УДК 338.2

СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Слинков Анатолий Михайлович1, Дидык Кристина Сергеевна2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кандидат экономических наук,доцент
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, магистр

Аннотация
В статье рассматривается вопрос необходимости разработки и внедрения стратегии для предприятия. Определяется роль стратегии в процессе управления организацией, а также ее влияние на конкурентоспособность.

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегическое управление, стратегия


STRATEGY AS INSTRUMENT OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

Slinkov Anatoly Mikhaylovich1, Didyk Kristina Sergeevna2
1Belgorod State National Research University, PhD of Economic Sciences, Associate Professor
2Belgorod State National Research University, Master

Abstract
In article the question of need of development and deployment of strategy for the enterprise is considered. The strategy role in management of the organization, and also its influence on competitiveness is defined.

Keywords: competitiveness, strategic management, strategy


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Слинков А.М., Дидык К.С. Стратегия как инструмент управления организацией // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61663 (дата обращения: 20.11.2016).

Актуальность исследования. Современная российская экономика диктует предприятиям жесткие условия выживания на рынке. Обостряющаяся с каждым днем конкуренция, политическая и экономическая нестабильность остро влияют на деятельность организаций. Для эффективного функционирования и развития компании руководители должны иметь представление о будущем состоянии фирмы, ее дальнейших действиях и перспективах. Именно поэтому, в настоящее время важным рычагом управления считается стратегическое планирование.

Вопрос разработки и реализации стратегии на сегодняшний день является крайне актуальным. Ни одно предприятие не способно продолжительный период времени занимать устойчивое положение на рынке и добиваться положительных результатов без четкого видения своей дальнейшей деятельности. Грамотно выбранная стратегия позволяет организациям быстро реагировать на возникающие во внешней среде изменения, рационально использовать имеющие ресурсы, а главное, максимально эффективно функционировать.

Цель исследования: определение роли стратегии в процессе управления организацией.

Основная часть исследования. Управление организацией сложный и многоаспектный процесс, требующий ответственного и грамотного подхода. Современные компании должны легко и быстро адаптироваться к динамично изменяющимся внешним условиям.

Инструменты управления – это средства упорядочения, приспособления для решения поставленной задачи в рамках сложившейся реальной ситуации, ресурсных и иных ограничений. Таким образом, инструмент управления ориентирован на сохранение, то есть на устойчивость. Другими словами,  это способ решения проблемы приспособления  в возникшей ситуации.

Основным способом управления предприятием при традиционном подходе выступает стратегическое планирование.

Также к инструментам управления относят сценарный подход, управление качеством, управление знаниями, управление инновациями, контроллинг,  управление проектами, реинжиниринг.

Стратегия в настоящее время является основным элементом управления любой организацией.

Над вопросами стратегического планирования и разработки стратегий работали многие известные исследователи, среди которых можно выделить А.А. Томпсона, М. Портера, О.С. Виханского, А. Чандлера, В.А. Баринова, А. Файоля. Каждый из авторов интерпретировал понятие стратегии со своей точки зрения, с чем связано наличие большого числа определений данного термина.

Так, например, А.А. Томпсон описывал стратегию как «набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности» [1].

По И. Ансоффу «стратегия – это способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней» [2].

На мой, взгляд, столь большое количество определений данного понятия связано с тем, что разработка и выбор стратегии напрямую зависит от специфики предприятия, условий, в котором оно функционирует, то есть стратегия – это индивидуальный для каждой организации инструмент управления, в основе которого лежат сильные стороны и конкурентные преимущества конкретной фирмы.

Выбор стратегии – это важное и в то же время сложное управленческое решение. В настоящее время существует большое количество различных стратегий, каждая из которых имеет ряд преимуществ и недостатков. В связи с этим, руководитель должен уметь грамотно определить цели организации, задачи ее деятельности, сильные и слабые стороны, чтобы ясно представлять к какому результату должна привести стратегия.

Однако на практике в организациях довольно редко применяется одна стратегия в чистом виде, поскольку в таком случае невозможно учесть все факторы внутренней и внешней среды и быстро реагировать на происходящие изменения. К тому же, каждая стратегия имеет определенные недостатки, которые, так или иначе, скажутся на деятельности предприятия. Именно поэтому, для получения максимально эффективного результата лучше всего применять сочетание нескольких стратегий одновременно.

Стратегия для любого предприятия независимо от его масштабов и сферы деятельности, бесспорно, является одним из важнейших инструментов управления. Это некий вектор движения компании к запланированному результату и достижению поставленных целей.

Заключение. На наш взгляд, существование фирмы без четкой и грамотно разработанной стратегии невозможно. Разумеется, такое предприятие будет функционировать. Однако в таком случае можно поставить под сомнение продолжительность работы организации и качество ее деятельности. Отсутствие стратегии делает предприятие уязвимым перед изменениями внешней среды, работой конкурентов. Кроме того, это лишает фирму плана дальнейших действий, видения ее будущего.

Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия – это необходимый элемент управления организацией. Наличие правильно выбранной стратегии позволяет компании повышать свою конкурентоспособность, усиливать позиции на рынке, быстрее адаптироваться к происходящим изменениям.

От стратегии напрямую зависит успех компании и ее дальнейшее развитие.   Следовательно, руководители должны большое значение уделять вопросу стратегического планирования и ответственно подходить к выбору стратегии.


Библиографический список
  1. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд – М.: Вильямс.- 2013. – 928 c.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф -  С-Пб.: Питер.- 2009. -  238 с.


Все статьи автора «Дидык Кристина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация