УДК 159.9.072.432

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Голещихина Татьяна Николаевна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Аннотация
В статье представлен анализ возможностей театральных занятий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющая своей целью развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста во время театральной деятельности. Обсуждаются педагогические и психологические диагностические процедуры, которые могут быть использованы для изучения уровня развития комплекса коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья. А так же представлены основные практические выводы проведенного исследования в области реализации программы развития коммуникативных умений с элементами театральной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные умения, мониторинг, общение, ограниченные возможности здоровья, психологическая и педагогическая диагностика коммуникативных умений у детей, театральная деятельность


PRACTICAL RESEARCH OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH BY MEANS OF OCCUPATIONS WITH ELEMENTS OF THE DRAMATIZED ACTIVITY

Goleshchikhina Tatyana Nikolaevna
Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev

Abstract
Development of communicative abilities of children of younger school age with limited opportunities of health by means of occupations with elements of the dramatized activity. The analysis of opportunities of theatrical occupations of younger school students with limited opportunities of health, having the purpose development of communicative abilities of children of younger school age during theatrical activity is presented in article. Pedagogical and psychological diagnostic procedures which can be used for studying of a level of development of a complex of communicative abilities at children with limited opportunities of health are discussed. And the main practical conclusions of the conducted research in the field of implementation of the program of development of communicative abilities with elements of theatrical activity are also presented.

Keywords: communication, communicative abilities, limited opportunities of health, monitoring, psychological and pedagogical diagnostics of communicative abilities at children, theatrical activity


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голещихина Т.Н. Практическое исследование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий с элементами театрализованной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61584 (дата обращения: 02.06.2017).

Актуальность научного исследования заключается в противоречии между необходимостью активной деятельности ребенка в обществе и имеющимися ограничениями в общении у данной категории детей.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья главна не только сама по себе. Она значима как средство интеграции данной категории детей в общество, как механизм создания равных условий людям с ограниченными возможностями здоровья, для того, дабы быть социально-активным. Театральная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья является новой формой Социально-психологической реабилитации.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Характеризуя состояние разработанности задачи научных исследований, следует подчеркнуть тот факт, что театральная деятельность не случайно включена в многоплановый процесс социально-психологической реабилитации и выступает как одна из особенно оптимальных форм, содействующей становлению коммуникативных навыков у данной категории детей.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

В научном исследовании психолого-педагогических условий и механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, где душевно-творческое становление составляет независимую линию их личностного становления, вопрос о психологической и педагогической роли сценической деятельности как средства становления коммуникативных навыков и активации душевно-творческих сил у данной категории детей, фактически не проработан. Доля научных исследований, обращенных к определенным видам творческой деятельности в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья – деятельности, имеющей фундаментальное значение в становлении базовой культуры личности школьника данной категории детей, все еще невелика. К тому же, реализация психосоциального потенциала сценического действия (именно как социально-творческой компоненты деятельности в становлении навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья) в целом процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья не исследовалась.

Совместно с тем следует подметить, что применение театральной деятельности в становлении коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья пока не стало предметом фундаментальных научных исследований. Существует раздробленность научных исследований по данной теме, недочеты целостного понимания проблемы. В этой обстановке и появился ученый интерес к становлению коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, как важнейших, приобретаемых ими и помогающих им быть полноценными членами социума.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Все вышесказанное обусловило выбор темы научные исследования: «Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий с элементами театрализованной деятельности».

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

В качестве основы нашего исследования были использованы многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные изучению роли общения в развитии личности ребенка: Л.И. Божович, В.Н. Белкиной, Л.Н. Галигузовой, Ю.Б Гиппенрейтер, Р.И. Деревянко, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, О.О. Папир, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

В соответствии с исследованиями, проведенными в рамках деятельностного подхода, методология которого разрабатывалась в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконини и др.), общение рассматривается нами как деятельность, в структуре которой выделяется (помимо остальных уровней) уровень коммуникативных умений.

В основу нашего исследования положена также концепция универсальных учебных действий, в рамках которой рассматривается проблема развития коммуникативных умений младших школьников. Данная концепция разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и СВ. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова, на основании теоретических положений о роли общения в психическом развитии ребенка Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

В рамках исследования проводился анализ работ, посвященных изучению особенностей общения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья рассматриваемых Э.М. Александровская, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, которые рассматривают её как несоответствия психо-физиологического и социопсихологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения.

В исследовании также были учтены возрастные новообразования обучающихся младшего школьного возраста, ведущие потребности и понимание ими целей учебной деятельности (Н.П. Ансимова, В.Н. Белкина, Д.Б. Дмитриев, Е.В. Карпова, И.И. Кондратьева, М.В. Матюхина, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.).

Экспериментальной базой исследования выступила «Железногорская санаторная школа». Объем выборки составил 46 человек, подвергшихся констатирующему эксперименту.

Экспериментальная группа: 46 учащихся

1 «А», 1 «Б» -18 учащихся (10 – девочек, 8 – мальчиков)

3 «А», 3 «Б» – 28 учащихся (12 – девочек, 16 – мальчиков)

Контрольная группа: 17 учащихся

1 «В» -9 учащихся (3 – девочек, 6 – мальчиков)

3 «В» – 8 учащихся (3 – девочек, 5 – мальчиков)

На защиту выносятся следующие положения

1. На коммуникативные умения младших школьников оказывает   влияние   их   личностное развитие и дополнительное творческое образование, поэтому коррекция личностного развития на основе программы с элементами театральной деятельности является необходимым условием для достижения высоких результатов развития коммуникативных умений обучающихся.

2. Классы, где обучаются младшие школьники, имеющие низкий уровень развития коммуникативных умений,  значимо  различаются  по  показателям коммуникативной направленности, а также по типам и направлениям совместной деятельности. Указанные показатели в каждом из классов имеют свою структуру и специфику, которая отражается в их взаимосвязи. Именно поэтому недостаточно организовать работу только с обучающимися экспериментальной группы.  Необходимо    включать    в   развивающие мероприятия  всех одноклассников, определяя общие и специфические задачи работы с классом. Тогда модели поведения, которые обучающиеся усвоят во время групповых коррекционных занятий с элементами театральной деятельности, будут реализованы ими и в ходе реального общения с одноклассниками.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

3. Дополнительные занятия с элементами театральной деятельности оказывают значимое влияние на развитие у обучающихся коммуникативных умений, направленных на учет позиции собеседника и кооперацию, на формирование у них положительного взаимодействия с окружающими. Поэтому работа с по формированию коммуникативных умений с элементами театральной деятельности, должна быть включена в коррекционно – развивающую программу.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

В     исследовании     использовались     следующие     диагностические методики:

I. Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федрищиным.

II. Для диагностики общительности использовалась «Методика изучения общительности как характеристик личности» М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой.

III. Для более точного изучения коммуникативных умений была использована методика Г.А. Цукерман «Кто прав?».

Проведя на первом этапе констатирующий эксперимент, мы получили следующие результаты по выделенным нами элементам коммуникативных умений:

Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса показали более высокий уровень развития коммуникативных способностей, чем учащиеся во 3 «А» и 3 «Б» классе. Выявлен большой процент детей, испытывающих затруднения в общении, которые не стремятся к контактам, скованы в компании, в особенности в общении с новыми людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. Объяснить столь большие трудности детей у половины 3 «А» и 3 «Б» класса и у учащихся из 1 «А» и 1 «Б» а так же экспериментальных 1 «В» и 3 «В» класса можно следующим образом: дети в денном возрасте направлены на общение, но для них важна игровая деятельность, взаимодействие с другими учениками происходит, особенно во 3 классе, через «учителя, который постепенно приучает их вступать в контакт друг с другом».

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Организаторские склонности лучше развиты у учащихся 1 «А» и 1 «Б» класса. Итак, детей, способных организовывать игры, мероприятия, планировать деятельность, больше во 1 «А» и 1 «Б» классе. Также, в этом классе есть дети, которые нуждаются в развитии организаторских склонностей. Хуже эти склонности развиты в 3 «А» и 3 «Б» классе и а так же экспериментальных 1 «В» и 3 «В».

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Развитие общительности во 1 «А» и 1 «Б» и 3 «А» и 3 «Б» а так же экспериментальных 1 «В» и 3 «В» классах разное. Итак, младшие школьники обоих классов владеют элементарными средствами общения, они с трудом способны понять другого человека, у них сформирована потребность в общении. Такие компоненты общительности как: эмпатия, контактность, потребность в общении, владение элементарными средствами – необходимо развивать.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

На основе полученных результатов и анализа развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, мы предложили программу развития коммуникативных умений включающую элементы театрализованной деятельности.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Учитывая тот факт, что переход на новый возраст не есть событие природное, натуральное; каждый переходный период должен быть понят и оформлен в определенных культурных средствах, в своеобразном обряде возрастной инициации.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Обнаружив, сколь часто младшие школьники развертывают навстречу учителю и одноклассников совсем не тот способ взаимодействия, в который приглашает детей взрослый (вместо поискового, неимитационного поведения демонстрируют поведение репродуктивное, игровое, коммуникативное), мы решили, что детей следует целенаправленно учить специфически взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Так родился замысел программы включающей элементы театральной деятельности, содержанием которого являются способы взаимодействия ребенка с учителем, со сверстниками, с самим собой. Коммуникативное взаимодействие с взрослым предполагает способность ребенка различать ситуации, требующие применения готовых образцов, и ситуации неподражательные, требующие создания новых образцов, отказа от применения старых, познавательных вопросов, с помощью которых ребенок может доопределить условия новой задачи самостоятельно. Коммуникативное сотрудничество с элементами театральной деятельности со сверстниками предполагает способность детей обнаруживать разницу своих способов действия и координировать их, строя совместное действие. Коммуникативное взаимодействие в нашей программе с собой предполагает прежде всего способность к адекватной дифференцированной самооценке. Развитие этих способностей происходит годами, в процессе решения детьми системы учебных задач.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Готовя детей и вводя новые — учебные способы взаимодействия на школьном, неучебном материале, мы не стремились сформировать развитые способы учебного взаимодействия: это невозможно. Наша задача была скромнее: построить у детей правильный образ коммуникативных ожиданий и дать им возможность поверить в выполнимость этих ожиданий. Для этого в течение первых трех месяцев обучения дети получали опыт успешного действования в различных театральных постановочных ситуациях, из которых будет складываться их дальнейшая жизнь.

Далее после проведения формирующего эксперимента в экспериментальных группах мы проведем повторное тестирование по тем же методикам.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Итак, оценивая влияние предложенной нами программы развития коммуникативных умений на основе театральной деятельности на данном этапе нашего исследования мы выявляли уровень развития коммуникативных умений младших школьников, дифференцирую их на экспериментальную группу (в которой проводился эксперимент) и контрольную (обучающуюся по обычной программе).

Из данных повторного тестирования видно, что учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса показали более высокий уровень развития коммуникативных способностей, в отличие от первого этапа эксперимента. Уровень развития коммуникативных способностей, учащиеся в 3 «А» и 3 «Б» классе, так же увеличился.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса так же как и при первичной диагностике показали более высокий уровень развития коммуникативных способностей, чем учащиеся в 3 «А» и 3 «Б» классе, однако несколько изменился процент по уровням сформированности данного навыка.

В 1 «В» классе 11% детей – очень высокий уровень, 45% учащихся – высокий уровень, 45% детей – средний уровень сформированности этих способностей. Во 3 «В» классе 11% детей показали высокий уровень, 75% учащихся – средний. Эти характеристики личности в контрольной группе по прежнему недостаточно развиты, так как мал процент детей с очень высоким уровнем. Заметим, что высок процент детей с уровнем развития коммуникативных навыков – средний.

По сравнению с первым этапом диагностики в экспериментальных группах выявлен меньший процент детей, испытывающих затруднения в общении. Стало больше детей которые стремятся к контактам, не скованы в компании, в особенности в общении с новыми людьми.

Организаторские умения в экспериментальной группе в теперь достаточной степени развиты у учащихся и первых и третьих классов. Не смотря на то, что большинство учащихся находятся на среднем уровне

В контрольной группе мы имеем практически те же результаты по организаторским умениям

Развитие общительности после проведения предложенной нами программы во 1 «А», 1 «Б» и 3 «А», 3 «Б» классах разное. В 1 «А» и 1 «Б» классе 73% учащихся показали низкий уровень развития этого умения. Тогда как во 3 «А» и 3 «Б» классе этот уровень показали 54% детей.

Такие компоненты как контактность, уровня владения элементарными средствами общения во 3 «А» и 3 «Б» классе по прежнему развиты немного лучше, чем во 1 «А» и 1 «Б».

По прежнему очень низки уровни развития понимания другого человека. В 1 «А» и 1 «Б» классе это умение не развито у большинства учеников младшие школьники классов владеют элементарными средствами общения, они способны понять другого человека, у них сформирована потребность в общении.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

В контрольной группе показатели изменились не сильно – это  низкий уровень развития понимания другого человека. Анализируя данные мы можем сделать следующие выводы: В контрольных классах большая часть детей так же решили все тестовые задачи эгоцентрично, т. е. признали одну из высказанных точек зрения верной, а другую ошибочной. В экспериментальных классах 49 % детей признали равноправие двух точек зрения при решении хотя бы одного тестового задания.

В контрольных классах 1 «В» и 3 «В» наивысшую отметку поставили себе 76 % детей, в экспериментальных — только 12%. Этот факт является косвенным свидетельством того, что в экспериментальных классах практически отсутствует инфантильная самооценка и процент таких детей снизился.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

В контрольном классе дети еще по прежнему сохраняют высокую, а точнее завышенную  самооценку.

Исходя их проведенного анализа по всем методика мы можем резюмировать, что наша программа направленная на развитие коммуникативных умений младших школьников на основе средств театральной деятельности принесла свои результаты, но учитывая кратковременный период реализации программы мы имеем результаты улучшения не всех компонентов коммуникативных навыков.

психолингвистики анализирует речевое позиции действие один из видов деятельности отражения как, частный случай деятельности вообще». С точки зрения изыскателя, рассматривая проблему речи любое речевое влияние в «поле смыслов», проще говоря, финальном результате сводится к заблаговременно намеченным реформированиям к изменению. В сфере в от человека знаний качестве одного определенных из системе отношения человека к миру педагогической применения являющихся деятельности мы непрерывно сталкиваемся основных средств воздействия с необходимостью комбинированный речи в что требует, частью речевой культуры[27. c.104]. опираемся на ряд педагогических, философских психологических, лингвистических работ становления речи учащихся речевой деятельности. Процессы мышления в условиях общения изучаются появления недочетов речи учащихся становления речи и, причины

Обучение по программам, направленным на развитие коммуникативных умений младших школьников, в целом продолжает развивать способы взаимодействия и соответствующие способности детей, делая это значимо эффективнее, чем традиционное обучение, но не используя пока до конца собственные развивающие возможности. Прежде всего это касается развития самостоятельности, инициативности детей в организации совместных действий со взрослыми и сверстниками — этого центрального условия рождения субъекта учебной деятельности на ее начальном, интерпсихическом этапе. Мы полагаем, что найденные в предложенной нами программе способы организации совместных действий на основе театральной деятельности смогут существенно продвинуть нас в решении этой насущной задачи.


Библиографический список
  1. Алифанова Е.М. Формирование коммуниктаивной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 2011.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. Методические рекомендации. – М. «Дрофа», 2011.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006. – 254 c.
  4. Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника. Дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2011.
  5. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2012, № 4.
  6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М., Воронеж, 2012.
  7. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // Русский язык в школе, 2006. – № 1. – С. 3-8.
  8. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка и школьный учебник// Русская словесность, 2006, № 4. С. 4–5, 39–43.
  9. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: Учебн. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. / Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2014.
  10. Быстрова Е.А. Школьники о русском языке //Русский язык в школе, 2009, № 4. С. 7–11.
  11. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – Москва: Эксмо, 2007. –416 с.
  12. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2014, № 6.
  13. Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности / Под ред. Э.А. Голубевой. М., 2009. С. 103 – 128.
  14. Кульневич С.И., Лакоценина Т.П. Современный урок – Издательство «Учитель». 2015.
  15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2012. – С. 135-157.


Все статьи автора «Голещихина Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: