УДК 81'342

ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АГИТАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЧЕЙ)

Когут Дмитрий Михайлович
Московский Городской Педагогический Университет
магистрант, кафедра английской филологии

Аннотация
В данной статье рассматриваются тактики манипулирования общественным сознанием, и их просодический характеристики, позволяющие политикам эффективном использовать данные тактики во врем своих политико-агитационных выступлений.

Ключевые слова: дискурс, манипуляция общественным сознанием, политика, предвыборный, просодия, речь, тактики


PROSODIC MEANS OF MANIPULATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS (BASED ON THE ENGLISH-LANGUAGE PROPAGANDA AND POLITICAL SPEECHES)

Kogut Dmitry Mikhailovich
Moscow City Teacher Training University
Undergraduate, English Filology

Abstract
The article focuses on the manipulation tactics on public consciousness, and their prosodic characteristics, which allow politicians to use these tactics during their preelection speeches.

Keywords: discourse, manipulation of public consciousness, politics, preelection, prosody, speech, tactics


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Когут Д.М. Просодические средства манипулирования общественным сознанием (на материале англоязычных агитационно-политических речей) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61830 (дата обращения: 20.11.2016).

Правильное владение интонацией, способность грамотно построить свою речь считается важным компонентом в общении, от этих умений может зависеть успех человека в различных ситуациях, а особенно это важно в политических выступлениях. Для политиков важно уметь захватить внимание аудитории и обладать возможностью манипулировать общественным сознанием.

В современном мире все больше и больше внимания уделяется ораторскому искусству, так как оно помогает человеку быть успешным в любом виде деятельности. Это явление рассматривается с лингвистической точки зрения. Также активное внимание уделяется тактикам манипулирования общественным сознанием. В последнее время, исследователи уделяют большое внимание выявлению использования различных тактик. Особый интерес представляют просодические средства, используемые автором для расположения к себе аудитории. Просодические средства, позволяют автору успешно использовать манипулятивные тактики. Деятельность человека, чья профессия неотъемлемо связана с произнесением речей обязательно объединена со знанием правил ораторского искусства.

Обучение ораторскому искусству очень сложный процесс, и неотъемлемой его частью является постановка голоса. Оратор должен знать, какие просодические средства стоит применять в определенных моментах речи, как они влияют на публику.

Просодия является одним из основных средств выражения эмоций. С помощью просодический средств, оратор может разнообразить свою речь, заострить внимание аудитории на тех моментах, которые важны с его точки зрения. Оратор должен вкладывать в свою речь то, что он считает полезным и важным для его слушателей и должен быть воодушевлён её предметом. Просодия является одним из компонентов успеха в политике. Также, несомненно просодия помогает оратору правильно использовать тактики манипулирования общественным сознанием. Благодаря точно подобранным просодическим средствам, автор может эмоционально украсить свою речь, также выделить важные для процесса манипуляции общественным сознанием моменты.

В политическом дискурсе важную роль играют не только языковые средства, задействованные автором, но также сама фигура политика, жесты, обстановка, настрой, как он относится к публике, т.к. основная задача политического дискурса эта привлечение и завоевание целевой аудитории, удержание или получение политической власти [1: 128 c.].
Также следует уделить внимание понятию просодии.
В русской лингвистической школе понятия просодии и интонации считаются синонимами и употребляются для обозначения системы супрасегментных средств языка. Однако зарубежные лингвистические школы трактуют эти термины по-другому. «Просодия» рассматривается в более широком смысле и подразумевает под собой ритм и интонацию речи, отражающую различные особенности динамики высказываний, наличие иронии или контраста или других элементов языка.

Темп речи — это скорость речи, высказывания и паузация. Скорость речи может быть медленной, быстрой или нормальной, что несомненно влияет на восприятие слушателем речи автора. Наиболее важные части высказывания произносятся более медленно, неважные части произносятся убыстрённо [2 : 74 с.].

Мелодия речи определяется высотой голоса в момент произнесения какой-либо фразы или слова. Мелодия может содержать многочисленные сигналы, как уровня содержания, так и уровня отношения.

Пауза – это приостановка, в каком-либо действии, процессе. В просодии употребляется для выделения наиболее важных мыслей и суждений в разговоре. Количество и длина пауз оказывают главный эффект на основной темп речи. Среди пауз, лингвист О’Коннор выделяет разные виды: хезитационные, интонационно-синтаксические паузы, интонационно-логические и пустые [3: 96 с.].

Хезитационные паузы – это паузы обдумывания, они помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить наиболее точную и ясную форму изложения.

Интонационно-синтаксические паузы отражают синтаксическую природу предложений. Они различаются длительностью и соответствуют знакам препинания в предложении.

Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого. Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл.

Пустые паузы возникают в процессе речи, когда говорящий не знает, как продолжить свою мысль и останавливается. Такие паузы только затягивают разговор.

Так же следует упомянуть фразовое ударение, которое является средством актуального членения предложения. С помощью постановки фразового ударения осуществляется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных отношений [4: 388 с.].

Логическое ударение, как средство смыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания, накладываясь на обязательное словесное ударение, обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из собеседников [5: 394 с.].

Говоря о компонентах просодии, следует упомянуть диапазон. Диапазон – это совокупность звуков, которые могут быть воспроизведены голосом. Это интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса.

Несомненно, существуют определенные тактики, которым обучают ораторов для завоевания внимания аудитории. Например, Тактика внушения. Её смысл заключается в предоставлении фактов именно в том свете, который нужен оратору. Иногда это может быть искажение фактов, иногда их подтасовка или даже дезинформация. С помощью интонации, пауз, речевых эмоциональных всплесков, политик показывает народу, что переживает эту ситуацию как все люди и ни в коем случае не выдает то, что сложившиеся обстоятельства только приносят ему пользу. Правильно выстроенная интонация помогает ему держать аудиторию во внимании, а также в осознании важности ситуации для него как для личности.

К примеру, в выступлениях Британского премьер-министра Дэвида Кэмерона часто прослеживается использование тактики убеждения:
«Conservatives – or Labour. Britain on the rise – or turning the clock back.» (28 марта 2015, съезд партии Консерваторов в Манчестере).

 

Рисунок 1. Электроакустический анализ речи Дэвида Кэмерона.

В этом предложении прослеживается тактика внушения. Её смысл заключается в предоставлении фактов именно в том свете, который нужен оратору. Подготавливая аудиторию к этому моменту, автор заостряет внимание на том, что грядущие выборы могут стать самыми важными выборами в Соединенном Королевстве, ведь именно от них будет зависеть будущее простых людей, и, что самое главное, безопасность и будущее их детей. В первом предложении автор даёт аудитории понять, что у неё есть право выбора, что она вольна выбирать либо партию Консерваторов, либо Лейбористскую партию, однако сразу после мнимого выбора, Дэвид Кэмерон характеризует партии. Про партию Консерваторов, в которой он состоит, он говорит о светлом будущем, о Британии, которая стремится вперед к лучшему, однако Лейбористская партия получает иную характеристику от действующего премьер-министра Великобритании. По словам Дэвида Кэмерона, выбор Лейбористской партии будет означать для Британии шаг назад, отсутствие развития, отсутствие будущего для британцев. Таким образом, правильное выстроенная интонация помогает ему держать аудиторию во внимании, а также в осознании важности ситуации для него как для личности.

Интонация в данном предложении играет важную роль. Дэвид Кэмерон использует её очень профессионально. На слове «Conservatives» оратор использует восходящий тон, эмоционально-модальное значение которого сообщение аудитории, что основная цель партии Консерваторов – это вести Британию в светлое будущее. Далее Премьер-министр играет на контрасте, так как слово «Labour» он произносит падающим тоном. Помимо падающего тона, Дэвид Кэмерон произносит эти слова тихо, тем самым показывая, что Лейбористская партия не приведёт Британскую Империю к рассвету. В следующих словах оратора прослеживается такая же игра на контрасте интонации. Слова «Britain on the rise» автор произносит, используя восходящий тон.

Таким образом, помимо смысловой окраски слов, которая говорит о том, что партия Консерваторов это лучшее для Британии, её надежда и опора, с помощью интонации Дэвид Кэмерон добавляет эмоциональную окраску, тем самым завоёвывая внимание и любовь аудитории. Слова, завершающие это предложение «or turning the clock back» Премьер-министр произносит, используя падающий тон. Помимо негативной смысловой окраски, Дэвид Кэмерон добавляет негативную эмоциональную окраску, тем самым вызывая негативные эмоции аудитории по отношению к Лейбористской партии. Таким образом, верное использование восходящих и нисходящих шкал, помогают автору придать нужную эмоциональную окраску, а также заострить внимание аудитории на поставленной проблеме. Также автор использует интонационно-логические паузы, которые способствуют правильному восприятию нового для публики материала. Данные паузы помогают автору дать аудитории время для анализа, сказанного им предложения. Дэвид Кэмерон произносит это предложение в умеренном темпе, тем самым останавливая внимание аудитории на важном для него смысле этого предложения.

Или же: “Ed Balls – the man who messed up our economy, bust our banks, bankrupted our finances?”

 

Рисунок 2. Электроакустический анализ речи Дэвида Кэмерона.

В данном отрезке речи Дэвид Кэмерон вновь использует тактику внушения. Он произносит факты в выгодном ему свете. Использование ядерного тона “rise-fall” добавляет его речи эмоциональности. Автор высказывает эту идею императивно и ярко, показывая публике свои переживания за экономическое состояние и судьбу страны. Он заставляет аудиторию принять свою точку зрения на проблему, принять отношение Дэвида Кэмерона к Эду Боллсу за своё собственное. Таким образом, он переманивает электорат на свою сторону.

Оратор использует хезитационные паузы, для того, чтобы оформить свою мысль в наиболее точное предложение. Автор произносит это предложение в умеренном темпе, тем самым давая аудитории возможность уловить каждое слово. Преобладающие восходящие шкалы указывают на то, что Дэвид Кэмерон хотел эмоционально выделить это предложение, для того, чтобы аудиторию восприняла его, как личную тревогу автора. Показывая своё негативное отношение к Эду Боллсу, премьер-министр также говорит о том, что если Британия сделает «неверный» выбор, то всё останется как прежде. Однако ограничивается выступлением одного Дэвида Кэмерона не стоит.

Следует также разобрать выступление его оппонента, бывшего лидера партии Лейбористов, Эда Милибэнда. “First, we are the only party at this election which can show how every policy in our manifesto will be paid for.”

 

Рисунок 3. Электроакустический анализ речи Эда Милибэнда.

 Эд Милибэнд констатирует факт, который может не соответствовать действительности. Эта информация преподнесена публике именно в том свете, который нужен политику для завоевания её внимания и получения одобрения. Не упоминая своих оппонентов, бывший лидер Лейбористской партии преподнёс публики их предвыборные кампании в нужном ему негативном свете. Таким образом, Эд Милибэнд хотел показать всю открытость и безупречность Лейбористской партии, то, что она в ответе за все свои слова и сможет подтвердить эти слова при условии, что одержит победу на выборах. Политик предоставил этот факт аудитории в том образе, и с такой эмоциональной окраской, чтобы аудитория поверила и доверила ему своё будущее.

Используя интонационно-логическую паузу и умеренный темп, автор вновь пытается сконцентрировать внимание аудитории на том, насколько важны все те плюсы, которые он перечисляет. В данном предложении преобладает ядерный тон “fall-rise”, который помогает автору выделить конкретные моменты в своём выступлении, а также добавить нужную сильную эмоциональную окраску, которая способствует успешному применению тактики манипулирования общественным сознанием. Преобладающие падающие шкалы можно охарактеризовать как стремление автора к выделению важных моментов в речи, для концентрации внимания аудитории на своём выступлении.

Тактику внушения можно считать скрытой, так как Эд Милибэнд не прибегал к прямому указанию на своих оппонентов, а также не делал акцент на минус в их предвыборных кампаниях. Применив тактику внушения, он позволил аудитории самой выработать мысль, о том, что оппоненты Лейбористкой партии имеют определённые минусы в своих предвыборных кампаниях, однако партия Эда Милибэнда превосходит их в этих показателях.

Далее в своём выступлении бывший лидер лейбористской партии вновь прибегает к использованию тактик манипуляции общественны сознанием: “And what a contrast with the Conservatives. In recent days you have seen them throwing spending promises around with no idea of where the money is coming from.”

 

 Рисунок 4. Электроакустический анализ речи Эда Милибэнда.

В данном предложении вновь прослеживается техника внушения. Эд Милибэнд говорит об обещаниях, данных партией Консерватистов, уточняя, что в его партии всё открыто и люди должны знать, что партия Лейбористов может подтвердить свои обещания. Однако, говоря о партии Консерваторов, политик сообщает электорату, что обещания данные их партией не имеют под собой никакой основы, что обещания партии Консерваторов – это пустые слова, сказанные, чтобы привлечь электорат. Таким образом, он предоставляет факт в выгодном ему свете, без каких-либо подтверждающих его слова документов или фактов. Оратор пытается внушить публике идею, о том, что партия Дэвида Кэмерона не может подтвердить своих обещаний, и что Консерваторы не заслуживают доверия публики.

Использование тактики внушения позволяет Эду Милибэнду склонить публику на свою сторону и захватить её внимание. Также стоит обратить внимание на первое предложение в данном отрывке: “And what a contrast with the Conservatives.” Здесь отчетливо прослеживается техника опровержения. Причём она не является скрытой. Эд Милибэнд прямо противопоставил себя Дэвиду Кэмерону, а также противопоставил партию Лейбористов партии Консерваторов. В данном предложении автор критикует взгляды своего оппонента, акцентируя внимание публики на том, что партия Консерваторов отличается от партии Лейбористов не только своими взглядами, но и тем, что партия Эда Милибэнда может подтвердить свои обещания действиями, а партия Консерваторов просто, как сказал Эд Милибэнд «разбрасывает» пустые обещания.

Применение данной техники позволило Эду Милибэнду ещё больше привлечь и захватить внимание аудитории. Такая игра на противопоставлении дала ему возможность выдать свою негативную идею о партии Дэвида Кэмерона за идею публики, будто она сама её выработала. Применение нужной интонации в данном отрывке позволило сработать обеим тактикам. Преобладающие падающие шкалы не только позволили оратору выделить нужные ему моменты в речи, но также добавить сильную эмоциональную окраску данному отрывку. Помимо этого, падающие тоны помогли автору правильно использовать тактики манипулирования общественным сознанием и помочь захватить внимание аудитории. Так же следует выделить падающий ядерный тон на частице “no”. Такое яркое выделение конкретного слова позволило автору сконцентрировать внимание публики именно на том, что партия Консерваторов не может точно быть в ответе за свои слова и обещания, тем самым Эд Милибэнд вновь внушил аудитории идею о том, что партия оппонентов не заслуживает столь пристального внимания. Автор произнёс данное предложение в умеренном темпе с использованием интонационно-логических пауз, тем самым он старался привлечь наибольшее внимание аудитории к своим словам.
Подводя итоги, можно сказать, что было выявлено, что политики в своих выступлениях в основном употребляют одинаковый набор просодических компонентов, передавая негативное отношение к оппонентам в тактике убеждения, внушения или опровержения политики склонны говорить в ровном суженном диапазоне речи, использовать медленный темп и интонационно-логические паузы, краткие фразы. Шкалы преобладают восходящие, эмфатическое выделение происходит с помощью резкого высокого падения или сложных восходяще-нисходящих и нисходяще-восходящих тонов.
Таким образом, проведённое исследование продемонстрировало использование тактик манипулирования общественным сознанием в современном политическом дискурсе и их просодические характеристики на отобранном материале.


Библиографический список
  1. Михалева О.Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия / Л. Михалева – М.: УРСС, 2009. – 256 с.
  2. Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации / Л. Кантер – М.: Высшая школа, 1988 – 128 с.
  3. O’Connor J.D. Intonation of Colloquial English. A Practical Handbook. / J.D. O’Connor, G.F. Arnold. London: Longman, 1973. — 270 p.
  4. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. / Т. Жеребило — Назрань, Пилигрим, 2010 – 486 с.
  5. Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. М.: 1974. – Т. 16. – С. 394-395.


Все статьи автора «Когут Дмитрий Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация