Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже начали осваивать в том числе и российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике.
Лизинг – это вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель (лизинговая организация) приобретает у поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях лизингополучателю (клиенту) с возможным последующим переходом права собственности лизингополучателю.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.
В Российской Федерации вопросы лизинговых операций регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
-
Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» (1988 г.), действующая на территории России с 1998г.
-
Венская конвенция – вопросы аренды оборудования; ФЗ – вопросы приобретения в лизинг не потребляемых вещей (здания, сооружения, транспорт и пр.)
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть 2.
-
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2014 г.)
В России лизинг рассматривается не просто как конкретный способ финансирования приобретения активов, а как систему отношений, включающих поиск и привлечение свободных финансовых ресурсов, инвестирование их в долгосрочные активы и передачу последних во временное пользование на возмездной основе.
Масштабы развития российского лизинга существенно меньше, хотя многие эксперты признают, что широкое развитие лизинговых отношений способствовало бы решению ряда серьезных проблем, связанных с обновлением основных фондов, поиском источников финансирования, модернизацией экономики.
Кризис 2008-2009 гг. не оказал отрицательного воздействия на рынок лизинга. Объем полученных лизинговых платежей возрастал [3]. Так, если в 2008 году этот объем составил около 403 млрд. руб., то в 2011-м – уже 540 млрд.руб. Поэтому большинство участников лизингового рынка настроены оптимистично, ожидая роста прибыли.
Однако первое полугодие 2013 года продемонстрировало падение спроса на лизинговые услуги, которое, в свою очередь, было отыграно в III квартале 2013. Так первые два квартала показали сокращение лизинговых операций примерно на 17%, но уже в разрезе трех кварталов 2013 года общее падение равно 3%. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года составил 940 млрд. рублей (см.табл. 1).
Таблица 1 – Индикаторы развития рынка лизинга 2012-2013 гг.
Показатели | 2012 | 9 мес. 2013 |
Объем нового бизнеса, млрд рублей | 1320 | 940 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 1,5 | -2,6 |
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний, % | 63 | 67 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей | 560 | 520 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей | 2530 | 2650 |
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) | 62356,9 | 66515 |
Индекс «розничности» | 28 | 35 |
Доля лизинга в ВВП, % | 2,1 | 1,8 |
Источник: [3]
Концентрация новых сделок на топ‒10 компаний за 9 месяцев 2013 года составляет 67%, т.е. на лидирующую десятку лизинговых компаний приходится больше половины всех лизинговых операций Российской Федерации.
Совокупный портфель лизинговых компаний увеличился на 120 млрд.руб. к концу III квартала 2013 года, то есть на 4,5%. Однако доля лизинга в российском ВВП снизилась с 2,1% до 1,8% за рассматриваемый период.
Определенный рост спроса в 2013 году наблюдался в части возвратного лизинга – его доля выросла с 1% за 9 месяцев 2012 года до 5% за 9 месяцев текущего года. Повышению интереса к этому инструменту способствовала отмена налога на имущество с начала года – ряду компаний, не так давно приобретавших новое оборудование, оказалось целесообразным реализовать его и приобрести вновь уже в лизинг. В то же время три четверти объема сделок возвратного лизинга за 9 месяцев 2013 года заняла одна сделка в сегменте ж/д техники, поэтому дальнейшей массовой активности в данном сегменте большинство лизингодателей не ожидает, а условием повышения спроса они видят скорее ухудшение экономической ситуации (что заставит клиентов искать дополнительные источники средств), нежели налоговую оптимизацию [3].
Основным трендом рынка лизинговых услуг в Российской Федерации в первое полугодие 2014 года является увеличение «розничных» сделок, темп прироста которых составил примерно 44% за три квартала. Причиной этого стало снижение роста крупных сделок на рынке, а также ростом лизинговых сделок за счет клиентов, которым было отказано в кредите (см. табл. 2).
Таблица 2 – Индикаторы развития рынка лизинга 2014 гг.
Показатели | 9 мес. 2014 | 2014 (прогноз: оптим/пессим) |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей | 522 | 734/630 |
Темпы прироста (период к периоду), % | -10,4 | - |
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей | 754 | 1050/900 |
Темпы прироста (период к периоду), % | -19,8 | - |
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % | 61 | - |
Индекс «розничности» 1, % | 44,5 | - |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей | 550 | 690 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей | 505 | 800/680 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей | 2950 | 3200/3050 |
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) | - | 73993 |
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % | - | 1 |
Источник: [3]
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний за три квартала 2014 года составляет 61%, т.е. на лидирующую десятку лизинговых компаний также приходится больше половины всех лизинговых операций Российской Федерации, однако с небольшим сокращением по сравнению с 2013 годом.
Совокупный портфель лизинговых операций продолжает расти, в 2014 году рост составил 10,2% по сравнению с тем же периодом 2013 года. Доля лизинга по прогнозам экспертов продолжает снижаться.
Третий квартал 2014 года был непростым как для всей экономики России, в том числе и для рынка лизинга. Макроэкономическая ситуация в стране не способствовала росту объема спроса на лизинговые услуги. Объем нового бизнеса за три квартала 2014 года составил около 522 млрд. рублей (сокращение по отношению к трем кварталам 2013 года – около 10%), а сумма новых договоров лизинга – 754 млрд. рублей (сокращение почти на 20%).
Лидером рынка, по оценкам «Эксперт РА» за три квартала 2014 года стал ВЭБ-лизинг, объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд рублей (+8,7% к 9 месяцам 2013 года). Второе место занял ВТБ Лизинг, который продемонстрировал самые высокие темпы прироста из топ‒10 лизинговых компаний (+67,5% к 9 месяцам 2013 года). Третью позиция досталась компании Европлан, специализирующейся на автолизинге. В общей сложности на тройку лидеров приходится около 38% всего объема нового бизнеса.
В структуре рынка по видам собственности существенных изменений не произошло: доля государственных лизинговых компаний составила 45%, а частных – 55%. Объясняется это сокращением крупных сделок, финансированием которых нередко занимаются компании с участием государства в структуре собственности.
Территориальное распределение лизинговых сделок за 9 месяцев 2014 года не претерпело кардинальных изменений по сравнению с 9 месяцами 2013 года: снизилась доля Уральского ФО (с 11,7% до 7,2%) и Санкт-Петербурга (с 11,2% до 8,4%), доля Москвы увеличилась на 2,2 п. п. Объем новых сделок в Крымском ФО пока составляет не более 0,003%, но это уже показательно, так как, согласно данным за 1 полугодие 2014 года, еще ни одна компания не успела реализовать новые сделки в Крыму.
Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за девять месяцев 2013 года до 23,6% за девять месяцев 2014 года. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года – авиализинг (доля его снизилась с 15,8% до 10,1%).
Рост прочих сегментов рынка (без учета ж/д и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь – сентябрь 2013 года она достигала 21,8%, то за аналогичный период 2014 года – уже 32,3%. Лидером в сегментах грузового и легкого автотранспорта стал ВЭБ-лизинг, а вторую позицию за собой удерживает Европлан. Первенство в сегменте строительной и дорожно-строительной техники с 1 полугодия 2014 года удерживает ВТБ Лизинг (18,2 млрд. рублей).
Лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности. При активном внедрении лизинг в силу присущих ему возможностей может стать мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки экономики, насыщения рынка высококачественными товарами. Эффективность лизинговых сделок, достигаемая в результате их применения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвестиционного процесса, улучшении финансового состояния предприятий лизингополучателей, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.
Маловероятно, что 2015 год удивит чем-то новым. Драйверы российского рынка лизинга на протяжении последних лет неизменны. Это железнодорожный подвижной состав, автомобильный транспорт – легковой и грузовой, специальная техника, а также авиатехника, активно передаваемая в лизинг в рамках государственных программ, направленных на стимулирование обновления авиапарков. Положительная динамика будет в сегменте лизинга оборудования и спецтехники для малого и среднего бизнеса, как за счет государственных программ, так и за счет усилий отдельных компаний – частных и с государственным участием.
В случае усиления интереса к лизингу со стороны крупных промышленных корпораций стоит ожидать прироста объемов сделок в сегментах лизинга машиностроительного металлургического и металлообрабатывающего оборудования, оборудования химической промышленности и т.п.
Таким образом, в целом российскому рынку лизинговых услуг могут угрожать как экономические, так и внеэкономические факторы. В рамках первой группы факторов опасения вызывают новые кризисные явления в мировой экономике, с непредсказуемыми на данный момент до конца последствиями. В рамках второй группы тревожат действия Министерства финансов и его планы отменить применение коэффициента ускоренной амортизации в лизинге. Также беспокоит замершее на ведомственном уровне прохождение поправок в закон о лизинге, которые могли бы существенно улучшить ситуацию в части реализации имущественных прав лизинговых компаний.
Библиографический список
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14‒ФЗ. Часть2.
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2014 г.)
- Лизинг в России: итоги 2014 года/ Эксперт РА.— URL: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing_2014
Количество просмотров публикации: Please wait