Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для их успешного преодоления наряду со скоростью и силой, нужна выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовленности спортсменок. Высшие достижения в спортивном ориентировании возможны только на основе тщательного планирования и глубокого исследования всех сторон тренировочной и соревновательной деятельности. А как влияют на конечный результат психофизические показатели ориентировщиц? Какие методы оценки необходимо использовать для установления связи между состоянием спортсменок и их достижениями?
Как известно характеристики основных механизмов и форм познавательной деятельности человека складывается из серии позна-вательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, переключение внимания и мышление.Нами выявлено, что оперативное мышление и эффективность выполнения двигательных действий в таких игровых видах спорта как баскетбол, волейбол и футбол связаны с показателями восприятия элементов содержания задач, переключения внимания, ощущения и показателями правильного решения и времени решения игровых задач [ В. А. Усков, 8,9 ]. Проблему переключения внимания изучали авторы [ Выготский Л. С.,1; Гальперин П. Я.,2; Лурия А. Р.,3; Маклаков А.Г.,4; Павлов И. П ,5; Рубин-штейн С. Л.,6; Сеченов И.М.,7; Ухтомский А.А. ,10].
Для решения выше поставленной проблемы была разработана новая методика КОНТРОЛЯ ТАКТИКО-ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК-ОРИЕНТИРОВЩИЦ, которая включает в себя использование: 1) общеизвестных теорий; 2) старых знаний о механизмах и процессах в деятельности человека; 3) алгоритмов программированного обучения (В.А. Усков); 4) метода моделирования пространственных-временных условий и содержания задач для оценки мышления; 5) управления: контроля, оценки, планирования и коррекции индивидуальных программ деятельности; 6) приборов регистрации показателей деятельности; 7) принципов обучения, последовательности проведения поисковых и сравнительных экспериментов; 8) методов конструирования моделируемых условий деятельности для достижения поставленной цели; 9) современных изобретений для моделирования механизмов и процессов деятельности человека; 10) методов математики для обоснования логики проведения экспериментов и опреде-ления достоверного прироста (P < 0,05) показателей у испытуемых в процессе творческой деятельности, тренировки или соревнований и т.д.
В ходе исследования взаимосвязи между психофизическими показателями и результативностью соревновательной деятельности (занятое место – ранг) спортсменок-ориентировщиц наиболее предпочтителен корреляционный анализ. В качестве критерия результативности соревновательной деятельности использовались занятые места спортсменками на соревнованиях. В дальнейшем итоговые показатели ранжируются по общепринятым принципам.
Динамику коэффициентов корреляции между психофизическими показателями и показателями результативности соревновательной деятельности у спортсменок-ориентировщиц обозначим (начало x осеннего, у – весеннего тренировочных периодов устанавливалась из серии различных данных), в частности, показателей ранга и переключения внимания: = 0,477. Для ранга и логичности мышления был установлен следующий показатель: = 0,261. Связь ранга и конкретизации мышления установлены на уровне: = 0,371. Ранг и обобщенное мышления связаны следующим соотношением: = 0,038. Ранг и уровень тревожности спортсменки характеризуются следующим образом: = 0,463. Ранг и конкретизация мышления отвечают показателю: = 0,290.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициент корреляции
показатели |
Начало
осеннее – весеннего тренировочного периода |
Конец
осеннее – весеннего тренировочного периода |
Ранг – переключение внимания |
= 0,477 |
= 0,469 |
Ранг – логичность мышления |
= 0,261 |
= 0,222 |
Ранг – конкретизация мышления |
=0,371 |
=0,290 |
Ранг – обобщенность мышления |
=0,038 |
=0,172 |
Ранг – тревожность |
=0,463 |
=0,200 |
Ранг – память |
=0,135 |
=0,259 |
Анализ таблицы 1 свидетельствует о том, что из всех психофизиологических показателей достоверная взаимосвязь обнаруживается между результативностью в соревнованиях и функцией переключения внимания. Эта взаимосвязь носит умеренный характер. К концу весеннего и осеннего тренировочных периодов обнаруживается умеренная взаимосвязь между показателями уровня тревожности и показателями результативности в соревнованиях. Уменьшение уровня тревожности способствует повышению спортивных результатов на начальном этапе и возможно отражает психофизическое напряжение, связанное с соревновательной деятельностью.
Для исследования психоэмоционального состояния спортсменок- ориентировщик в динамике соревновательного периода применялись тесты с целью определения уровня тревожности и нервно-психической устойчивости. С учетом требований, предъявляемых к обработке и интерпретации результатов, была проведена оценка объективности ответов респондента. Проведенная оценка нервно-психической устойчивости показала, что в начале соревновательного периода большая часть (89.8%) спортсменок имела удовлетворительную нервно-психическую устойчивость, и лишь у 14.2% студенток была выявлена хорошая нервно-психическая устойчивость. К концу соревновательного периода отмечается улучшение нервно-психического состояния, о чем свидетельствует увеличение числа ориентировщиц с хорошей оценкой НПУ до 35,7%.
Результаты оценки уровня тревожности с помощью шкалы Тейлора свидетельствует о преобладании у большинства 92.9% ориентировщиц среднего уровня ситуативной тревожности. К концу соревновательного периода происходит снижение уровня ситуативной тревожности, что подтверждает увеличение с 0% до 14,2% числа спортсменов с низкой тревожностью.
Проведенная статистическая обработка результатов исследования психоэмоционального состояния спортсменок-ориентировщиц с помощью критерия знаков G показала, что сдвиг в сторону снижения тревожности является достоверным (p<0,05). Соревновательная деятельность способствует снижению тревожности в конце соревновательного периода, что подтверждено критерием знаков G при уровне значимости р=0,01.
Уровень эмоционального состояния влияет на спортивный результат. Это по приросту показателя повышения нервно-психической устойчивости, который является достоверным. Соревновательная практика способствует повышению нервно-психической устойчивости к концу соревновательного периода, что подтверждено критерием знаков G при уровне значимости р=0,01.
Таким образом, представленные результаты свидетельствуют об улучшении психоэмоциональном состоянии спортсменов к концу соревновательного периода.
Из всех психофизиологических показателей наиболее достоверная взаимосвязь обнаружена между результативностью в соревнованиях и функцией переключения внимания. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его самостоятельным психическим процессом. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем. Важными свойствами психических процессов являются распределение внимания, переключаемость внимания и объем внимания. Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной другого свойства – переключаемости. Наиболее важным свойством внимания является концентрация внимания [А.Г. Маклаков, 4].
А.А. Ухтомский [10] полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Все перечисленные свойства являются предпосылками для формирования памяти, мышления, сознания и динамической стереотипии, которая и определяет уровень развития тактико-психической и технической подготовленности спортсменок ориентировщиц.
Концепция положений, формирующих произвольное внимание, была открыта в ходе исследования оперативного мышления на основе решения игровых задач из трёх альтернатив при предъявлении 6 элементов из 12. Эксперимент был проведен с помощью метода, новизна которого подтверждена Авторским свидетельством на изобретение СССР № 961718 В.А Усков [8,9].
Произвольное внимание формируется в процессе реализации следующих концептуальных положений:
1. Восприятие элементов содержания игровых видов деятельности в процессе переключения внимания с одного элемента на другой формируется в ходе целенаправленной умственной деятельности и выбора оптимального решения.
2. Наибольший эффект восприятия элементов содержания игровых задач в ходе выбора из двух альтернатив и антиципации направления движения блокирующего игрока влево или вправо достигается в результате переключения внимания с одного элемента на другой или на совокупность других элементов.
3. Результаты последовательного выполнения сложного игрового упражнения, которое всегда начинается с последовательного переключения внимания и восприятия элемента, способствует качественному решению игровой задачи.
4. Результаты измерения показателей двигательной деятельности спортсменов обрабатываются статистическими методами с учетом измерительной шкалы оценок и отношений.
5. Главная функция педагогического контроля элементов умственного и двигательного действия состоит в восприятии элементов содержания задачи, оценке количества элементов содержания задачи, сравнении образов окружающей среды, выборе направления выполняемого действия и принятии оптимального решения.
6. Произвольное внимание только тогда сопровождает правильное двигательное действие, когда оно подчиняется определенной структуре запрограммированного алгоритма.
7. Каждое произвольное действие только тогда овладевает вниманием, когда зрение охватывает максимальное число мотивированных элементов содержания спортивной задачи.
8. Принятие решения в выборе определенного двигательного действия происходит в результате овладения оперативной памятью и осознанием структуры поставленной задачи, умственного и двигательного действия.
9. Психофизиологические механизмы и процессы внимания реализуются на основе механизмов ВНД человека.
10. Внимание никогда не может быть самостоятельным психическим актом, так как оно не имеет биохимических, нейронных и других физиологических механизмов, входящих в системы реализации двигательной деятельности человека и т.д.
Результаты приведенных выше исследований впервые позволили корректно выявить показатели двигательной деятельности спортсменок- ориентировщиц и измерять данные не по шкалам наименований и порядка, а по набору отношений. Это, в свою очередь, позволило в полном объёме использовать статистические методы для исследования показателей деятельности спортсменок-ориентировщиц.
Задача спортсменок высокой квалификации заключается в прохождении дистанции от КП до КП полностью. Они могут пользоваться картой и компасом для выбора направления движения только на контрольных пунктах. Этот вид тренировки «по памяти» является одним из лучших методов тактической тренировки. Однако новички и спортсменки низкой квалификации могут пробежать от КП до КП только при условии, что каждый из них будет пользоваться картой и компасом постоянно. Это позволит им правильно решить следующие задачи:
- выбрать направление движения по дистанции;
- запомнить наиболее существенные опорные ориентиры передвижения по дистанции;
- составить план скорости бега по всей дистанции;
- своевременно контролировать мыслительные процессы и принять оптимальное решение, используя карту и компас.
В ходе эксперимента регистрировались следующие показатели: сколько вариантов передвижения по маршруту выбрали новички; какое количество ориентиров запомнили; сколько раз корректировали скорость бега и использовался компас. Зная особенности индивидуальной памяти спортсменки целесообразно выбирать и запоминать только те элементы, которые способствуют оптимальной ориентации на местности. Важно отметить, что внимание, восприятие, память и мышление являются основными психическими элементами тактики бега ориентировщиц на соревнованиях.
Результаты исследования показателей оценки тактики и техники бега спортсменок-ориентировщиц на длинные дистанции представлены в таблице 2.
Таблица 2
№ Тестирования |
1.Средние показатели |
2. Сколько раз использован компас и сделан выбор направления бега на КП |
3. Сколько раз проверена ЧСС и сделана корректировка скорости бега |
4. Количество просмотров карты и число выбора направления маршрута движения |
5.Сколько раз проведен контроль темпа бега |
1-е |
Х±õ, V% |
6,2± 0,9 14,5 % |
5,4±0,7 12,9 %
|
5, 7±0,8 14,0 %
|
6,8±0,9 13,2 % |
2-е |
Х±õ, V% |
5,5± 0,7 12,7 %
|
4,5±0,6 13,3 %
|
4,4±0,5 11,4%
|
4,7±0,6 12,7 % |
3-е |
Х±õ, V%- |
4,3± 0,4 9,3 %
|
3,4±0.4 11,8%
|
4,1±0,3 7,7 %
|
4,5±0,3 8,8 % |
Прирост
показателей |
- |
44,2% (р<0,05) |
58,8 % (р<0,05) |
28,1 % (р<0,05) |
43,8% (р<0,05) |
Показатели количества раз использования спортсменками- ориентировщицами компасов и карт маршрута движения к КП были выбраны за основные характеристики тактической деятельности. Показатели количества раз проверки ЧСС и коррекции скорости бега использовались для поддержания темпа бега.
Результаты выявленной динамики коэффициентов корреляции между психофизическими показателями и результатов соревновательной деятельности у спортсменок-ориентировщиц представлены в таблице 2. Данные, приведенные в таблице, показывают, что из всех психофизических показателей достоверная взаимосвязь обнаруживается между результативностью в соревнованиях и функциями переключения внимания. А результаты проведенных нами исследований подтверждают тот факт, что традиционные корреляционные методы оценки психических характеристик деятельности можно проводить в лабораторных условиях.
В ходе эксперимента были измерены показатели деятельности спортсменок не по шкалам наименований и порядка, а по шкале отношений. Это в свою очередь позволило использовать в полном объёме методы математической статистики для исследования показателей деятельности спортсменов. Результаты исследования, представленные в таблице 2 достоверно подтверждают эффективность методики совершенствования по 4-ем показателям тактико-психической и технической подготовленности в беге на длинные дистанции у спортсменок-ориентировщиц в пределах от 28 до 58 % (р < 0,05) .
Таким образом, впервые была разработана методика совершенствования тактико-психологической и технологической подготовленности спортсменок-ориентировщиц на длинные дистанции.
Библиографический список
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Л.С. Выготский. // Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.- 366 c.
- Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. JI. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин. – М. 1974. – 456 с.
- Лурия А. Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М., 1975.-420 c.
- Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПБ.: Питер, 2000.- 592 с.
- Павлов И. П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. АН СССР, 1952.-342 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999.- 218 с.
- Сеченов И.М. Физиология нервных центров: из лекций, чит. в собрании врачей в Москве в 1889-1890 гг./ И.М. Сеченов – М.: Изд. АМН СССР, 1952.
- Усков В.А. Методология исследования психологической и педагогическо
- Усков В.А. Формирование вариативных двигательных навыков в игровых видах спорта / В.А. Усков. – М.: ЗАО «ТИССО», 2001. -157 с.
- Ухтомский А.А. Собрание сочинений / А.А. Ухтомский, Т. IV. – М., 1945. – 312 с.
Количество просмотров публикации: Please wait