,598639456

A

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн)

20

2,72%

0,62585034

A

Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина)

18

2,45%

0,650340136

A

Сельдь пресервы (4,5 кг) (Россия)

18

2,45%

0,674829932

A

Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн)

17

2,31%

0,697959184

A

Зелень петрушки сушенная арт. 23486

15

2,04%

0,718367347

A

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн)

15

2,04%

0,73877551

A

Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390

15

2,04%

0,759183673

A

Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл

14

1,90%

0,778231293

A

Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн)

13

1,77%

0,795918367

A

Соль фасованная Иод в/с помол №1

12

1,63%

0,812244898

B

Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк.

12

1,63%

0,828571429

B

Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл

12

1,63%

0,844897959

B

Окорочок Здоровая ферма

12

1,63%

0,86122449

B

Соль фасованная Экстра

10

1,36%

0,874829932

B

Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685

10

1,36%

0,888435374

B

Печенье Добрая печка (Слобода) 06340

8

1,09%

0,899319728

B

Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576

8

1,09%

0,910204082

B

Чакопай Лотте (12 шт. в коробке)

8

1,09%

0,921088435

B

Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн)

8

1,09%

0,931972789

B

Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353

8

1,09%

0,942857143

B

Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582

7

0,95%

0,952380952

C

Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171

6

0,82%

0,960544218

C

Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор)

6

0,82%

0,968707483

C

Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555

5

0,68%

0,975510204

C

Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция)

5

0,68%

0,982312925

C

Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953

4

0,54%

0,987755102

C

Сыр Российский 50%

4

0,54%

0,993197279

C

Печень говяжья

3

0,41%

0,997278912

C

Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск)

1

0,14%

0,998639456

C

Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица)

1

0,14%

1

C

Итого:

735

100%

Для подробного анализа данных составляем таблицу (табл. 5).

Таблица 5 – Итоговые значения по объему продаж и количеству наименований

Группа Объем продаж, кол-во Доля, % Количество наименований Доля, %
Группа А

585

80%

23

52,3%

Группа B

108

15%

11

25,0%

Группа C

42

6%

10

22,7%

Итого:

735

100%

44

100%

Проанализировав данные из табл. 5, можно сделать вывод:

  1. Группа А содержит 23 наименования (Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн) , Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл , Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390, Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн) , Зелень петрушки сушенная арт. 23486, Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн), Сельдь пресервы (4,5 кг) (Россия), Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина), Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн), Минтай, Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.), Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород), Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика, Горох колотый (Ларица), Яйцо 1 категории (30*12), Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК), Сахар Приморье, Рис, Рожки в/с (союзпищепром), Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий, Масло подсолнечное Масленица, Крупа гречневая, Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий), что составляет около 55% от общего количества исследуемых продукций. Однако, доля выручки на данную группу составляет 80% в общем объеме продаж
  2. Группа В включает в себя 11 наименование (Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353, Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн), Чакопай Лотте (12 шт. в коробке), Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576, Печенье Добрая печка (Слобода) 06340, Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685, Соль фасованная Экстра, Окорочок Здоровая ферма, Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл, Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк., Соль фасованная Иод в/с помол №1), что составляет 27,5% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 15% от общего объема продаж.
  3. Группа С включает в себя 10 наименования (Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица), Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск), Печень говяжья, Сыр Российский 50%, Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953, Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция), Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555, Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор), Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171, Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582), что составляет 17,5% от общего количества продукции. Доля выручки на данную группу приходится 5% от общего объема продаж.

Для сравнения полученных результатов сделали совмещение АВС-анализа ассортиментов проданного количества продукции и выручки в рублях. Возьмем из табл.2 и табл. 4 столбцы «Наименование товаров» и «Группа», отсортируем продукцию в алфавитном порядке и сцепим эти группы (табл. 6).

Таблица 6 – Сортировка и сцепление групп товаров

Наименование товара

Группа АВС

Наименование товара

Группа АВС

Сцепление групп
Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953

B

Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953

C

BC

Печенье Добрая печка (Слобода) 06340

A

Печенье Добрая печка (Слобода) 06340

B

AB

Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555

A

Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555

C

AC

Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171

B

Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171

C

BC

Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576

A

Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576

B

AB

Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582

A

Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582

C

AC

Чакопай Лотте (12 шт. в коробке)

A

Чакопай Лотте (12 шт. в коробке)

B

AB

Зелень петрушки сушенная арт. 23486

A

Зелень петрушки сушенная арт. 23486

A

AA

Сахар Приморье

A

Сахар Приморье

A

AA

Соль фасованная Иод в/с помол №1

C

Соль фасованная Иод в/с помол №1

B

CB

Соль фасованная Экстра

C

Соль фасованная Экстра

B

CB

Масло подсолнечное Масленица

A

Масло подсолнечное Масленица

A

AA

Рожки в/с (союзпищепром)

B

Рожки в/с (союзпищепром)

A

BA

Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк.

B

Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк.

B

BB

Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина)

B

Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина)

A

BA

Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород)

B

Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород)

A

BA

Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.)

A

Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.)

A

AA

Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК)

A

Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК)

A

AA

Сыр Российский 50%

A

Сыр Российский 50%

C

AC

Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн)

B

Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн)

B

BB

Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн)

C

Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн)

A

CA

Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн)

C

Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн)

A

CA

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн)

C

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн)

A

CA

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн)

C

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн)

A

CA

Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция)

B

Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция)

C

BC

Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск)

C

Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск)

C

CC

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий

C

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий

A

CA

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика

C

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика

A

CA

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий

C

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий

A

CA

Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390

C

Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390

A

CA

Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353

A

Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353

B

AB

Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685

B

Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685

B

BB

Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица)

A

Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица)

C

AC

Яйцо 1 категории (30*12)

A

Яйцо 1 категории (30*12)

A

AA

Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл

B

Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл

B

BB

Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл

B

Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл

A

BA

Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор)

B

Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор)

C

BC

Рис

A

Рис

A

AA

Горох колотый (Ларица)

B

Горох колотый (Ларица)

A

BA

Крупа гречневая

B

Крупа гречневая

A

BA

Минтай

A

Минтай

A

AA

Сельдь пресервы (4,5 кг) (Россия)

A

Сельдь пресервы (4,5 кг) (Россия)

A

AA

Печень говяжья

A

Печень говяжья

C

AC

Окорочок Здоровая ферма

A

Окорочок Здоровая ферма

B

AB

Для сравнения групп отсортируем таблицу по сцеплению групп (табл. 7).

Таблица 7 – Сортировка по сцеплению групп

Наименование товара Сцепление групп
Зелень петрушки сушенная арт. 23486

AA

Сахар Приморье

AA

Масло подсолнечное Масленица

AA

Сливки сухие Сопью Крима 0,5 кг (Ю. К.)

AA

Масло сливочное Крестьянское 180 г. (Озерецкий МК)

AA

Яйцо 1 категории (30*12)

AA

Рис

AA

Минтай

AA

Сельдь пресервы (4,5 кг) (Россия)

AA

Печенье Добрая печка (Слобода) 06340

AB

Конфеты Весенняя птица (Сладонеж) 576

AB

Чакопай Лотте (12 шт. в коробке)

AB

Желатин пищевой 10 г (Pr. Preston) арт. 33353

AB

Окорочок Здоровая ферма

AB

Конфеты Венок из одуванчиков (Сладонеж) 555

AC

Конфеты Морские богатства (Сладонеж) 582

AC

Сыр Российский 50%

AC

Мука в/с 50 кг ГОСТ (Ларица)

AC

Печень говяжья

AC

Рожки в/с (союзпищепром)

BA

Напиток Нежный сок персик 0,1% 200 г. бут (Компина)

BA

Молоко сгущ. 8,5% ГОСТ 370 г (Белгород)

BA

Фасоль белай в т/с Медведь любимый 425 мл

BA

Горох колотый (Ларица)

BA

Крупа гречневая

BA

Сок Привет 0,2 л. Яблоко – груша с мяк.

BB

Сметана Сметановна 15% 375 г (Эрманн)

BB

Сахарная пудра 200 г (Pr. Preston) арт. 38685

BB

Огурчики домашние Медведь любимый 720 мл

BB

Вафли Белоснежные (сладонеж) арт. 953

BC

Печенье Молочное на кефирчике (Слобода) 06171

BC

Дрожжи фас 100 г Саф-левюр (Франция)

BC

Икра КД из кабачков 450 г (Балтимор)

BC

Эрмик для детей 2,5% 100 г абрикос (Эрманн)

CA

Эрмик для детей 2,5% 100 г клубника (Эрманн)

CA

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г клубника-земляника (Эрманн)

CA

Эрмигурт сливочный 7,5% 115 г тропические фрукты (Эрманн)

CA

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Крепкий

CA

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Класика

CA

Кофе раз Якобс 12,6 г 3 в 1 Мягкий

CA

Ванилин 1,5 г (Pr. Preston) арт. 33390

CA

Соль фасованная Иод в/с помол №1

CB

Соль фасованная Экстра

CB

Повидло 13 кг Яблочное (Смоленск)

CC

После сцепления групп мы видим, какие товары являются более успешными (ликвидными) по количеству проданного товара и вырученной прибыли в компании. Первая буква обозначает выручку в рублях, а вторая -  количество проданных единиц (табл. 8).

Таблица 8 – Анализ выделения успешных товаров

Группа

Количество наименований

Доля, %

AA

9

20,5%

AB

5

11,4%

AC

5

11,4%

BA

6

13,6%

BB

4

9,1%

BC

4

9,1%

CA

8

18,2%

CB

2

4,5%

CC

1

2,3%

Итого:

44

100%

Из табл. 8 видно, что блюда группы АА самые ликвидные в организации, а значит, они приносят основную прибыль, следует  отслеживать колебания спроса и конкурентное окружение. Из группы СС, мы можем сделать вывод, что эти товары неликвидные и не приносят почти никакого дохода. Категория СС – все показатели низки, указывают на то, что товары продаются крайне плохо. Так как ассортимент товаров на складе постоянно пополняется новинками, поэтому исключение товаров происходит постепенно. После вывода из ассортимента предложений оставшиеся позиции будут распределяться по такому же закону.

Таким образом, можно сказать, что данный анализ позволяет обеспечить информационную базу для улучшения предложений товара. Рассматриваемые положения могут быть использованы в преподавании студентам различных направлений и специальностей [19-22].


Библиографический список
  1. Бровин А.П. Управление запасами широкой номенклатуры с использованием ABC-анализа // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 7. С. 313-318.
  2. Бурдин А.Д., Куликов А.В. Применение логистического ABC-анализа для исследования объемов реализации светлых нефтепродуктов на АЗС // Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 1. № 2. С. 59-62.
  3. Рябухина Е.А., Певцова Т.А., Гущина О.А. Применение ABC-анализа для решения инженерных задач планирования и прогнозирования // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-1 (30). С. 19-22.
  4. Березина Е.А. Анализ сбыта сливочного масла в ООО «Коймолпром» методом ABC-анализа // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 1 (31). С. 35-36.
  5. Вечкуткина С.А. Методика оценки формирования ассортимента коммерческого предприятия // Школа университетской науки: парадигма развития. 2012. Т. II. № 6. С. 67-69.
  6. Наумов А.А. О проблемах некоторых классических методов анализа экономических систем и путях их разрешения // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). С. 112-114.
  7. Бронштейн К.С., Наумов А.А., Баженов Р.И. Применение классического ABC-анализа для анализа ассортимента блюд кафе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 (38). С. 100-110.
  8. Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. Rfm-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
  9. Жилкин С.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров медицинского назначения на основе ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 103-110.
  10. Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3// Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 45-49.
  11. Наумов А.А., Наумова А.А., Баженов Р.И. О некоторых моделях и модификациях классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-2 (44). С. 138-146.
  12. Наумов А.А., Баженов Р.И. О неустойчивости метода нормализации критериев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-1 (43). С. 64-68.
  13. Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием abc-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 (37). С. 73-81.
  14. Сизых А.Ф., Баженов Р.И. Разработка программной системы поиска ассоциативных правил на основе алгоритма apriori // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-1 (42). С. 52-59.
  15. Якимов А.С., Баженов Р.И. Сегментация клиентов с помощью RFM-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7064 (дата обращения: 17.03.2015).
  16. Резниченко Н.В., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента блюд кафе и системы закупок компонентов на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 14-24.
  17. Flores B. E., Whybark D. C. Implementing multiple criteria ABC analysis //Journal of Operations Management. 1987. Т. 7. №. 1. С. 79-85.
  18. Bhattacharya A., Sarkar B., Mukherjee S. K. Distance-based consensus method for ABC analysis //International Journal of Production Research. 2007. Т. 45. №. 15. С. 3405-3420.
  19. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.
  20. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  21. Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  22. Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация