СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЛИДЕРСТВО» И «РУКОВОДСТВО» В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Салихова Эльвина Хамитовна1, Рабцевич Андрей Александрович1
1Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Статья посвящена соотношению понятий «лидерства» и «руководства», рассматриваются сходства и различия данных терминов, а так же какое влияние они оказывают на коллектив в организации. Кроме этого, в статье изложена разность подходов формального руководителя и неформального лидера к решению управленческих вопросов.

Ключевые слова: лидерство, организация, руководство


RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «LEADERSHIP» AND «MANAGEMENT» IN MODERN ORGANIZATIONS

Salihova Elvina Hamitovna1, Rabtsevich Andrei Aleksandrovich1
1Bashkir State University, Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
The article is devoted to the relationship between the concepts of «leadership» and «management», discusses the similarities and differences between these terms as well as what impact they have on the team in the organization. In addition, the article describes the difference between the approaches of formal leader and the informal leader to solve management issues.

Keywords: leadership, Management, organization


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Салихова Э.Х., Рабцевич А.А. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство» в современных организациях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47596 (дата обращения: 18.03.2024).

Понятия «лидер» и «руководитель» имеют в содержании много общего. Оба термина организуют группу к решению поставленных задач, а также определяют методы и способы их преодоления. Но, тем не менее, понятия все же не совсем схожи. Для построения правильного поведения на практике руководителю мешает отсутствие знаний, о таких понятиях, как руководство и лидерство.

Лидер – это индивидуум, который стремится к признанию авторитета всех членов группы, ставит своей целью признания за собой право на принятие ответственных решений и управленческих задач, направленных для улучшения деятельности всей группы лиц. Лидер не всегда занимает официальное положение, в отличие от руководителя. Практика показывает, что лидерские способности и знания признаются всегда заметно выше, чем равносильные качества остальных людей. Лидеру свойственны такие качества, как: самоуверенность, своеобразный ум, сила воли, индивидуальный подход к каждому человеку, широкий спектр организаторской деятельности, инициативность и умение мотивировать как себя, так и окружающих.

Лидерства бывают трех типов:

- бытовой тип (встречается в школьных, студенческих группах).

- социальный тип (встречается в организации, в профсоюзном движении).

- политический тип (встречается в государственных, общественных, творческих, спортивных деятельностях).

Взаимосвязь между бытовым, социальным и политическим лидером, несомненно, есть. Первый тип всегда может стать лидером другого типа. Лидер с организаторскими навыками в состоянии быстро и четко анализировать ситуацию, указывать на задачи, требующие реализации, различать осуществимое от бесполезного, довольно-таки точно расценивать сроки преодоления поставленных задач. Важным фактором является доверие к лидеру. Доверие к лидеру – это полное оценивание его достоинств и полномочий, направленных на достижение взаимных целей всей группы, а так же понимание о необходимости и признании правильности и результативности шагов индивидуума. Это некое подчинение к авторитету, когда все члены группы согласны следовать по установленным правилам лидера. На мой взгляд, неотъемлемой частью лидерства является владение ситуацией во всех сферах его деятельности.

Итак, лидером команды может стать личность, которая способна решить любые проблемы и задачи, невзирая на уровень сложности. Руководитель – это личность, направляющая работу персонала в нужное русло и несущая ответственность за качество выполнения работы. Выделяют следующие типы руководства:

- директивный стиль, где руководитель самостоятельно принимает решения по всем организационным вопросам;

- демократический стиль, когда руководитель совещается с подчиненными о принятии решений;

- либеральный стиль, то есть руководитель редко контролирует работу и полагается на коллектив.

Несмотря на то, что руководство – важная часть результативного управления, лидеры зачастую не являются единовременно и продуктивными управляющими. Руководитель может стать во главе предприятия с учетом распределения полномочий. Лидерами же становятся не по решению руководства. Важное значение в работе руководства имеет планирование и прогнозирование ситуаций. Планированием называют работу руководителя, идущую на распределение планов за определенный период времени и определения неотъемлемых на то нужд, во имя достижения поставленных целей. Прогнозированием является деятельность, направленная на оценку и способность предвидеть последствия работы и достижения наилучшего результата.

При работе руководителя и подчиненных, имеющие лидерские качества, умение находить «общий язык» с ними является неотъемлемой частью взаимоотношений, ведь от этого зависит продуктивность работы всего коллектива, так как лидеры имеют влияние на сотрудников компании.

Проанализировав два понятия «лидерство» и «руководство», можем сделать вывод, что данные термины совершенно разные, но существовать по отдельности они не могут, так как их деятельность должна приводить к результативной работе всего коллектива.


Библиографический список
  1. Клауд Г. Девять правил успешного лидера. – М.: Триада, 2007.
  2. Кормишина В. Должность или эффективность: что важнее при определении уровня компенсации / В. Вершинина // Управление персоналом. – 2014. – №17.
  3. Жирков И. Лидер лидеру – не товарищ! / И. Жирков // Управление персоналом. – 2015. – №4.
  4. Хабирова А.И. Проблемы управления на предприятии / А.И. Хабирова, А.А. Рабцевич // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов, 2013. С.151-152.
  5. Рафикова Р.Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов / Р.Р. Рафикова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №2. С.178-180.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Салихова Эльвина Хамитовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация