СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ КАЧЕСТВА АРХИТЕКТОРА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Никонова Елена Равильевна1, Горбунова Валентина Сергеевна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель кафедры «Градостроительство»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Аннотация
Изменения в социальной политике страны влекут за собой изменения в профессиональной подготовке специалистов, в частности архитекторов. Государству и социуму нужны специалисты с новым набором качеств, в нашем случае, владеющие навыками социального проектирования, обладающие социально-проектным мышлением и наделенные социально-личностными компетенциями.

Ключевые слова: архитектор, социально-личностные компетенции, социально-проектное мышление


SOCIAL AND PROJECT THINKING, AND SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCIES INTEGRAL AS AN ARCHITECT AS NEW GENERATION

Nikonova Elena Ravil’evna1, Gorbunova Valentina Sergeevna2
1Penza State University of Architecture and Construction, Senior Lecturer of the Department «City Construction»
2Penza State University of Architecture and Construction, Associate Professor, PhD in Philology, Associate Professor of the Department «Foreign languages»

Abstract
Сhanges in the social policy of the country entail changes in the professional training of specialists and in particular architects. In our case the state and society need specialists with a new set of qualities possessing the skills of social engineering with social design thinking and endowed with social and personal competencies.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р., Горбунова В.С. Социально-проектное мышление и социально-личностные компетенции как неотъемлемые качества архитектора нового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/50150 (дата обращения: 19.04.2024).

Высшее архитектурное образование предполагает подготовку архитекторов, которые должны знать теоретически и практически свою специальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует определенные компетенции, владение которыми очень важно для будущих архитекторов. Это, например, общекультурные компетенции. Они прописаны в ФГОС 3 поколения, как:

–        способность осознавать социальную значимость будущей профессии, иметь высокую мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции (ОК-8);

–        умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

–        способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимать роль творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества (ОК-10);

–        способность осознавать значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; быть готовым принять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе (ОК-19).

Задач у архитекторов много: разработать проект и составить смету на стоимость проектируемого здания или сооружения, осуществлять дальнейший надзор за возведением объекта, выдать свидетельство существующему зданию и дать ему оценку при страховании, продаже и т.п. В зависимости от типа проектируемого здания архитектор должен изучать нормативную проектную литературу и условия эксплуатации объекта.

Профессия архитектора – творческая и свободная. Современный зодчий  в своей деятельности независим и руководствуется только своими внутренними представлениями о красоте. Однако, грамотное соотнесение внешнего вида здания функциональному наполнению и конструкциям – первоочередные задачи архитектурного проектирования. Проектируя школу, архитектор должен изучить особенности образовательного процесса; создавая спортивный комплекс (а сейчас это огромные многофункциональные сооружения), архитектору приходится изучать размеры спортивных площадок для различных игр и видов спорта, современные виды покрытия, техническое оснащение и т.п.; разрабатывая проекты градостроительных ситуаций, архитектор-градостроитель должен знать не только нормы проектирования, но и нормы защиты населения от шума, пыли, вибрации и т.п. «Специальная» архитектура требует повышенного внимания, деликатности и особых знаний, поэтому ее разрабатывают специальные проектные НИИ, которые занимаются созданием типовых решений зданий образования, здравоохранения, спорта, для культовой архитектуры, зрелищных сооружений, жилья и т.п.

Будущим архитекторам в вузе приходится осваивать законы строительной механики, изучать свойства материалов, математическое моделирование, макетирование, климатические условия и т.д. Развитый художественный вкус и фантазия не должны уводить архитектора в заоблачные дали, специалист должен учитывать особенности рельефа и рассчитывать технико-экономические показатели проекта, которые иногда дают обратный эффект – т.е. приходится поступаться эстетическими требованиями ради экономического эффекта. Иначе говоря, идея архитектурного проекта  должна быть выражена в простой и наиболее дешевой в денежном отношении форме.

Архитектура выражается не только красотой фасадов, но и удобством эксплуатации зданий и сооружений. Вот здесь требуется увязать красоту и функциональность. Этому учит архитектурное проектирование.

Поскольку в нашей стране реализуется целый ряд социальных программ, и все они требуют возведения новых уникальных зданий (университетов, школ, медицинских центров, спортивных сооружений, социального жилья и т.д.), понадобился новый тип архитекторов. Это архитекторы, владеющие навыками социального проектирования. Именно эти специалисты с новым набором качеств, обладающие социально-проектным мышлением и базовыми (социально-личностными) компетенциями, нужны нашей стране сегодня.

Практика показывает, что в ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства» несколько лет назад появилась возможность подготовки таких специалистов на творческой специальности «Архитектура». В программу обучения была введена дисциплина (региональный компонент) – «Реализация национальных проектов Российской Федерации». Рабочая программа освоения этой дисциплины и учебно-методическое обучение были составлены таким образом, что освоение социального проектирование стало главной и неотъемлемой частью обучения. А архитектурное проектирование, осуществляемое в рамках социального, воспринималось как гармонизирующая составляющая.

Анализ социального заказа и ФГОС ВПО 2 и 3 поколения позволяет утверждать, что профессиональная подготовка архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе стала нуждаться как минимум в освоении двух основных компонентов – социального проектирования и архитектурного проектирования.

Между ними есть связь, которая допускает возможность рассматривать социальное проектирование как один из факторов повышения эффективности профессиональной подготовки архитекторов, который наделяет специалистов социально-личностными компетенциями, формирует социально-проектное мышление, готовит к самореализации и самоактуализации, а архитектурное проектирование в рамках социального позволяет выделить в качестве гармонизирующей творческой составляющей. Сочетание двух видов проектирования дает продуктивный результат – повышение качества профессиональной подготовки архитекторов, ориентированных на современный социальный заказ и ФГОС ВПО. Выпускники-архитекторы, владеющие профессиональными приемами архитектурного проектирования, готовы разработать, написать, презентовать социальный проект с собственным архитектурным предложением (социальное здание, социальная реклама, социальный дизайн и т.п.), а также участвовать в его реализации.

Итак, становится ясным, что наша задача – совершенствовать высшее архитектурное образование на основе приобретения социологического знания.

Однако дисциплина «Реализация национальных проектов Российской Федерации» имела локальный характер. Сменились образовательные стандарты, вуз перестал выпускать специалистов, несколько изменив направление подготовки. Теперь ведется подготовка по направлению «Архитектура» бакалавров и магистров.

Прослеживая межпредметные связи и социальную составляющую подготовки, нам видится, что социальному проектированию можно обучать архитекторов при освоении другой дисциплины – «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования». Однако надо будет разрабатывать новый учебно-методический комплекс, рабочую программу дисциплины и издавать учебное пособие. Это сделать не сложно, используя весь предыдущий материал по внедрению социального проектирования в процесс обучения архитекторов в высшей школе и использовании его как фактора, повышающего качество профессиональной подготовки вышеназванных специалистов.

Не только ФГОС, но и социальный заказ диктует свои требования – проектируемые здания должны соответствовать социальным программам, быть социально направленными, дешевыми, максимально функциональными. Анкетирование работодателей показало, что профессия архитектора должна видоизменяться, поэтому высшая школа, стремясь успеть за новыми веяниями в социальной политике государства (а в нашем случае, это реализация приоритетных национальных долгосрочных программ РФ), осваивая новую социальную действительность, должна наделять современного архитектора новыми компетенциями.

У архитекторов, познающих в вузе основы социального проектирования, формируется комплекс базовых (социально-личностных) компетенций, которые трактуются нами следующим образом:

1. Персональная (индивидуальная) компетенция. Она означает сформированную готовность к самостоятельному восприятию насущных социальных проблем в нашей стране, развитое умение понимать и анализировать сложные ситуации, связанные с жизнью социума, полученную в ходе освоения социального проектирования способность к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и, в конечном счете, к самореализации в профессиональной деятельности [1, 2, 3, 4].

В ее состав входят:

-             психологическая готовность студентов к освоению социального проектирования;

-             сформированная социальная направленность в научной, проектной и творческой деятельности, благодаря самостоятельной работе над решением важных социальных задач [5, 6];

-             готовность к постоянному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию [7];

-             готовность гармонизировать окружающий мир с помощью знаний, умений и навыков, полученных при освоении социального проектирования в сочетании с архитектурным проектированием.

Следовательно, персональная (индивидуальная) компетенция – это осознанная готовность и способность понимать важность изучения основ социального проектирования и возможность доказать свою сопричастность к судьбе страны, используя в профессии полученные социальные знания.

2. Коммуникативная компетенция, обозначающая готовность к мотивированному взаимодействию и профессиональному контакту с преподавателем, группой, другими членами общества [8, 9, 10, 11, 12].

К ней принадлежат:

-             гражданственность, так как освоение основ социального проектирования направлено на решение социальных проблем в нашем государстве – Российской Федерации;

-             готовность работать в коллективе или в команде единомышленников;

-             владение приемами общечеловеческого и профессионального общения;

-             способность дискутировать в учебных группах, доказывать и отстаивать свою точку зрения, а также принимать и уважать точку зрения другого человека (преподавателя, сокурсников) по обсуждаемой теме.

Формирование коммуникативной компетенции существенно расширит возможности самореализации и адаптации будущих архитекторов. Коммуникативная компетенция способствует разностороннему развитию личности студентов-архитекторов. Она сочетает в себе учебную и архитектурно-проектную деятельности с социальным проектирование с целью формирования личностных качеств обучающихся (нравственность, гражданственность, соучастие, сопричастность, неравнодушие), возбуждения их познавательной активности (анализ насущных социальных проблем страны), стремления к самореализации и социализации [13, 14, 15, 16].

Кроме коммуникативной компетенции у будущих архитекторов появилась необходимость формировать следующие компетенции: учебно-познавательная, инновационно-информационная, профессионально-архитектурная.

3. Учебно-познавательная компетенция:

–             владение механизмами целеполагания, анализа, синтеза, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;

–             формирование навыков к познавательной деятельности

–             владение эвристическими методами решения проблем (в том числе и социальных);

–             владение измерительными навыками, использование статистических, математических, математико-статистических методов [17,18].

4. Инновационно-информационная компетенция — это способность самостоятельного сбора информации, так как анализ ситуации показал, что в Российской Федерации ведется весьма сомнительный анализ социальных проблем, который в основном опирается лишь на общественное мнение. Задача архитектора – глубокий анализ и расширенный поиск информации по интересуемой социальной проблеме, поиск путей решения похожих проблем за рубежом, выявление новых способов решения проблемы в своем отечестве, обработка полученных данных для принятия прогностического проектного решения.

В настоящем исследовании она трактуется еще и как готовность к овладению передовыми инновационными технологиями (в частности, умение оформить свое сообщение в виде мультимедиа-материала).

Развитие вычислительной техники в ХХ веке повлекло революцию в архитектурном проектировании. В настоящее время проектная документация разрабатывается, главным образом, с помощью компьютера и специальных компьютерных программ. Компьютерное проектирование выполняется средства двумерной (2D) и трехмерной (3D) графики (например, в программах AutoCAD и Autodesk 3d Max).

Концепция виртуального здания  даёт возможность получить представление как о наружном облике, так и о внутреннем пространстве будущего объекта прямо на дисплее или с помощью проектора.

Но есть и так называемая обратная сторона от внедрения новых технологий. Чтобы осваивать такие сложные программные среды, студентам-архитекторам необходимы время и дополнительные усилия. Иными словами, стало сложнее подготовить квалифицированного специалиста, который владел бы навыками компьютерной графики и при этом не был «оторван» от социального и архитектурного проектирования.

Итак, эта компетенция рассматривается как:

-             готовность самостоятельно собирать и анализировать  информацию об исследуемой социальной проблеме;

-             способность преобразовывать (делать выводы, прогнозировать развитие той или иной ситуации, выделять самостоятельно позитивные и (или) негативные стороны реализации приоритетных направлений социального развития нашей страны и т.д.) информацию с учетом требований педагога (для  подготовки устного сообщения, реферата, презентации);

-             способность свободно владеть компьютерными программами для создания презентаций и слайд-шоу, монтажа видеороликов на тему собственного социального проекта в ходе освоения учебного социального проектирования;

-             готовность находить необходимую информацию для написания авторского социального проекта, оформлять собранный материал, применяя профессиональные знания композиции, колористики и цветоведения, шрифтов.

5. Профессиональная компетенция архитектора, т.е. гармоничное единство теоретических и практических навыков для осуществления в будущем профессиональной и социальной деятельности.

Эта компетенция подразумевает:

-             готовность применения в будущей профессии знаний, полученных при освоении учебного социального проектирования;

-             способность к осознанию своей социальной и профессиональной значимости;

-             готовность адекватно и  гибко приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда и жизни в обществе;

-             готовность осуществлять возможное руководство профессиональным коллективом, т.к. постоянно растущее стремление изменить себя обязательно будет служить положительным стимулом для изменения коллектива и общества вокруг себя.

Правильно сформированный комплекс вышеперечисленных компетенций позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе.

Если же мы говорим о социально-проектном мышлении, то надо помнить, что изначально архитектор, как человек разумный и мыслящий, воспринимает действительность, опираясь на опыт чувств, восприятия красоты, ощущения гармонии и т.п., а проектирует архитектурные объекты для социума и для гармонизации окружающего пространства.

Говоря об архитектуре, можно использовать понятие «архитектурное мышление», поскольку предметом мысли архитектора является архитектура. Она отражает мыслительный процесс, методологию проектирования. Но это еще и проектное мышление, так как архитектор мыслит замыслами, идеями, будущим, а, значит, мыслит  проектами. Проектное мышление с помощью специального графического языка воплощает замыслы в геометрические и пластические образы, соотнося их с решением функциональных, планировочных и конструктивных задач.

Социально-проектное мышление – особый вид мышления, который помогает решать социальные задачи через архитектурные объекты.  Социальное проектирование для архитекторов – это творческое освоение социальной действительности, иными словами, это вид их профессиональной деятельности, направленный на положительные изменения в жизни общества с внесением гармоничных преобразований в окружающую архитектурную среду и осмысление культурной миссии ее возрождения, и, повторимся, это грамотное решение социальных проблем страны посредством проектирования соответствующих архитектурных  объектов [16].


Библиографический список
  1. Маралов, В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальой активности личности в детском возрасте [Текст]/ В.Г. Маралов, В.А. Ситаров//– М.: Прометей, 1990. – 220 с.
  2. Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: Учебник [Текст]/ Л.В. Мардахаев// — М.: Гардарики, 2005.- 269 с.
  3. Милюкова, И. А. Проявление ксенофобии в молодежной среде: региональные аспекты [Текст]/ И.А. Милюкова// Молодежь и общество. – 2008. – N 3. – С.46-66 : ил.: 14 табл. – Библиогр. в сносках.
  4. Мудрик, А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе [Текст]/ А.В. Мудрик и др.//  –М., 1991.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская//–М. 1980.
  6. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская //Психологический журнал. –1985. – Т. 6. – № 5.
  7. Бернштейн, Н.А.. Физиология движений и активность [Текст]/ Н.А. Бернштейн// –  М.: Наука, 1990. С. 373-392.
  8. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие [Текст]/ В.Ф. Бехтерев//   – Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. – 140с.
  9. Бир, С. Наука управления (перев. с англ.) [Текст]/ С. Бир//  — М.: Энергия., 1971.—112 с.
  10. Богданова, Т.П. Образ жизни и социальная активность личности [Текст]/ Т.П. Богданова//–Минск: Об-во Знание БССР, 1979. – 18 с.
  11. Богданова, Т.П. Труд и социальная активность молодежи [Текст]/ Т.П. Богданова// –Минск: Изд-во БГУ им. Ленина, 1972. -240 с.
  12. Лопатин, Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни [Текст]/ Л.М. Лопатин// Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 5.- С. 34-83.
  13. Бодлевский, М. И. Нравственная свобода и ответственность личности [Текст]/ М.И. Бодлевский// — Минск: Знание, 1976. — 18 с.
  14. Болотина, С.Н. Активная гражданская позиция – залог жизненного успеха. Материалы Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность»/[Электронный ресурс]//Белгородский государственный университет,2011.–Режим доступа:http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php.
  15. Боровский, М. Н. Моральные потребности и их роль в нравственном поведении молодежи [Текст]/ М.Н. Боровский//Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма — М.; 1974. — 146 с.
  16. Боровский, М.И.: Роль нравственного идеала в воспитании [Текст]/ М.И. Боровский//  –Минск: Наука и техника, 1969. – С. 15-25.
  17. Никонова, Е.Р. Формирование компетенций социализации и коммуникации у будущих архитекторов средствами индивидуального социального проектирования [Текст]/ Е.Р. Никонова//   Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, научно-методический журнал Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика», №2 том 18, 2012– С. 119-121.
  18. Кругликов, В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А.. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст]/ В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов// — СПб.: Медный всадник, 2006. 190 с.
  19. Кругликов, В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А.. Методы активизации познавательной деятельности[Текст]/ В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов //–СПб.: Знание, 2006. 190 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация