УДК 37.022

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УЧЕНЫХ-МЕТОДИСТОВ

Гузь Ю.А.1, Стрежкова Е.В.2
1Южный федеральный университет, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации кафедра немецкой филологии, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии
2Южный федеральный университет, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации кафедра немецкой филологии, студентка 5 курса направления «Лингвистика», Южный Федеральный университет

Аннотация
Статья раскрывает стратегию обучения написания письменного аргументированного высказывания на иностранном языке в соответствии с новыми российскими образовательными стандартами. Выделяются основные составляющие эссе - структура и аргументация, они должны быть четкими и понятными в содержательном плане. Исследуются стили подачи аргументации немецкими учеными-методистами.

Ключевые слова: аргументированное письменное высказывание, стратегия обучения эссе, эссе


LEARNING STRATEGIES OF ESSAY WRITING IN GERMAN THEORY AND PRACTICE OF METHODICAL SCIENTISTS

Guz Y.A.1, Strezhkova E.V.2
1Southern Federal University, Ph.D., assistant professor of German philology
2Southern Federal University, 5-year student of the "Linguistics"

Abstract
The article reveals the strategy of learning to write argumentative statements written in a foreign language in accordance with the new Russian educational standards. Highlighted the main components of the essay - the structure and reasoning, they should be clear and understandable in terms of content. We study the style of the argument by German scientists, methodologists.

Keywords: essay, training strategy essay, written reasoned statement


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гузь Ю.А., Стрежкова Е.В. Обучение письменному высказыванию на немецком языке в теории и практике ученых-методистов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61890 (дата обращения: 02.10.2017).

Письменное высказывание на иностранном языке играет на современном этапе значительную роль при обучении немецкому языку и более того считается обязательной. Любой дипломированный специалист должен уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, а если сфера профессиональной или даже личной деятельности выходит за рамки одной страны, то появляется необходимость приводить аргументы в письменной форме на иностранном языке. Данный вид речевой деятельности относится к большому достижению личности поликультурного общества, в котором раскрывается его мировоззрение, жизненная позиция и свобода. Трудно представить полноценное общение на  иностранном языке без умения выражать свои мысли письменно. Письменная речь является сегодня важной частью культуры народа, обязательным элементом каждого нашего дня. Мы заполняем анкеты, пишем электронные письма и делаем различные заметки.

Значение понятия «письмо» исследуется языковедами, методистами и психологами с разных точек зрения. Нельзя не согласиться с тем, что навык письма может выступать как в роли средства, так и в роли цели обучения, может рассматриваться как продукт учебного процесса и быть составной частью самого учебного процесса. Приобретение элементарных знаний в области письма необходимо для овладения иностранным языком. Все учащиеся справляются с этим достаточно легко. Но писать сочинения на иностранном языке умеют далеко не все взрослые. Большинство людей сталкивается с рядом трудностей при написании даже короткого рассказа или письма, так как владеют недостаточным объёмом словарного запаса и допускают множество структурных, речевых, грамматических ошибок.

Прежде чем перейти к стратегии написания сочинения с аргументированным высказыванием, необходимо дать определение понятию «эссе», так называемому сочинению-рассуждению.

Родоначальником эссе как литературной формы или жанра письменного высказывания считается Мишель де Монтень (1532–1592). Для нашего исследования интересен тот факт, что знаменитого французского писателя, философа и создателя самого определения «эссе», воспитывал отец, по происхождению – немец, по роду занятий – педагог с либерально-гуманистическими взглядами. В википедии подробно описывается творческая деятельность  писателя, где подробно и очень просто объясняется, как и что должно освещать эссе. Самое известное произведение «Опыты» Монтень создал в  возрасте 38 лет. В переводе с французского слово «опыт» означает «эссе», впервые данный термин вводится ученым, чтобы дать определение письменному сочинению на основе личных переживаний, воспоминаний, рассуждений, оценки, собственного анализа по определенной тематике. Мнение и опыт автора сочинения могут быть связаны с размышлениями над различными историческими событиями как прошлого, так и настоящего, с наблюдениями над бытом и нравами людей самых разных возрастов и состояний, уровня культуры и положения в обществе. Главное, чтобы письменное высказывание «отражало гуманистическую мораль, не поддавалось влиянию фанатизма и жестокости различных представителей власти» [http://gruzdoff.ru/wiki]. Монтень, рассуждая в своих сочинениях отдаёт явное предпочтение образу жизни первобытного общества,  сравнивая его с тщеславной цивилизацией  современного мира. Благоразумие, смешанное с острой критикой, тонкий французский юмор, искренность и реальная объективность прославили «Опыты» Монтеня на весь мир и на протяжении многих веков люди с удовольствием перечитывают и размышляют над актуальными темами мудрой книги» [http://gruzdoff.ru/wiki].

Сочинения Монтеня, написанные в свободное время ради удовольствия, отличаются простотой выражения мысли на письме. В отличие от современных требований к эссе чёткого плана в «опытах» философа не наблюдается, изложение подчиняется спонтанному ходу мысли, многочисленные цитаты сменяются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Монтень  – создатель жанра эссе, считал, что главное это не объект рассуждений, а само развитие мысли перед глазами читателей. Тема эссе должна с начала и до конца текста легко просматриваться [http://de.wikipedia.org/wiki/Essay].

Современный немецкий толковый  словарь Дудена дает немного другое определение эссе,  указывая на то, что сочинение должно быть небольшого объема и освещать в краткой и содержательной форме литературные и научные вопросы (Nach der Duden-Definition ist ein Essay eine Abhandlung, die eine literarische oder wissenschaftliche Frage in knapper und anspruchsvoller Form behandelt). Эссе на иностранном языке в процессе обучения представляет собой короткое сочинение, в котором автор выражает свои субъективные размышления по определенной теме культурного или общественного характера, используя собственные знания или пережитый опыт по данной проблематики вопроса.

Для письменного высказывания с элементами рассуждения, эссе, самое важное это аргументация. В статье ученого-методиста Роземай М. Шмидт, в которой она собрала различную информацию на интересующую нас тему, предлагается определенная аргументационная стратегия. Она говорит о том, что существуют несколько стилей подачи аргументации, но прежде нужно задуматься об аргументах позиции автора «за и против»:  какие противоречия существуют в данных аргументах; какие сильные (неоспоримые) стороны присутствуют; в каких аргументах автор убежден; в каких аргументах автор сомневается; в каком порядке нужно выдвигать аргументы.

Роземай М. Шмидт предлагает сделать схематичный набросок стратегии последовательности аргументов. При этом следует обращать внимание на то, когда нужно переходить к кульминационному моменту аргументации, иначе существует опасность, что эссе будет воспринято как скучный и «затянутый» текст [http://www.luna-tikk.de/Essay.html]. Преподаватель-методист выделяет определенные критерии оценивания письменного высказывания. Здесь считаются важными следующие моменты:

  1. ясное разделение на введение, основную часть и заключение;
  2. четкая постановка проблемы;
  3. доступная аргументация;
  4. хороший, понятный язык, корректное правописание;
  5. полный список источников в приложении к работе;
  6. использование подходящей литературы;
  7. подлинность представленных фактов.

[http://www.uni-essen.de/schreibwerkstatt/trainer/trainer/start.html].

Рассмотрим,  какие указания дают немецкие преподаватели различных университетов при подготовке к экзамену, где одним из заданий является письменное высказывание с элементами рассуждения или эссе.

Методисты университета Аугсбурга дают следующие требования:

  1. Эссе должно вызывать критическое обсуждение.
  2. Эссе должно отвечать определённой проблеме, которая рассматривается в данной работе.
  3. В эссе используется строгая структура аргументации.
  4. Для эссе характерен определенный стиль изложения (наиболее подходящий научный, то есть аргументированный).
  5. В эссе явно прослеживается точка зрения автора, его мнение.
  6. В эссе следует приводить аргументы за и против.

Важным элементом эссе является структура,  она должна быть четкой и понятной в содержательном плане. Логическое разделение осуществляется с помощью абзацев, но ни в коем случае не допускается использование подзаголовков. Человек, который пишет эссе, должен опираться на определенную схему-шаблон, а именно:

1) Введение: подведение к теме эссе, краткое изложение главной проблемы.

В этой части следует разъяснить читателю тему эссе, раскрыть проблематику. Пишущий должен доказать почему именно этот вопрос важен. Кроме того, можно упомянуть свой план построения работы.

2) Основная часть: аргументированный анализ поставленной проблемы, с помощью схемы доводов «за и против», противопоставление различных мнений на данный вопрос.

Здесь нужно развивать свою тему по средствам фактов и приведенных примеров, использовать четкую структуру «за и против». Нельзя забывать об упоминании источников, текстов, работ, произведений на которые опирается автор эссе. В этой части формируется личное представление автора на определенную тему, его субъективное мнение.

3) Заключение: краткое резюме, обобщение вышесказанного.

В последней части сочинения автор должен суммировать результаты его исследования по проблеме и прийти к одному выводу, дать заключительную оценку.

Из всего вышесказанного можно утверждать, что  необходима определенная стратегия при написании сочинения на иностранном языке, которая предполагает активную, интенсивную работу и возможность для рефлексии. Стратегия повышает мотивацию выражать собственное мнение на немецком языке, помогает раскрыть аргументировано мнение автора по проблеме. Согласно новым требованиям в программе обучения иностранному языку учащиеся должны уметь рассказывать письменно об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и  чувства; описывать свои планы на будущее; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого  языка.



Все статьи автора «Гузь Юлия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: