УДК 336.53

ИТОГИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНОГО БЮДЖЕТА В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

Кариков Константин Владимирович
Липецкий филиал Финуниверситета
магистрант

Аннотация
Программирование бюджетных расходов стало итогом проведения реформы бюджетного процесса Российской Федерации, проводимой с целью повышения эффективности и результативности использования государственных и муниципальных ресурсов. Такая практика внедрена и на территории Липецкой области, бюджет который носит программный формат. Основным преимуществом формирования финансового плана региона в форме программного документа заключается в повышении прозрачности использования каждого рубля бюджетных средств. Таким образом, процесс планирования государственных расходов был переведен на качественно новый уровень.

Ключевые слова: бюджетирование ориентированное на результат, государственные программы, программно-целевое планирование


THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM BUDGET IN THE REGIONS (FOR EXAMPLE, THE LIPETSK REGION)

Karikov Konstantin Vladimirovich
Lipetsk branch Finuniversiteta
undergraduate

Abstract
Programming of budget expenditures was the result of the reform of the budget process of the Russian Federation carried out in order to improve efficiency and effectiveness of state and municipal resources. This practice is implemented and in the Lipetsk region, the budget of which is a software format. The main advantage of the formation of the financial plan of the region in the form of a policy document is to increase transparency in the use of every ruble of budget funds. Thus, the planning of public expenditure has been transferred to a new level.

Keywords: budgeting for results, government programs, program-oriented planning


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кариков К.В. Итоги внедрения программного бюджета в регионах (на примере Липецкой области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62033 (дата обращения: 05.06.2017).

Современная экономическая нестабильность и снижение прироста ВВП и НД стали причиной сокращения «реальных» доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому вопросы оптимизации использования государственных и муниципальных ресурсов вышли на первое место.

В условиях дефицита бюджета Правительство Российской Федерации использует инструменты долгового финансирования, а также сокращение расходов по нескольким направлениям. Согласно исследованиям Высшей школы экономики, более всего сократится финансирование образования и науки, однако, возрастут затраты на оборону, в том числе по закрытым статьям федерального бюджета в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 г.г. Таким образом, изменится структура финансирования производственной и непроизводственной сферы, что предполагает ужесточение контроля за такими параметрами как эффективность и результативность использования бюджетных средств.

Переход на целевое индикативное планирование и прогнозирование при формировании финансовых планов государства началось еще с появления первых «пилотных» проектов в начале 2000-х годов. Например, целевая программа «Доступное жилье» (2002-2010г.г.), Национальный проект «Здоровье» и другие. Их реализация показала преимущества бюджетирования ориентированного на результат и при этом позволила выявить проблемы исполнения бюджетных расходов.

Если раньше важнейшим показателем качества исполнения расходов внутри бюджетной системы являлись абсолютные значения, то есть полнота использования запланированных сумм, то на данный момент они дополнены показателями эффективности и результативности. Таким образом, качество исполнения бюджета по расходам оценивается по итоговым параметрам проведения запланированных мероприятий и их результаты. Экономия является позитивным моментом при исполнении расходов бюджета.

Таким образом, положительный опыт планирования финансирования отраслей производственной и непроизводственной сферы путем целевого индикативного программирования позволил внедрить программный метод при формировании проектов бюджета повсеместно.

Постепенный переход к программному бюджету был реализован и Управлением финансов Липецкой области. Поэтому проект бюджета Липецкой области разрабатывается в увязке с действующими государственными программами, которые реализуются на территории Липецкой области. Такой подход позволяет сделать бюджетные расходы прозрачнее и увязать параметры бюджета с достижением  конкретных целей социально-экономического развития Липецкой области. Однако не все затраты можно увязать с конкретными целями. Например, текущие расходы бюджетной сферы на оплату труда, отчисления в виде страховых взносов, командировочные и транспортные расходы, оплата коммунальных платежей, связи, покупка расходных материалов не подлежат целевому индикативному планированию. Их процент в структуре бюджетных затрат не превышает 10%, поэтому в отношении таких статей планов финансово-хозяйственной деятельности и смет применяется нормативный подход.

Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются с учетом:

- минимальных государственных социальных стандартов;

- нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг;

- единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Расходы областного бюджета сформированы в целом в соответствии с основными приоритетами бюджетной политики Российской Федерации, а также майскими Указами Президента РФ. В номинальном выражении они были запланированы в 2015 году в сумме 41,7 млрд. руб., в 2016 году в сумме 43,15 млрд. руб., в 2017 году в сумме 45,05 млрд. руб.

Программный бюджет Липецкой области разработан в увязке с действующими государственными программами, которые реализуются на территории Липецкой области. Такой подход позволяет сделать бюджетные расходы прозрачнее и увязать параметры бюджета с достижением  конкретных целей социально-экономического развития Липецкой области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Бюджетного Кодекса РФ при составлении проекта бюджета используется реестр расходных обязательств (перечень законов, иных нормативно-правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств).

Рассматривая структуру программных расходов бюджета Липецкой области, можно сказать, что большая часть бюджетных ассигнований «упакованы» в 19 государственных программ, предусмотренных Постановлением администрации Липецкой области от 29.08.2011 г. № 309 «Об утверждении перечня государственных программ Липецкой области»: в 2015 году – 84,9%; в 2016 и в 2017 году порядка 82%. Остальные бюджетные расходы отражены в проекте закона в виде не программных мероприятий.

Наибольшую долю в структуре затрат областного бюджета занимают расходы по следующим разделам [3]:

- «Образование» – 25,9%;

- «Здравоохранение» – 18,94%;

- «Социальная политика» – 18,94%;

- «Национальная экономика» – 16,31%.

На основании этого можно говорить о том, что бюджет сохраняет свою социальную направленность.

По итогам анализа исполнения государственных программ на территории Липецкой области можно сделать следующие выводы. По данным Управления экономики Липецкой области вышеперечисленные государственные программы имеют 161 целевой индикатор и показатель задач. Средняя степень достижения целевых индикаторов и показателей задач государственных программ за 2014 год составляет 137,3%. По 15 государственным программам уровень достижения целевых индикаторов и показателей задач высокий – 100% и более,  по 2 государственным программам -  от 98% до 96,8.

В 2014 году не удалось достигнуть  запланированных значений  по  уровню  внутреннего и въездного туристического потока, площади номерного фонда коллективных средств размещения, количеству детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, количеству предприятий резидентов и участников особых экономических зон федерального и регионального уровней и объему освоенных инвестиций в особых экономических зонах в связи с ухудшением геополитической и макроэкономической ситуации, в том числе за счет санкционных ограничений, и переноса сроков строительства туристических, инфраструктурных и жилых объектов на 2015 год и последующие годы [3].

Несмотря на то, что в структуре расходов в 2015 году и плановом периоде 2016-2017 г.г. существенных изменений нет, наблюдается рост объема финансирования социальных направлений в абсолютном выражении. В этой связи хотелось бы отметить необходимость повышения результативности и эффективности использования бюджетного финансирования для всех получателей бюджетных средств. Для этого формируется унифицированный перечень работ и услуг для всех уровней бюджетной системы, который позволит избежать неточности в формировании государственных и муниципальных заданий, а значит,  улучшит качество программирования расходов бюджета.


Библиографический список
  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2015) [Электронный ресурс]//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 02.11.2015г.
  2. Постановление администрации Липецкой области от 29.08.2011 г. № 309 «Об утверждении перечня государственных программ Липецкой области» [Электронный ресурс]//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 02.11.2015г.
  3. Сайт Администрации Липецкой области [Электронный ресурс] URL: http://admlip.ru/. Режим доступа – локальный – дата посещения 20.04.2015.


Все статьи автора «Кариков Константин Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: